Найти в Дзене
Хельга

Дай мне один год. Часть 2

Часть 1

Зина и Лена знали, что Катя следит за бригадиром и посмеивались над ней.
- Катька, отстань от Михаила, нормальный он мужик, - смеялась Лена. - Хватит в разведчиков играть. Ну что ты в эту провизию вцепилась? Глашка, которая к нам неделю назад из деревни приехала, такое рассказывала, волосы дыбом встают. Там люди и картошку мерзлую едят, и лебеду собирают, а мы тут жалуемся, что нам тушенку, крупы и хлеб урезали. Пора уже понять, что если и дальше так пойдет, тоже переберемся на лебеду.
- А я вот слыхала, что в рабочих бригадах снабжение урегулировано. Не помогаете мне, не мешайте!

****
Вот и бегала Катя за ним, а Михаил все продолжал оказывать знаки внимания Зине, которой это вовсе было не надо. Но в девушке уже не было больше ревности, она поняла, что бригадир ей недоступен и смирилась.
И вдруг Михаил вернулся в очередной раз из города сам не свой. По его лицу было видно, что не все у него в порядке. Строго дав указания, он ушел к себе. Взгляд у него был отрешенный.
- Будто умер кто у него, - тихо сказала Лена.
Другие кивнули. Многие женщины в цеху заметили настроение начальника.
А к вечеру прибежала Катерина, которая время от времени бегала к времянки Михаила и следила через окошко за ним.
- Ой, горькую он там пьёт. Сидит в одиночестве и хлебает. Между прочим, девчата, у него сало на столе и хлеб ломтями нарезанный, - прошептала она тихо Лене и Зине. - А мы сегодня на обед жидкую кашу ели без хлеба.

Вдруг в дверь постучали и вошла их соседка по жилому бараку.
- Зинка, тебя наш Михаил к себе вызывает.
- Зачем? Ночь на дворе, - испугалась Зина.
- Я почем знаю? Велено было позвать. Иди, ждет он тебя. Велел одной прийти.

****
Лучше бы она не послушалась этих слов, не пошла бы к нему или, наплевав на его распоряжение, взяла с собой Катю или Лену. Но и это вряд ли бы ее спасло.
Увидев ее на пороге, Михаил, находящийся под хмелем, будто с цепи сорвался. Словно зверь какой к него вселился. Она даже опомниться не успела, как он запер дверь изнутри...

А через час, трясясь от унижения и прикрывая подол порванной юбки, Зина выходила из времянки. Михаил уснул, а у нее зуб на зуб не попадался. Завтра он за все ответит, она под суд его отдаст.
Но тут Зина заревела. Стыд-то какой, кто прознает, жалеть ее будут, а это еще хуже.
Вдруг она услышала рев мотора - в лесхоз въехало два черных воронка.
А дальше началось то, что заставило Зину поверить - справедливость есть.

Эти люди приехали за Михаилом, чтобы его арестовать. Брали показания у работников цеха и лесхоза, до самого утра допросы шли. Зина не стала ничего говорить о том, что случилось незадолго до приезда оперативников и следователя. Стыдно было мужчинам такое рассказывать. Только Лена и Катя все поняли.
- Знаешь, я думаю, что он чувствовал все. Где-то прокололся. Слышала, что оперативник говорил? В городе при передаче провианта должны были его взять, но кто-то предупредил Мишку и он не приехал. Но поймали того, кому он сбывал наши продукты. А я вам говорила, вы же надо мной смеялись. В городе толкал он наши консервы и крупы, оставляя нас жить на лебеде да грибах, - говорила Катя. - Видать, он с тобой такое сотворил, потому что понял - терять ему больше нечего, напился и повел себя безобразно.
- Девочки, родненькие мои, не говорите никому. Стыдно-то как, - плакала Зина.

****

Но вскоре многие узнали ее тайну, потому что та ночь не прошла даром - она понесла.
- Знаю, как скинуть можно, - подсела к ней Глашка вечером перед сном.
- Ступай к себе, Глаша. Не буду я скидывать и делать ничего не буду.
- Неужто родишь от Мишки? - сделала она удивленные глаза.
- Ты не понимаешь. - глазами, полными от слез, Зина смотрела на нее. - Я уже потеряла одного ребенка, а вдруг после этого у меня больше детей не будет? Я и так на этом свете одна, кроме подруг у меня больше никого нет. Ни родителей, ни мужа, ни детей. К тому же, кто бы это не был - девочка или мальчик, но в этом ребенке течет моя кровь. Этот ребенок наполовину состоит из меня.
- Как знаешь. Если передумаешь, только спроси, я тебе все расскажу.

****

Зина родила в положенный срок девочку Аллу. Кроху нянчили всем лесхозом, Зина была им благодарна, потому что получала огромную помощь от дружной бригады.
Так прошел год и в 1945 году, когда мужики стали возвращаться домой и многие, чтобы заработать деньги на новую жизнь или разрушенные дома, нанимались в ремонтные, строительные или лесозаготовительные бригады. Вот и их лесхоз пополнился мужиками, а Лена, Катя и Зина получили разрешение вернуться в город.

Только вот на одной из станций, когда оставалось два часа до прибытия в родной город, к ним подсела Лебедкина Варя, работница фабрики. Увидев Зину с ребенком и двух девушек, она обрадовалась встрече.

- Вот, от мамки еду. Ой, а чей это ребеночек?
- Мой, - тихо ответила Зина, опуская глаза в пол.
- Как же твой? От кого? -выпучила глаза Варя.
- Ветром надуло ей, чего пристала? - огрызнулась Катя.
- А ты все такая же языкастая, - покачала головой Вера. - Ведь не просто так спрашиваю. Я у мамки всего день была, на выходной ездила...А вчера на работе была, так вечером у проходной с Матвеем встретилась, он тебя искал, Зин. Как же так, вроде же погиб?
- Ты путаешь, - побелела Зина.
- Что же я, наладчика нашего не узнаю? Спросила у него, мол, как же так, Матвей, погиб ты вроде. А он и отвечает - длинная история, выжил и на том спасибо. Как до своих добрался, так весточку прислал, а в ответ ничего. Писал письма, обратно не получал весточки. А теперь вот вернулся и пошел к фабрике, чтобы с женой встретиться. Я ему и сказала, что в лесхозе вы. Обещался через два дня сам поехать, а тут вы назад вертаетесь. Квартиранты твои съехали, кстати, Матвей их обратно к матери отправил. Зинк, ты чего, язык проглотила?
- Оставь ее в покое, не видишь, человека будто обухом по голове ударило, - ответила ей Лена. - Зин, дай Альку, подержу...

И теперь каждая минута приближала Зину к родному дому, к любимому мужу, который по ошибке был признан погибшим. Радость и любовь смешались в сердце со страхом и тоской, едва глядела она на личико своей годовалой дочки Аллочки. Она любила свою дочь и старалась не думать и не вспоминать от чего она на свет появилась. Главное, что она у нее есть.

ПРОДОЛЖЕНИЕ