Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Конклав” (2024, Conclave): Нет правды на земле, но нет её и выше

Триллер “Конклав” Эдварда Бергера (Edward Berger) приоткрывает дверь в таинство выбора нового Отца Рима – конклава, самого секретного и священного процесса в мире; он рассуждает о сложности понятия “идеальный”; встаёт в тупик перед тем, что от правильного выбора нового главы Католической церкви зависит основа существования Церкви в целом – и сложность в том, что неизвестно, какой он, правильный выбор. Это неспешное повествование, крутых поворотов и экшена тут нет, но секреты, разумеется, раскрываются. Очень важно то, что режиссёр выдержал образ кардинала в своём повествовании. Кардиналы в Римско-Католической церкви – это привилегированный класс римского духовенства, должностные лица Римской курии (бюрократический орган), к ним обращаются “Ваше высокопреосвященство”, в обществе их могут называть князьями церкви. В Риме в начале VI века слово cardinalis стало означать “выдающийся” или “высший”. Всё повествование тут передаёт собранность и высокий статус, сами планы выстроены очень элега
Оглавление

Триллер “Конклав” Эдварда Бергера (Edward Berger) приоткрывает дверь в таинство выбора нового Отца Рима – конклава, самого секретного и священного процесса в мире; он рассуждает о сложности понятия “идеальный”; встаёт в тупик перед тем, что от правильного выбора нового главы Католической церкви зависит основа существования Церкви в целом – и сложность в том, что неизвестно, какой он, правильный выбор.

Это неспешное повествование, крутых поворотов и экшена тут нет, но секреты, разумеется, раскрываются. Очень важно то, что режиссёр выдержал образ кардинала в своём повествовании. Кардиналы в Римско-Католической церкви – это привилегированный класс римского духовенства, должностные лица Римской курии (бюрократический орган), к ним обращаются “Ваше высокопреосвященство”, в обществе их могут называть князьями церкви. В Риме в начале VI века слово cardinalis стало означать “выдающийся” или “высший”. Всё повествование тут передаёт собранность и высокий статус, сами планы выстроены очень элегантно.

Словом, Эдвард Бергер разыграл интересное действие. После этого захотелось прочитать роман, по которому написан сценарий – роман “Конклав” британского писателя Роберта Харриса (Robert Harris), который вышел в 2016 году. И я убедилась, что мне определённо нравится стиль этого режиссёра – военная драма “На Западном фронте без перемен” и мини-сериал “Патрик Мелроуз” меня также очень впечатлили. Надеюсь, и проект Helltown про Курта Воннегута, находящийся в подвешенном состоянии, наконец придёт к внятной разработке.

Теперь – к “Конклаву”.

постер к триллеру "Конклав" (2024), режиссёр Эдвард Бергер
постер к триллеру "Конклав" (2024), режиссёр Эдвард Бергер

Сюжет

В Ватикане скоропостижно от сердечного приступа скончался Папа Римский. Обязанность по организации конклава возложена на кардинала Томаса Лоуренса (в исполнении Рэйфа Файнса), декана Коллегии Кардиналов.

Три недели спустя накануне конклава в Ватикан съехались кардиналы со всего мира. У каждого есть своя точка зрения на будущее церкви и мира, у каждого есть свои сторонники, но что ещё сложнее – у основных кандидатов есть свои тайны, которые могут помешать им занять желанное место. Потому выбрать нового главу Католической Церкви оказалось не так просто.

Более того, почивший Папа Римский имел свои планы.

Мысли и впечатления после просмотра

Сценарий триллера подготовил ребус, который раскрывается постепенно и даёт пищу для размышлений как в процессе просмотра, так и в финале. Тема для них: совершенство небезупречно. И обстановка, в которую помещён этот вопрос (Ватикан, красные одеяния священнослужителей, которые вроде как намекают на святость), усиливает эмоции.

В Ватикан на конклав прибывают более ста кардиналов. Лидеры обозначаются сразу: либеральный американец кардинал Альдо Беллини (в исполнении Стэнли Туччи); консерватор из Канады кардинал Джозеф Трембле (в исполнении Джона Литгоу); венецианский католик-традиционалист кардинал Гоффредо Тедеско (в исполнении Серджо Кастеллитто); нигерийский консерватор-социалист кардинал Джошуа Адееми (в исполнении Лусиана Мсамати); “тёмная лошадка” в гонке за победу кардинал Кабула Винсент Бенитес, мексиканец по национальности (в исполнении Карлоса Диеза) и, конечно, Томас Лоуренс, английский либерал, сторонник Альдо Беллини и ярый противник Тедеско.

По словам Альдо Беллини, нет такого Кардинала, который не мечтал бы стать Папой Римским, потому каждый из прибывших на конклав кто-то в тайне, кто-то открыто видит себя победителем и уже выбрал имя, под которым его будут знать в мире. Альдо Беллини в какой-то момент называет конклав войной, в нём обязательно нужно занять сторону – и он оказывается прав. Тайный кардинал, методичное выбывание кандидатов из гонки, раскрытие секретов, мешающих подняться по карьерной лестнице – всё это есть.

Раскрывается то, что среди фаворитов оказались не такие уж идеальные личности – один согрешил в молодости, другой занимается покупкой церковных должностей, третий угрожает развалить пятидесятилетнюю работу. Но история Ватикана знала Папу, состоявшего в Hitlerjugend и сражавшегося за нацистов (Бенедикт XVI), были Папы-сторонники коммунистов и нацистов, были Папы, закрывавшие глаза на сексуальные надругательства над детьми. “Мы никогда не найдём кандидата, на котором нет 'чёрной метки’”, потому что все люди служат идеалу, а сами идеальными стать не могут. Это важная тема, поднимаемая в сюжете, и финал получился ироничный, на самом деле. Конклав всё же избирает нового Папу, кто называет своё имя – Иннокентий, или Innocent (невинный), что звучит неоднозначно в контексте истории, доказывая, что идеала не достичь, а важно обращать внимание на нюансы.

Пожалуй, единственный, кто отказывается от прописной истины (отрицает, что хочет в Папы), это кардинал Томас Лоуренс, декан Коллегии. Причём сценарий словно над ним подшучивает. Он словно сталкивает Бенитаса и Лоуренса, вызывая вопросы – кто из них задумал неладное и какую игру они оба ведут. Кто из них большая “тёмная лошадка”.

Томас Лоуренс (в исполнении Рэйфа Файнса)
Томас Лоуренс (в исполнении Рэйфа Файнса)

Кардинал Томас Лоуренс признаётся Беллини, что испытывает кризис веры, у него проблема с молитвой, как он говорит. Незадолго до кончины Папы он просил позволения покинуть Ватикан, но тот отказал в этой просьбе. Другое “но” заключается в том, что кардинал Лоуренс набирает голоса на голосованиях, что идёт в разрез его заявлениям о нежелании победить и вызывает недовольство Беллини; а в сцене ближе к финалу становится ясно, что Лоуренс знает, под каким именем бы занял престол (Иоанн), доказывая правоту и проницательность Беллини.

Кардинал Кабула Винсент Бенитас (в исполнении Карлоса Диеза)
Кардинал Кабула Винсент Бенитас (в исполнении Карлоса Диеза)

Кардинал Винсент Бенитес представляет собой загадочную личность. Он появляется в канун конклава, сам Лоуренс ничего не знал о его существовании. Выясняется, что Папа Римский назначил его кардиналом Кабула в прошлом году и держал это в секрете. Бенитес лишнего не говорит, держится в стороне ото всех (его и показывают обычно в полутьме/для контраста – кардинал Тедеско всегда ярко освещён, что подчёркивает его экспрессивную шумную натуру) и в конце произносит самую трезвую и внятную речь, из которой понятно, что он заглядывает в суть Папства, а не в престиж этого титула: “При всём уважении, что вы знаете о войне? Я вёл служения в Конго, Багдаде и Кабуле. Видел ряды убитых и раненых, христиан и мусульман. Когда вы говорите, что мы должны сражаться – с чем, по-вашему, мы сражаемся? Думаете, с заблудшими людьми, которые совершили сегодня страшные деяния? Нет, брат мой. Мы сражаемся с тем, что внутри всех нас. Если мы предадим это ненависти сейчас, если будем выбирать стороны, а не стоять за всех мужчин и женщин… Я первый раз здесь среди вас. И, полагаю, что последний. Простите, но за последние несколько дней мы повели себя как маленькие малодушные люди, беспокоились только о себе, о Риме, о выборах, о своей власти. Но это всё – не Церковь. Церковь – это не традиция, не прошлое, а то, как мы будем действовать дальше”.

Нотка недоверия и подозрительности звучит на протяжении всего повествования. Здесь важно сомневаться. Ставки крайне высоки. Они должны ощущаться не только в среде кардиналов, трепещущих в ожидании, но и передаваться через экран зрителю. Этот эффект действительно достигается. В неуверенности находятся не только кардиналы, сам Папа был крайне мнителен, он никому из своих подчинённых не верил, отчаянно шпионя за каждым, как раскрывается в итоге. Исключением был только Томас Лоуренс – он всё-таки не позволил ему уйти. Он верил, что тот сделает верный выбор.

На время конклава всех кардиналов изолировали от внешнего мира (латынь cum clave – “под ключом”), чтобы они не знали о происходящем (а во время конклава в Риме прошла серия терактов) и это бы не влияло на принятие их решений. Визуально это поддерживается статичными планами, которые напоминают монументальные картины, огромные полотна, изображающие сюжеты средневековой Италии. Ставни на окнах были опущены, двери заперты, все кардиналы оказались в обособленном мирке. В финале же тяжесть с плеч Томаса Лоуренса сходит, это становится понятно не только по его лицу, но и по поднятию ставней, по вливающемуся в комнату свету – так изоляция сменяется свободой, но в данном случае это стало освобождением для самого Лоуренса. Скорее всего, он поверил, что его молитвы всё-таки работают и он напрасно в них сомневался, а самое главное, что ему становится ясно, что он выполнил свой долг.

Ремарка о действующих лицах

Триллер “Конклав”, кстати, – это пример фильма, в котором продуманы роли актёров второго плана, они привносят смысл в повествование, играют пусть маленькую, но значительную роль, то есть здесь нет “забытых” персонажей. Маленькие роли – сестры Агнес (в исполнении Изабеллы Росселлини) и Шануми, кардиналы Джошуа Адееми, Винсент Бенитас и Альдо Беллини. Здесь для каждого действующего лица отведена логичная важная роль, которая “выстреливает” в нужный момент. Томас Лоуренс, который в структуре повествования является главным героем, но, напротив, его герой совсем не хочет играть главную роль, быть главным. Он отодвигает себя на второй план, и, учитывая это, сценарий попеременно выдвигает то одного, то другого кардинала, обрисовывая его натуру и делая его якобы “главным”.

Сестра Агнес (в исполнении Изабеллы Росселлини)
Сестра Агнес (в исполнении Изабеллы Росселлини)

Монахиням запрещено голосовать за Папу, служить мессу и находиться в Сикстинской капелле во время заседаний конклава. Их роль – это обслуживание кардиналов (приготовление еды, уборка, сервировка стола). Старшей в ордене монахинь является Сестра Агнес. Она должна не только руководить своими подчинёнными, она невольно вовлечена в кардинальские интриги. Но женский образ тут важен и для того, чтобы высветить, как мужчины любят власть, как она их ослепляет. Она подаёт голос в одной из ключевых сцен, одновременно разрешая спор и давая понять, что не только мужчины умеют трезво мыслить и принимать решения: “Я знаю, что наша роль – быть невидимыми, но Бог, тем не менее, дал нам глаза и уши”.

Интересный факт

  • Эдвард Бергер и продюсеры изначально не собирались прибегать к помощи Ватикана, чтобы узнать о процессе выборов. Они не станут помогать.
  • На помощь пришли отдельные кардиналы, которые когда-либо участвовали в конклавах, но опять же они рассказали об общих деталях. Например, о том, что Коллегия кардиналов останавливается в Casa Santa Marta на время конклава и что им помогает орден монахинь.
  • Религиозный консультант подсказал, как снимается и уничтожается кольцо покойного папы, как правильно носить пилеолус (красную кардинальскую шапку) и как правильно держать руки во время молитвы.
  • На роль Винсента Бенитеса режиссёр Эдвард Бергер не хотел брать знаменитого актёра. Он хотел выбрать того, кто бы убедительно произнёс ключевую речь, и ему можно было бы поверить. Идеально подошёл мексиканец Карлос Диез (Carlos Diehz), которого нашли на международном открытом кастинге. Актёрскую карьеру он начал всего лишь в 2020 году, а по первому образованию он дизайнер-архитектор.