Найти в Дзене
Святые места

Тайное учение Церкви — существует ли оно? Батюшка ответил честно

Люди, внешне малознакомые с жизнью Церкви, считают, что у нас есть какое-то тайное учение. Которое мы храним в недрах и преподается только избранным и так далее. У меня был один знакомый, главврач больнице. Так он считал, что в семинариях обучают гипнозу. И спрашивал меня об этом в приватных беседах. Я говорю: «Нет, никакому гипнозу нас не обучали». Он говорил: «Ладно, ладно, я понимаю, что тебе нельзя говорить. Но я-то знаю, что вас обучают этому». Люди почему-то считают, что у Церкви есть какое-то тайное учение. Как в тайном ордене и это тайное знание передается избранным. Они его хранят и никому не раскрывают. Например, когда мы начали восстанавливать Свято-Никольский храм, на месте, где должен стоять престол, была вырыта яма. Начал узнавать, зачем вырыли яму. Мне местные ребята сказали, что здесь всякие авантюристы искали клад. Какие-то поповские сокровища, которые, как они считали, были зарыты под престолом. Они не понимали, что сокровища в Церкви хранятся не под престолом,

Люди, внешне малознакомые с жизнью Церкви, считают, что у нас есть какое-то тайное учение. Которое мы храним в недрах и преподается только избранным и так далее.

У меня был один знакомый, главврач больнице. Так он считал, что в семинариях обучают гипнозу. И спрашивал меня об этом в приватных беседах.

Я говорю:

«Нет, никакому гипнозу нас не обучали».

Он говорил:

«Ладно, ладно, я понимаю, что тебе нельзя говорить. Но я-то знаю, что вас обучают этому».

Люди почему-то считают, что у Церкви есть какое-то тайное учение. Как в тайном ордене и это тайное знание передается избранным. Они его хранят и никому не раскрывают.

Например, когда мы начали восстанавливать Свято-Никольский храм, на месте, где должен стоять престол, была вырыта яма. Начал узнавать, зачем вырыли яму.

Мне местные ребята сказали, что здесь всякие авантюристы искали клад. Какие-то поповские сокровища, которые, как они считали, были зарыты под престолом.

Они не понимали, что сокровища в Церкви хранятся не под престолом, а на престоле. То есть евхаристическая чаша с телом и кровью Христовыми — это настоящие, истинные, подлинные сокровища.

Есть ли у Церкви тайные знания? Если серьезно говорить, то, конечно, есть.

Существует тайна, и не по той причине, что она скрыта, а по той причине, что ее не хотят принимать люди. И современные христиане, и люди, которые приходят в церковь и вникают в учение церковное.

Это знание о скорбях. О том, зачем они, эти скорби. То есть потрясения, трудности, тяжесть нашего бытия. Зачем они посылаются человечеству, не только христианам, но и всем людям. Зачем это происходит.

Без понимания этого вообще невозможно осознать, что же происходит в нашем мире. Невозможно понять, почему столько страданий и так далее.

Скорби — великая тайна Церкви, которая подается всем, кто хочет узнать об этом. Но люди затыкают уши, не хотят ничего слышать.

Например, приходят крестить ребенка, спрашиваешь: «Зачем хотите крестить?» «Ну, чтобы все было хорошо, чтобы не болел». Но ведь это же не к нам. Это оздоровительная физкультура и врачи, чтобы ребенок не болел.

И не факт, что с мирской точки зрения у вашего ребенка все будет хорошо, потому что очень часто напротив того бывает, что, когда человек принимает крещение, его начинают потрясать скорби и искушения.

Но люди ничего не хотят слушать, они, так скажем, привыкли вот так думать и хотят, чтобы было именно так.

А вообще скорби, как говорят святые отцы, это некая такая печать избранничества определенного.

Господь кого любит, того и наказует. А так как Он наказует всех, по моему наблюдению, нет человека, который живет без скорбей, то и любит Он всех. Вот это великая тайна.

Чтобы это тайное учение постичь, нужно иметь мужество, нужно иметь зрелость, нужно себе признаться в этом, принять это. Не затыкать уши, не прятать в голову, а действительно понять то, что Господь нас спасает скорбями.

Святитель Игнатий Брянчанинов в одном своем письме говорит, что скорби в истории Церкви были разные: сначала это были лютые гонения, воздвигаемые римскими властями против Церкви Христовой.

Потом были ереси, когда верить вроде бы было можно, гонений нет, но учение церковное было искажено ересями. И в конце времен будет третий период, когда не будет ни гонений, ни явных ересей, но будет всеобщее расслабление христиан, духовной жизни.

Мы будем скользить по поверхности духовной жизни, не вникая в ее глубину и, таким образом, не достигая спасения.

Эта скорбь современного мира действительно действует на церковь Христову в настоящее время. Проповедь везде звучит христианская, по крайней мере, в нашей стране. А жажда Слова Божия настолько велика, что люди жаждут, хотят услышать о Боге, хотят услышать о Христе.

А о чем они слышат? О политике, о военных действиях, о патриотизме, о ковиде – обо всем, только не о Христе. И вот это действительно скорбь.

Это своеобразное искажение церковного учения, скольжение по поверхности, православие в форме light. Отсюда у нас множество батюшек-мотоциклистов, парашютистов, культуристов, каратистов и других священников. И не только священников (я не хочу своих собратьев обидеть).

Просто это тенденция нашего времени, когда хотят смешать с христианством эти мирские направления, увлечения.

Вот это смешение, соединение несоединяемых вещей, как, например, православное боевое искусство. Боевое искусство не может быть православным. Оно может быть просто боевым искусством.

А человек, который применяет его, может быть либо мусульманином, либо христианином, православным или неправославным и так далее.

Но вот это вот стремление все подстроить под мир — это, конечно, тенденция нашего времени.

И такое поверхностное христианство, несерьезное, непроникновение в его глубины приносит настоящим, подлинным христианам, тем людям, которые стремятся ко спасению по-настоящему, великую скорбь и, как следствие, не достижение спасения и очищения своих страстей и грехов.

Текст основан на видео с канала «Храм Стригай». Читайте ещё👇