Найти в Дзене
Рукописи не храпят

Фэнни Флэгг. Жареные зелёные помидоры в кафе "Полустанок"

"Эх, сейчас почитаю позитивный спокойный роман! Ведь это же Фэнни Флэгг, автор волшебной истории "Рождество и красный кардинал". - размечталась я. "Трижды ха!" - отвечают мне книжные боги и щедро отсыпают стеклища. Фэнни Флэгг. Жареные зелёные помидоры в кафе "Полустанок" Итак, что же это за книга? Роман об американском городочке вокруг железнодорожной станции. Вместе с этим городком и его обитателями мы проживём годы от Великой Депрессии, почти до восьмидесятых. Без прикрас и сантиментов. Эта книга - срез истории и культуры повседневной Америки. Мы столкнёмся и с Ку-клукс-кланом, и со становлением женской независимости, и с бытовым насилием, и с настоящей добротой и дружбой. Судьбы горожан переплетаются, рушатся и возрождаются (рушатся чаще). Растут их дети, взрослеют, идут своей дорогой. У каждого героя будет и своё горькое горе и свой кусочек счастья. По стилю и смыслу похоже на "Вызовите акушерку" Дженифер Уорф, но без настолько светлого послевкусия. Хотя! У книги есть продолжение

"Эх, сейчас почитаю позитивный спокойный роман! Ведь это же Фэнни Флэгг, автор волшебной истории "Рождество и красный кардинал". - размечталась я.

"Трижды ха!" - отвечают мне книжные боги и щедро отсыпают стеклища.

Фэнни Флэгг. Жареные зелёные помидоры в кафе "Полустанок"

Итак, что же это за книга? Роман об американском городочке вокруг железнодорожной станции. Вместе с этим городком и его обитателями мы проживём годы от Великой Депрессии, почти до восьмидесятых. Без прикрас и сантиментов.

Эта книга - срез истории и культуры повседневной Америки. Мы столкнёмся и с Ку-клукс-кланом, и со становлением женской независимости, и с бытовым насилием, и с настоящей добротой и дружбой.

Судьбы горожан переплетаются, рушатся и возрождаются (рушатся чаще). Растут их дети, взрослеют, идут своей дорогой. У каждого героя будет и своё горькое горе и свой кусочек счастья.

По стилю и смыслу похоже на "Вызовите акушерку" Дженифер Уорф, но без настолько светлого послевкусия.

Хотя! У книги есть продолжение. И возможно в нём-то и "собака порылась", хотя я ума не приложу, что тут можно продолжать...

Я бы отнесла уже эту книгу к классике 20-го века, достойной включения в школьную программу и не мучилась! В конце концов, это очень достойный крепкий роман на тему "ох, жизнь - жиза..."

И, к слову, слог у Флэгг чудо как хорош, а перевод делает текст таким же лёгким (в плане чтения) и притягивающим, как эти дивные зелёные холмы на обложке.

❗️ Внимание ❗️ Для тех, кому не приемлемы однополые чувства ни в каком виде, формате, полунамёке - имейте ввиду, что хозяйки кафе Иджи и Руфь - пара. Эротических сцен в книге нет, прославления/пропаганды/навязывания чего-то эдакого тоже. Но одни из центральных, однозначно положительных персонажей, больше, чем просто подруги. Ну или чертовски близкие подруги, но сюжет книги только вокруг этого не вертится.

Цитаты:

В кафе было только четыре стола и несколько не слишком надежных стульев. – Миссис Тредгуд засмеялась. – Вечно садишься и не знаешь, выдержит тебя стул на этот раз или развалится. Кассового аппарата у них не было. Деньги хранили в коробке из-под сигар, из нее же и сдачу давали. На стойке лежали картофельные чипсы, фотографии известных футболистов, расчески, жевательный табак, наживка для рыбы и маленькие дудочки из кукурузного початка.
Иджи открывала кафе на рассвете и не закрывала, пока, по ее словам, последняя собака не наестся. Большая сортировочная станция была всего в двух кварталах, и все железнодорожники ели в этом кафе, и цветные и белые. Только цветных обслуживали с черного хода. Конечно, многие выражали недовольство, что она продает еду неграм, и нередко из-за этого бывали стычки. Но она говорила: «Никто не смеет указывать, что мне можно делать, а чего нельзя». Клео сказал, что она в одиночку решила бороться со всем Ку-клукс-кланом, и возражать ей бесполезно. Вот так и получилось, что наша милая, добродушная Иджи обернулась храбрым рыцарем и ринулась в неравный бой.

***

Грэди бросил шляпу на вешалку и сказал Иджи:
– Есть разговор.
Она принесла кофе и села напротив. Грэди навалился грудью на стол и приступил к своим нелегким обязанностям.
– Иджи, тебе не следует продавать еду черным, и ты это не хуже меня знаешь. В городе есть парни, которые не очень-то это дело приветствуют. Никто не желает обедать в помещении, куда заходят черные, это неправильно, и вообще, ты не должна этого делать.
Иджи немного помолчала и кивнула головой в знак согласия.
– Ты прав, Грэди, я и сама прекрасно знаю, что не должна этого делать.
Грэди откинулся на спинку стула и с облегчением вздохнул. Но она продолжала:
– Смешно получается, правда, Грэди? Вечно люди делают то, чего им не следует делать. Возьми, например, себя. По-моему, многие уверены, что в воскресенье после службы тебе не следует ходить к реке на свидания с Евой Бейтс. Глэдис наверняка считает, что тебе не надо этого делать.

***

Что это за сила, что за внутренняя угроза, этот невидимый пистолет, приставленный ко лбу, который держит ее под прицелом всю жизнь?.. Откуда этот страх, что ее как-нибудь обзовут?
Некогда она хранила девственность, чтобы ее не обозвали потаскушкой или давалкой. Вышла замуж, чтобы не обозвали старой девой. Изображала оргазм, чтобы не обозвали фригидной. Нарожала детей, чтобы не обозвали бесплодной. Не стала феминисткой, чтобы не обозвали лесбиянкой или мужененавистницей. Никогда не ворчала и не повышала голос, чтобы не обозвали стервой…
Она так старалась, и все-таки этот незнакомый парень швырнул ее в сточную канаву, полную таких слов, какими мужчина может обозвать женщину только в приступе страшного гнева.

Ну что же, не фэнтези единым, как говорится 🤷‍♀

#современная_проза

Раньше всего отзывы и обзоры на книги выходят у нас в телегам. Подписывайтесь https://t.me/pro_novel