Найти в Дзене

Зачем учить историю? И что именно изучает историческая наука?

Не секрет, что многие наши соотечественники недоумевают, зачем вообще изучать гуманитарные предметы, если это потом не скажется напрямую на уровне дохода? Многие люди мыслят сугубо утилитарными категориями, не обращая внимания на духовно-культурную составляющую. То есть, во главу угла ставятся деньги, другие материальные факторы, к появлению которых знание истории приводит далеко не в первую очередь. И далеко не обязательно. Именно поэтому я решил написать данную статью, чтобы порассуждать о пользе истории, о её влиянии на развитие личности не только будущих учёных историков, но и всех людей, кто занят в других областях. Какую пользу именно им даст моя любимая наука. Итак, прежде чем ответить на эти два наиболее популярных вопроса, касающихся истории, уместно будет разобраться в том, что же представляет из себя данная наука, а также вкратце рассмотреть основные этапы её развития. Понять, как история стала такой, какой мы её знаем. Да, история – это не просто познавательные и захватываю
Оглавление

Не секрет, что многие наши соотечественники недоумевают, зачем вообще изучать гуманитарные предметы, если это потом не скажется напрямую на уровне дохода? Многие люди мыслят сугубо утилитарными категориями, не обращая внимания на духовно-культурную составляющую. То есть, во главу угла ставятся деньги, другие материальные факторы, к появлению которых знание истории приводит далеко не в первую очередь. И далеко не обязательно. Именно поэтому я решил написать данную статью, чтобы порассуждать о пользе истории, о её влиянии на развитие личности не только будущих учёных историков, но и всех людей, кто занят в других областях. Какую пользу именно им даст моя любимая наука.

Итак, прежде чем ответить на эти два наиболее популярных вопроса, касающихся истории, уместно будет разобраться в том, что же представляет из себя данная наука, а также вкратце рассмотреть основные этапы её развития. Понять, как история стала такой, какой мы её знаем.

Как зародилась историческая наука?

Да, история – это не просто познавательные и захватывающие рассказы о прошлом, а вполне серьёзная наука, наравне с физикой, математикой, географией и т. д. Подтверждается это и тем, что история имеет свой объект и предмет изучения, понятийный аппарат, методологию, функции, что является составляющим научного знания. Что касается определения, то наиболее точным можно считать следующее: история - это гуманитарная наука, которая изучает прошлое человечества, его становление и развитие, мировоззрение, особенности социальных структур и пр. В общем говоря исследует все то, что связанно с жизнедеятельностью наших предков.

С глубокой древности каждые народы передавали из поколения в поколения различные сведения о жизни предков, часто переплетая события с мифологическими сюжетами. Зачастую такие повествования носили поучительный (дидактический), развлекательный характер, и конечно же ставили перед собой цель донести следующим поколениям о событиях минувших лет. А об истории как о науке следует говорить с V в. до н. э. Её основателем принято считать древнегреческого философа и историка Геродота, которого часто именуют «отцом истории». В своём главном и фундаментальном труде «История» Геродот впервые сформулировал определение истории, определив её как науку изучающую прошлое человека.

Геродот - "Отец истории"
Геродот - "Отец истории"

Позже, схожий подход к истории будет перенят исследователями в Древнем Риме. Тем не менее, несмотря на успехи античной цивилизации в развитии исторического знания, история вплоть до XIX в. еще не отделилась окончательно от других наук и не сформировалась в качестве отдельной дисциплины. Заметная роль в дальнейшем изучении истории принадлежит немецкому историку Леопольду фон Ранке, который призывал уделять большое внимание анализу источников для наиболее правильной и правдоподобной реконструкции. В XX и XXI вв. историческая наука не остановилась в своём развитии. Наоборот, меняются подходы к изучению, открываются и изучаются новые источники, создаются новые направления и т. д. Как отметил один из самых знаменитых французских историков XX в. Марк Блок в своей работе «Апология истории», история переживает свое детство.

Марк Блок и Люсьен Февр - основатели "Школы Анналов" - направления, существенным образом повлиявшего на развитие исторической науки в XX веке
Марк Блок и Люсьен Февр - основатели "Школы Анналов" - направления, существенным образом повлиявшего на развитие исторической науки в XX веке

Таким образом, история — это наука которая не стоит на месте. Несмотря на то, что появление науки уходит корнями в далёкую античную эпоху, современные исследователи находят все новые и новые источники, которые могут иначе посмотреть на, казалось бы, неопровержимые факты; создаются оригинальные и необычные концепции и теории. Все эти составляющие делают историю одной из главнейших научных дисциплин, которая формирует наше мировоззрение. Не зря в школе истории уделяется такое большое внимание, поскольку государство осознает всю важность этого предмета как основополагающего в формировании разносторонней, просвещенной и любящей свою страну личности. Поскольку история составляет такую большую часть в жизни любого человека вне зависимости от возраста, то вполне очевидно, что могут возникнуть те два вопроса, которым посвящена статья.

Начнём с объяснения того, что изучает история. Как Я писал уже выше, основной объект рассматриваемой нами науки – деятельность человечества в прошлом. Эта деятельность проявляется во всем, начиная от внутренней и внешней политики, жизни исторических деятелей, военных походов, до развития сельского хозяйства, искусства, моды и т. д. Таким образом, это показывает, что история наука многоотраслевая, предмет её изучения зависит от исследователя.

Зачем нужно изучать историю? Может, ну её? :)

Ну а теперь перейдём к самому интересному вопросу: зачем учить историю? Мнения по этому суждению очень противоречивы. Так, одни утверждают, что история не более чем школьный предмет, необходимый для получения оценки в аттестат или сдачи ОГЭ или ЕГЭ для дальнейшего обучения. Для других история ограничивается рамками усвоения основного, базового материала для понимания прошлого. Однако существуют и те, кто не воспринимает эту науку всерьёз, находя при этом огромное количество доводов, начиная о того, что в ней много непонятных тем, до того что это лишь инструментом пропаганды, а настоящая история скрыта от нас. Несмотря на всевозможные варианты того, как общество относится к этой гуманитарной дисциплине, её важность будет актуальна всегда. Приведу пять наиболее убедительных причин:

1) Прежде всего, история объясняет нам современные события, о которых мы слышим каждый день. Без знания того, что происходило в прошлом, мы не до конца будем понимать настоящее, не сможем составить наиболее возможные сценарии развития грядущих событий и т. д. Как говорил великий русский критик и публицист Виссарион Григорьевич Белинский: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее».

2) История позволяет нам узнавать о различных культурных традициях и ценностях народов, населяющих нашу страну и планету. Эта наука показывает нам роль и место различных народов как в региональном, так и мировом развитии. Помогает почувствовать связь поколений. Главное, что изучение истории помогает нам понять тот факт, что различные культуры и народы имеют свои особенные ценности, традиции и убеждения, которые в совокупности формируют мировую историю.

К примеру, спор о том, в какой степени золотоордынская зависимость русских земель повлияла на формирование национальных культурных особенностей и русской идентичности? И наконец, насколько это взаимопроникновение культур сказалось на традициях народов самой Золотой Орды?
К примеру, спор о том, в какой степени золотоордынская зависимость русских земель повлияла на формирование национальных культурных особенностей и русской идентичности? И наконец, насколько это взаимопроникновение культур сказалось на традициях народов самой Золотой Орды?

3) История обладает огромной силой вдохновения. Мы можем учиться на ошибках наших предков, а также использовать их успехи для достижения собственных целей. История — это бесценный кладезь знаний, откуда можно подчерпнуть много чего интересного. Например, на написание «Капитанской дочки» А. С. Пушкина вдохновила история Емельяна Пугачёва.

Для написания своего знаменитого произведения А.С. Пушкину пришлось серьёзно изучать историю Пугачёвского восстания и работать в архиве в поисках источников.
Для написания своего знаменитого произведения А.С. Пушкину пришлось серьёзно изучать историю Пугачёвского восстания и работать в архиве в поисках источников.

4) Расширение своего кругозора и культурного уровня. Конечно же без знания истории человека сложно назвать разносторонней и образованной личностью, поскольку данная наука встречается во всём. Даже изучая любую другую дисциплину, будь – то физика, биология или география, прежде всего рассматривается история развития того или иного процесса, явления, объекта с древнейших времен до современности. Также с событиями истории мы сталкиваемся в книгах, фильмах, музеях и т. д. Сразу же можно вспомнить многотомное произведение Л. Н. Толстого «Война и мир», которое изобилует событиями Отечественной войны 1812 г.

Насколько сложно вам было читать роман Л.Н. Толстого с точки зрения понимания сюжета на фоне событий начала XIX века?
Насколько сложно вам было читать роман Л.Н. Толстого с точки зрения понимания сюжета на фоне событий начала XIX века?

5) История развивает самое важное умение – составлять причинно–следственные связи. Этот навык будет полезен при изучении любых гуманитарных наук. Вы научитесь составлять и выявлять причины, поводы, последствия различных процессов, давать разноплановую оценку тому или иному периоду. Смотреть на каждое событие с разных позиций, возможности проведения собственного исследования .

Данный список можно перечислять и дальше, однако дальнейшие причины по которым необходимо изучать историю будут вытекать из вышеуказанных утверждений.

В заключении я хотел бы сказать, что история – одна из интереснейших наук, с которой мы сталкиваемся, хотя мы можем и не подозревать, практически каждый день. Книги, новости, фильмы, музеи и многое другое все так или иначе включает в себя исторический подтекст, без понимания которого невозможно понять то что Вы слушаете, читаете или смотрите. Перечисленные в статье причины, по которым необходимо изучать данную науку, доказывают её значимость для человека. Без знания исторических процессов, оказавших существенное влияние на развитие нашей страны и мира мы будем дезориентированы в современном мире, не осознавать почему события разворачиваются таким образом. Будет уместным вспомнить слова Василия Осиповича Ключевского, который писал: «Без знания истории мы должны признать себя случайными, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём живём, как и к чему должны стремиться». Поэтому, изучение истории - это хорошее знание прошлого, на основе которого можно построить лучшее будущее как для себя, так и для окружающего нас мира.

А если у вас имеются любые вопросы, касающиеся истории, подготовки к экзаменам и т.д., вы всегда можете обраться ко мне, записаться на бесплатную консультацию.

Мои ресурсы:

1. Мой сайт - страница записи: http://al-hist.ru/zapis-na-zanyatiya.html

2. Группа Вконтакте: https://vk.com/repetitor_of_history

3. Телеграмм канал: https://t.me/alex_ege_history

4. Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCfPgIRYsXYqR_Z0katk9JiQ