Как вам такой поворот? Казалось бы, Volkswagen, символ немецкого качества и надежности, вдруг оказался на грани, балансируя между экономическим кризисом и политическим хаосом. Заводы закрываются, зарплаты урезают, а профсоюзы негодуют. И всё это на фоне удушающих энергозатрат, политических разборок и, как водится, обвинений в адрес «китайского айсберга», врезавшегося в курс стабильности немецкого автопрома. Давайте разберёмся, почему когда-то непотопляемый «Фольксваген» вдруг отправился на ремонт и неясно, выйдет ли он из него целым.
Volkswagen закрылся на карантин: заводы стоят, работники в панике
Итак, что произошло? Volkswagen объявил о закрытии трёх своих заводов в Германии и одного в Бельгии. Эти площадки, как метеозависимый немец, моментально пошатнулись под натиском высоких затрат. Вы представляете? Когда-то крепкая крепость немецкой промышленности, сегодня она дрожит под напором обстоятельств. И если кто-то считает, что это всего лишь временные меры, то цифры говорят об обратном: концерн теряет прибыль, и стремится сэкономить около 4 миллиардов евро в год. Поразительно, что этот гигант оказался настолько уязвимым перед лицом кризиса.
Чтобы достичь цели по экономии, Volkswagen сократит зарплаты оставшимся работникам на 10%, а ведь ещё пару лет назад работники VW считались одними из самых привилегированных в Германии. Зарплаты, медицина, защитный профсоюзный щит от увольнений до 2029 года – все эти привилегии, похоже, начинают превращаться в миф. Профсоюзные лидеры, такие как Даниэла Кавалло, открыто называют действия руководства «наглыми и бесстыдными», а работники готовятся к забастовкам. Как, впрочем, и принято, когда почва под ногами начинает исчезать.
Хроники упущенных возможностей: как Volkswagen проиграл китайцам
Сейчас популярно винить китайский автопром во всех бедах. И надо признать, в этом есть доля правды. Volkswagen проспал тот момент, когда на рынок ворвались китайские производители с бюджетными электрокарами. Сейчас электромобили от VW стартуют с отметки 30 тысяч евро, тогда как китайские аналоги можно приобрести в два раза дешевле. Китайцы завалили рынок и захватили огромное количество покупателей, в то время как Volkswagen, кажется, всё ещё надеется, что электромобили за 40 тысяч евро – это доступный вариант. Возможно, VW нужен совет от IKEA о том, как стать «доступнее», но это уже другая история.
Чтобы было ещё хуже, на горизонте замаячили новые экспортные пошлины на китайские электрокары, достигающие 45%. И хотя ЕС надеется таким образом поднять продажи своих машин, этот шаг выглядит, скорее, как подзатыльник, чем реальное решение проблемы. Автоэксперт Штефан Братцель уже заметил, что переход на электрокары сулит потерю около 20% рабочих мест в долгосрочной перспективе, и это, очевидно, не добавляет оптимизма немецким компаниям.
А между тем в Берлине: политика превратилась в фарс
И пока Volkswagen старается выплыть, немецкая политика топит собственный автопром. Правительство Олафа Шольца напоминает футбольный матч, где каждая команда пытается забить в свои ворота. Недавно Шольц организовал экономический саммит, но пригласить своих ключевых министров экономики и финансов забыл. В итоге, вместо диалога получилась очередная серия из эпопеи «раздор и шатания». Глава партии Свободных демократов Линднер публично заявляет, что Германии нужно умерить климатические амбиции и отказаться от пособий, а «Зелёные» во главе с министром экономики Хабеком хотят залить экономику деньгами и набрать долгов.
От атомной энергии до китайского электричества: как Германия сама себя загнала в угол
Возвращаясь к теме энергетики, стоит признать, что Германия подошла к ситуации на удивление неподготовленной. Отказ от дешевого российского газа и атомной энергетики довёл немецкую промышленность до состояния, когда у неё трясутся руки и ноги от высокого напряжения на электросчётах. По последним данным, цена на электроэнергию в Германии в три раза выше, чем в США. В такой обстановке даже таким компаниям, как Volkswagen, Siemens и BMW, остаётся только задумчиво смотреть в сторону, прикидывая, как бы перевезти производство туда, где всё-таки дешевле.
Кстати, глава Siemens Кристиан Кезер без стеснения заявляет, что в Германии инвестировать уже не имеет смысла. Вспоминаем ещё один символ деиндустриализации: в 2011 году General Motors отказались от Opel, и у государства ещё были средства помочь автопроизводителю. Сегодня Volkswagen оказался в похожей ситуации, но, увы, без мощной поддержки государства и надежд на рост рынка.
Профсоюзы и рабочие: как будут защищать свои права
Ситуация обостряется до предела, и профсоюзы начинают готовиться к забастовкам. Никакого снижения зарплат – это лозунг рабочих. «Это несправедливо и недопустимо», – заявляют профсоюзные лидеры, а рабочие, которые десятилетиями были в числе привилегированных, теперь считают себя обманутыми. Проблема Volkswagen – это не просто закрытие заводов, а предупреждение всем, кто верит в стабильность немецкой экономики. Если VW действительно начнет оптимизацию через массовые увольнения, это может стать началом конца прежней индустриальной мощи Германии.
Будущее Volkswagen: бороться или смириться?
Трудно предсказать, что ждёт Volkswagen в ближайшие годы. С одной стороны, концерн пытается удержаться на плаву, а с другой – все обстоятельства будто загоняют его в угол. Китайцы продолжают увеличивать свою долю на европейском рынке, цены на электроэнергию не снижаются, а политические разногласия только усиливаются. По сути, будущее Volkswagen зависит от того, насколько оперативно и решительно руководство концерна и правительство Германии будут готовы реагировать на происходящее.
Вопрос к автолюбителям
Ну что, автолюбители, как вам такая картина? Кто виноват в том, что один из крупнейших автоконцернов мира тонет, как утлый корабль на встрече с айсбергом? Может ли политика действительно так сильно влиять на промышленные гиганты, или это просто лень менеджмента? Пишите свои мысли в комментариях, не забывайте подписаться на наш канал и поставить лайк!