Найти в Дзене
Граф О'Мann

Милан Кундера "Встреча"

Перевод с французского Аллы Смирновой
Перевод с французского Аллы Смирновой

224 стр.

Приветствую всех на моём канале, где мы обсуждаем книги!

Сегодняшние заметки мне бы хотелось начать со сборника эссе Милана Кундеры (1929-2023) "Встреча", вышедшего в свет в 2009 году. Как и все такие сборники, посвящённые литературе, музыке, живописи - "Искусство романа", "Нарушенные завещания", "Занавес" - представляют для меня огромный интерес своей глубиной литературоведческой мысли, неожиданными открытиями, феноменальными тонкостями восприятия произведений искусства. Для меня Милан Кундера - мастер анализа текста. Многие его замечания и размышления могли бы стать темами для диссертации на филологическом факультете.

Что же такое - "Встреча"? Как определил сам автор, это - "... встреча моих размышлений с моими воспоминаниями, встреча старых тем (экзистенциальных и эстетических) со старыми друзьями (Рабле, Яначек, Феллини, Малапарте...)". Присоединимся к такой "встрече" и мы.

Экзистенциальные темы тесно переплетены с темами эстетическими - и размышления о них великого писателя всегда вызывает интерес. Вот некоторые из них:

1. Комическое отсутствие комического (на примере романа Ф.М. Достоевского "Идиот", из которого, по мнению Кундеры, можно извлечь всю антологию смеха).

2. Роман и потомство. Милан Кундера размышляет о том, что "детей не имеет едва ли один процент населения, между тем как по крайней мере половина главных персонажей романов остаётся бездетными". Автор указывает, что бездетны:

  • Пантагрюэль и Панург
  • Дон Кихот
  • Том Джонс
  • Вертер
  • все главные герои Стендаля
  • многие герои Бальзака и Достоевского
  • все основные персонажи Музиля
  • Швейк
  • герои Кафки (за исключением Карла Россмана) и т.д.

"И это бесплодие - отнюдь не сознательный замысел романистов, - считает Милан Кундера, - это суть искусства романа (или подсознательное этого искусства), питающее отвращение к производству на свет потомства".

3. Совпадение времени Истории и времени жизни главного героя - является ли это недостатком в романе?

4. "Банальность повседневности" - "это великое открытие романа XIX века" (М. Кундера).

Это лишь малая часть тех "экзистенциальных и эстетических тем", которые встречаются на страницах этого сборника.

Кроме того, дан хороший и несколько необычный анализ нескольких произведений мировой литературы. Особенно стоит выделить размышления Милана Кундеры над романом Анатоля Франса "Боги жаждут": сентиментальность и жестокость, дружба и предательство - как такие полюсные черты могут спокойно сосуществовать в одном человеке...

Однозначно рекомендую данную книгу к прочтению! Не пожалеете!