Даже если вы никогда не задумывались о поездке в Индийские Гималаи, вы совершенно точно не один раз слышали название самой знаменитой и самой живописной местной достопримечательности - Кашмирской долины. Местные ее нескромно называют "раем на Земле" и тому есть, а точнее сказать, был, ряд причин.
И конечно мы не могли пропустить это место в своей поездке по северу Индии.
Главной целью был многодневный пеший поход с палатками вокруг "Великих" кашмирских озер.
О самом походе я обязательно расскажу подробнее в одной из следующих статей, а сегодня о приятном сюрпризе, который приготовила нам летняя столица Кашмира – город Шринагар.
Шринагар знаменит озером Дал и его плавучими-отелями - хаусботами, которыми это озеро усыпано. Ну и как же можно было хотя бы одну ночь не провести в этих роскошных дворцах, а именно дворцами их величает местное население.
Нам так понравилось, что вместо одной ночи мы провели здесь аж целых три. И сегодня хочу вам рассказать, чем же уникальны это плавучие отели, почему они вообще возникли, сколько стоит здесь ночь. И обязательно расскажу о ложке дегтя - все же и без нее не обошлось.
Хаусботы - это не просто лодки, это настоящие плавучие дворцы с резными балконами и коврами ручной работы. А ещё за этой красотой скрывается история, начавшаяся в XIX веке, когда британцы искали способ обойти строгие законы княжества Джамму и Кашмир, запрещавшие иностранцам владеть местной землей.
Чтобы оставить себе кусочек рая, колонизаторы начали строить дома на воде. Первые хаусботы появились в 1880-х годах, и их популярность стремительно росла. С тех пор плавающие дома стали символом озера Дал, а местные мастера довели искусство их создания до совершенства.
В наши дни мастера подусохли, да и богатых колонизаторов из страны изгнали, поэтому из 3000 плавучих дворцов, существовавших в семидесятые годы прошлого столетия, до восьмидесятых доплыли только 2000, а на сегодняшний день так и вообще их число сократилось до 750.
Причин вымирания лодок-дворцов много - цены содержания, низкая рентабельность, спад туризма и так далее.
Несмотря на то, что сегодня внешне все корабли схожи, цена на проживание в них сильно варьируется. За самый дешевый номер просят чуть больше тысячи рублей. Самый дорогой обойдется в более чем 7000 рублей за ночь.
Для удобства проживающих вся набережная, напротив которой паркуются плавучие дворцы, усыпана пронумерованными причалами. Сколько их точно, я не возьмусь сказать, потому что сам догулял только до причала номер двадцать.
У каждого из таких причалов кучкуются шикары - маленькие резные лодочки, которые готовы как довести до нужного отеля, так и просто покатать по озеру, показав достопримечательности.
В зависимости от расположения вашего плавучего отеля и навыков ведения переговоров, вас могут прокатить из за 50 рублей, и за 500.
Выбор и бронирование лодки, как и любого другого жилья в Индии, стал конечно той еще головной болью. И все из-за того, что это просто страна поддельных отзывов и нереальных фотографий. Наверное поэтому мы изначально решились забронировать только одну ночь.
Размещенные фото в букинге выглядели неплохо, но что там окажется на самом деле, одному богу было известно.
На наше счастье, нам действительно повезло с выбором, и это мы поняли сразу как переступили с шикары на борт отеля, точнее, группы отелей.
Группой отелей, кстати, здесь называется конструкция, когда две или более лодок соединены одним причалом.
Делается это в основном для того, чтобы увеличить количество номеров, ну и конечно же разместить дополнительный объект в системах бронирования. Там и каждая лодка, получается, отдельно есть, и дополнительно группа лодок числится. Мошенничество еще то, но Индия же…
Так вот, наша группа лодок состояла из двух лодок гостевых и одной хозяйской. Все соединены общим крыльцом-причалом.
И в нашей со входа все оказалось очень неплохо:
Резные деревянные перегородки, ковры. Люстра, хоть и новодел, но тоже с закосом под роскошь. Везде ковры и очень много стульев, кресел и пуфиков. Чуть дальше мини-бар из массива и холодильник с прохладительными напитками.
Дальше вдоль узкого коридорчика располагались три гостевых номера, но на наше счастье, соседей в отеле не было.
В спальне смесь стилей: резная деревянная кровать, возможно даже дожившая со времен первых хозяев, выглядела крайне дорого-богато, но вот неоновая подсветка как-то плохо с ней сочеталась.
На потолке вентилятор, на полах ковры...
В ванной все оказалось уж совсем по-современному скромно: на полу линолеум "под дерево", стены обиты оцинковкой, ну и "роскошные" шторки, которые просто дико не вписываются ни во что.
Наличие ванной не могло не радовать, но взглянув на ее поверхность, мы как-то усомнились в гигиеничности и побрезговали ей пользоваться.
Бедновато, по сравнению с прихожей, но на фоне других отелей, в которых мы останавливались в этой стране - вполне себе барское размещение.
Вы наверное сейчас задаетесь вопросом, ходят ли эти лодки по озеру, катая постояльцев? К сожалению нет. Сегодня участки озера в местном гос. реестре закреплены подобно земельным участкам, то есть каждый владелец лодки имеет своим квадратные метры озера и никуда перемещаться не модет.
Собственно, это и логично, потому что как иначе бы они здесь сделали канализацию?
В колонизаторские-то времена все явно в озеро сливалось, но сегодня все более-менее экологично, и отбросы уходят по трубам.
Кстати, если вам интересно, сегодня на лодках живут не только туристы. Общее население плавучей части города насчитывает около 50,000 человек.
Ну и напоследок немного о моих субъективных ощущениях.
Мне здесь очень понравилось!
Ковры, люстры - это, конечно, все показушная роскошь, а вот настоящая - это позволить себе просто сидеть на крылечке лодки с чаем, любоваться на горы, которые видно прямо с крыльца и не делать ничего. Перед долгим и сложным походом по горам самое то.
Единственный недостаток обнаружился на следующее утро после нашего прибытия, и он, конечно, омрачал отдых – оказалось, что от назойливых местных торговцев нельзя скрыться даже на озере; небольшие лодки, едва завидев нас на борту, постоянно подплывали и пытались продать свои товары.
И если чай, кофе и печеньки с доставкой приходились очень часто вовремя, то когда твою шхуну берет на абордаж торговец жемчугом, выкладывает перед тобой всю свою поклажу и минут 20 тебе приходится потратить на то, чтобы его спровадить - это перебор.
Продавали и жемчуг, и кашемир, и деревянные резные игрушки. Ненавязчиво так, просто высаживались с лодки и шли показывать тебе свои сокровища.
Этот момент не очень понравился, но в остальном опыт очень интересный, поэтому если собираетесь в эти края – крайне рекомендую!
Читайте так же: