Не секрет, что многие наши соотечественники недоумевают, зачем вообще изучать гуманитарные предметы, если это потом не скажется напрямую на уровне дохода? Многие люди мыслят сугубо утилитарными категориями, не обращая внимания на духовно-культурную составляющую. То есть, во главу угла ставятся деньги, другие материальные факторы, к появлению которых знание истории приводит далеко не в первую очередь. И далеко не обязательно. Именно поэтому я решил написать данную статью, чтобы порассуждать о пользе истории, о её влиянии на развитие личности не только будущих учёных историков, но и всех людей, кто занят в других областях. Какую пользу именно им даст моя любимая наука.
Итак, прежде чем ответить на эти два наиболее популярных вопроса, касающихся истории, уместно будет разобраться в том, что же представляет из себя данная наука, а также вкратце рассмотреть основные этапы её развития. Понять, как история стала такой, какой мы её знаем.
Как зародилась историческая наука?
Да, история – это не просто познавательные и захватывающие рассказы о прошлом, а вполне серьёзная наука, наравне с физикой, математикой, географией и т. д. Подтверждается это и тем, что история имеет свой объект и предмет изучения, понятийный аппарат, методологию, функции, что является составляющим научного знания. Что касается определения, то наиболее точным можно считать следующее: история - это гуманитарная наука, которая изучает прошлое человечества, его становление и развитие, мировоззрение, особенности социальных структур и пр. В общем говоря исследует все то, что связанно с жизнедеятельностью наших предков.
С глубокой древности каждые народы передавали из поколения в поколения различные сведения о жизни предков, часто переплетая события с мифологическими сюжетами. Зачастую такие повествования носили поучительный (дидактический), развлекательный характер, и конечно же ставили перед собой цель донести следующим поколениям о событиях минувших лет. А об истории как о науке следует говорить с V в. до н. э. Её основателем принято считать древнегреческого философа и историка Геродота, которого часто именуют «отцом истории». В своём главном и фундаментальном труде «История» Геродот впервые сформулировал определение истории, определив её как науку изучающую прошлое человека.
Позже, схожий подход к истории будет перенят исследователями в Древнем Риме. Тем не менее, несмотря на успехи античной цивилизации в развитии исторического знания, история вплоть до XIX в. еще не отделилась окончательно от других наук и не сформировалась в качестве отдельной дисциплины. Заметная роль в дальнейшем изучении истории принадлежит немецкому историку Леопольду фон Ранке, который призывал уделять большое внимание анализу источников для наиболее правильной и правдоподобной реконструкции. В XX и XXI вв. историческая наука не остановилась в своём развитии. Наоборот, меняются подходы к изучению, открываются и изучаются новые источники, создаются новые направления и т. д. Как отметил один из самых знаменитых французских историков XX в. Марк Блок в своей работе «Апология истории», история переживает свое детство.
Таким образом, история — это наука которая не стоит на месте. Несмотря на то, что появление науки уходит корнями в далёкую античную эпоху, современные исследователи находят все новые и новые источники, которые могут иначе посмотреть на, казалось бы, неопровержимые факты; создаются оригинальные и необычные концепции и теории. Все эти составляющие делают историю одной из главнейших научных дисциплин, которая формирует наше мировоззрение. Не зря в школе истории уделяется такое большое внимание, поскольку государство осознает всю важность этого предмета как основополагающего в формировании разносторонней, просвещенной и любящей свою страну личности. Поскольку история составляет такую большую часть в жизни любого человека вне зависимости от возраста, то вполне очевидно, что могут возникнуть те два вопроса, которым посвящена статья.
Начнём с объяснения того, что изучает история. Как Я писал уже выше, основной объект рассматриваемой нами науки – деятельность человечества в прошлом. Эта деятельность проявляется во всем, начиная от внутренней и внешней политики, жизни исторических деятелей, военных походов, до развития сельского хозяйства, искусства, моды и т. д. Таким образом, это показывает, что история наука многоотраслевая, предмет её изучения зависит от исследователя.
Зачем нужно изучать историю? Может, ну её? :)
Ну а теперь перейдём к самому интересному вопросу: зачем учить историю? Мнения по этому суждению очень противоречивы. Так, одни утверждают, что история не более чем школьный предмет, необходимый для получения оценки в аттестат или сдачи ОГЭ или ЕГЭ для дальнейшего обучения. Для других история ограничивается рамками усвоения основного, базового материала для понимания прошлого. Однако существуют и те, кто не воспринимает эту науку всерьёз, находя при этом огромное количество доводов, начиная о того, что в ней много непонятных тем, до того что это лишь инструментом пропаганды, а настоящая история скрыта от нас. Несмотря на всевозможные варианты того, как общество относится к этой гуманитарной дисциплине, её важность будет актуальна всегда. Приведу пять наиболее убедительных причин:
1) Прежде всего, история объясняет нам современные события, о которых мы слышим каждый день. Без знания того, что происходило в прошлом, мы не до конца будем понимать настоящее, не сможем составить наиболее возможные сценарии развития грядущих событий и т. д. Как говорил великий русский критик и публицист Виссарион Григорьевич Белинский: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее».
2) История позволяет нам узнавать о различных культурных традициях и ценностях народов, населяющих нашу страну и планету. Эта наука показывает нам роль и место различных народов как в региональном, так и мировом развитии. Помогает почувствовать связь поколений. Главное, что изучение истории помогает нам понять тот факт, что различные культуры и народы имеют свои особенные ценности, традиции и убеждения, которые в совокупности формируют мировую историю.
3) История обладает огромной силой вдохновения. Мы можем учиться на ошибках наших предков, а также использовать их успехи для достижения собственных целей. История — это бесценный кладезь знаний, откуда можно подчерпнуть много чего интересного. Например, на написание «Капитанской дочки» А. С. Пушкина вдохновила история Емельяна Пугачёва.
4) Расширение своего кругозора и культурного уровня. Конечно же без знания истории человека сложно назвать разносторонней и образованной личностью, поскольку данная наука встречается во всём. Даже изучая любую другую дисциплину, будь – то физика, биология или география, прежде всего рассматривается история развития того или иного процесса, явления, объекта с древнейших времен до современности. Также с событиями истории мы сталкиваемся в книгах, фильмах, музеях и т. д. Сразу же можно вспомнить многотомное произведение Л. Н. Толстого «Война и мир», которое изобилует событиями Отечественной войны 1812 г.
5) История развивает самое важное умение – составлять причинно–следственные связи. Этот навык будет полезен при изучении любых гуманитарных наук. Вы научитесь составлять и выявлять причины, поводы, последствия различных процессов, давать разноплановую оценку тому или иному периоду. Смотреть на каждое событие с разных позиций, возможности проведения собственного исследования .
Данный список можно перечислять и дальше, однако дальнейшие причины по которым необходимо изучать историю будут вытекать из вышеуказанных утверждений.
В заключении я хотел бы сказать, что история – одна из интереснейших наук, с которой мы сталкиваемся, хотя мы можем и не подозревать, практически каждый день. Книги, новости, фильмы, музеи и многое другое все так или иначе включает в себя исторический подтекст, без понимания которого невозможно понять то что Вы слушаете, читаете или смотрите. Перечисленные в статье причины, по которым необходимо изучать данную науку, доказывают её значимость для человека. Без знания исторических процессов, оказавших существенное влияние на развитие нашей страны и мира мы будем дезориентированы в современном мире, не осознавать почему события разворачиваются таким образом. Будет уместным вспомнить слова Василия Осиповича Ключевского, который писал: «Без знания истории мы должны признать себя случайными, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём живём, как и к чему должны стремиться». Поэтому, изучение истории - это хорошее знание прошлого, на основе которого можно построить лучшее будущее как для себя, так и для окружающего нас мира.
А если у вас имеются любые вопросы, касающиеся истории, подготовки к экзаменам и т.д., вы всегда можете обраться ко мне, записаться на бесплатную консультацию.
Мои ресурсы:
1. Мой сайт - страница записи: http://al-hist.ru/zapis-na-zanyatiya.html
2. Группа Вконтакте: https://vk.com/repetitor_of_history
3. Телеграмм канал: https://t.me/alex_ege_history
4. Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCfPgIRYsXYqR_Z0katk9JiQ