16 ноября 1941 года при обороне Москвы от фашистских захватчиков в бою у разъезда Дубосеково совершили свой бессмертный подвиг 28 бойцов из дивизии генерала Панфилова, уничтожив около двух десятков немецких танков и остановив наступление немцев на столицу.
Многие историки считают Битву за Москву переломным моментом всей Великой Отечественной войны. Если бы она завершилась победой фашистов, исход военного противостояния мог быть другим: люди просто перестали бы верить в победу, поскольку столица была оплотом надежности и олицетворением огромной страны.
Но под Москвой советские войска сумели сделать почти невозможное — они дали отпор гитлеровским армадам, показали их уязвимость и сломали планы хваленых немецких генералов по захвату СССР. Именно поэтому отечественные и зарубежные кинематографисты часто посвящают работы этой выдающейся битве.
В контексте одной из памятных дат сражений за Москву наверняка кто-то пожелает увидеть события тех лет в формате кинолент. Мы подобрали самые интересные картины на эту сложную тему и предлагаем их вашему вниманию.
Битва за Москву (1985)
Международный проект, состоящий из двух частей. В нем режиссером и сценаристом выступил великий Юрий Озеров, бывший фронтовик, который сам смог прочувствовать все тяготы войны. Кроме советских кинематографистов в нем принимали участие специалисты ряда стран: Чехословакии, ГДР и других. По всеобщему признанию этот фильм и сейчас входит в число самых впечатляющих, способных удивить реализмом и масштабностью.
Сценарий для картины создавался по воспоминаниям очевидцев событий, лично принимавших участие в обороне столице. Также использовались мемуары Георгия Жукова, как никто другой знавшего многие нюансы боевой операции. Такой подход позволил добиться максимального соответствия с реальными событиями.
Часть №1 называется «Агрессия». В ней показана предыстория ВОВ, когда о планах вторжения знало только руководство фашистской Германии. Уже тогда советские разведчики направляли руководству сообщения о скором нападении. В частности, это делал Рихард Зорге. Он был агентом КГБ и называл даже день начала войны. Сталин отвергал эти сигналы, что помешало Советскому Союзу подготовиться к вооруженной агрессии.
Часть №2 получила название «Тайфун». Она демонстрирует две противоборствующие сторону. Одна стремится привлечь огромные силы, чтобы захватить огромный город и превратить его в руины. Другая — намерена при помощи тактики и невероятного мужества солдат дать отпор противнику.
Живые и мертвые (1963)
Основой фильма стал роман Константина Симонова. В отличие от многих работ, здесь показаны первые недели и месяцы гитлеровского вторжения. Тот период оказался очень сложным и кровопролитным, немцы буквально сметали все на своем пути. Малочисленные погранвойска и другие разрозненные подразделения физически не могли противостоять противнику. Но они делали все, чтобы сдержать его и помочь регулярной армии успеть выстроить оборону.
Центральный персонаж фильма — журналист Иван Синцов. В день нападения он находится в отпуске, поэтому почти сразу оказывается в гуще событий. Корреспондент бросается туда, где звучат выстрелы и гремят взрывы. Он видит, как немцы быстро продвигаются вперед, захватывают деревни и целые города. Они никого не щадят и стремятся к столице.
Иван попадает в окружение, но это не останавливает его. Вскоре он замечает, что фашистам становится все трудней одерживать верх над советскими войсками. Чтобы поддержать соотечественников и внести свой вкладу в будущую победу, Синцов начинает защищать родину с оружием в руках.
Небо Москвы (1944)
Еще одна киноработа, созданная по литературному произведению. На этот раз основой для фильма стала пьеса Георгия Мдивани. В центре событий лейтенант Илья Стрельцов, недавно выпустившийся из летной школы. Поскольку идет 1941 год, и война в самом разгаре, у него нет времени набираться опыта. Необстрелянного парня назначают в полк истребителей, в задачи которого входит защита воздушного пространства над столицей.
Илье приходится тренироваться прямо во время войны, когда рядом порой кружат немецкие «Мессершмитты». В одном из полетов он сбивает самолет противника, чем приводит в восторг товарищей. За такую дерзость героя начинают звать счастливчиком. Правда, руководство полка не разделяет восторгов и не торопится допускать летчика к решению боевых задач. Причиной является медицинская сестра Зоя, к которой кроме Стрельцова испытывает чувства и командир.
В одном из последующих полетов Илья совершает настоящий подвиг. В бою он сбивает один самолет и без намека на страх таранит другой. За это летчику дают «героя», а окружающие понимают, что из неопытного юнца он превратился в настоящего аса.
Примечательно, что большинство натурных съемок проходили не в Москве, а в Куйбышеве. Плюс в видеоряд добавили кадры полностью разрушенного, но чищенного от нацистов Сталинграда. К работе привлекали настоящих пилотов, а часть самолетов уже не производились.
У твоего порога (1963)
Показанные в картине события происходили в реальной жизни. Сценаристы произвели их адаптацию под формат кино, но основной вектор сохранен.
События картины переносят зрителя в суровую осень 41-го. Командование отдает приказ батареям зенитчиков занять оборону. Перед ними поставлена нетривиальная задача — вместо защиты неба от налетов нужно сдержать атаку немецких танков.
Артиллерия занимает позиции недалеко от Лобни. Один из расчетов занимает очень ответственную позицию: туда сходятся несколько дорог, и враг может появиться по каждой из них. Рядом с этим местом стоит ветхий дом. Несмотря на приближение немецких сил, там до сих пор живет мать и трое ее детей. Им просто некуда идти.
Зенитчики понимают, что от их самоотверженности зависит очень многое. Они дают отпор врагу, значительно превосходящему по силам. Но в итоге боеспособным остается одно орудие. Расчет готовится дать последний бой…
В съемках использовали реальные образцы немецкой техники военных лет. Это были редкие трофейные образцы. Кроме этого для съемок проводилась реальная стрельба из орудий, что повысило реализм происходящего на экране.
Разгром немецких войск под Москвой (1942)
Это документальный проект, детище двух советских режиссеров: Ильи Копалина и Леонида Варламова. Создатели собрали наиболее интересные кадры кинохроники, добытые операторами во время атак и отступлений, в ставках командования, на оборонных предприятиях и т.д. Из полученного материал был сделан впечатляющий фильм.
Здесь зрителю не нужно ничего додумывать или делать скидку на то, что все события являются выдумкой сценаристов. Они видят то, что происходило на самом деле. Это одновременно удивляет, пугает и заставляет по-настоящему задуматься об ужасах войны.
События картины охватывают период с осени 1941 года по начало 1942. Такой незначительный в плане продолжительности отрезок, но такой важный для всей последующей истории человечества. Значимости произведению добавляет тот факт, что инициатором его создания был лично Сталин. Он хотел показать потомкам, как советские войска обороняли столицу.
Изначальная версия озвучки была заменена после критики Сталина. Он назвал ее банальной агитацией, хотя картина должна была нести другой посыл. В итоге повествование получилось сдержанным. Картина в 1942 годы вышла в советском и мировом прокате и впервые из всех советских работ получила «Оскар».
В трудный час (1961)
В этом фильме рассказывается про сибиряка Кузьму Кройкова. В числе многих соотечественников он готов защитить родину от вражеской угрозы. Желание бойца сбывается, когда его роту перебрасывают в Подмосковье для обороны столицы.
В суровой действительности, когда кругом рушатся судьбы, парень находит мимолетную любовь в лице красавицы Варвары. Ее прямо во время учебы в архитектурном институте отправляют возводить укрепления. Кажется, что девушке ничего не угрожает, но вскоре она оказывается в тылу врага.
Командование решает включить девушку в состав диверсионной группы. Та соглашается и вместе с другими добровольцами направляется на оккупированную территорию. Там царит хаос: немцы убивают всех, в ком видят хоть малейшую угрозу.
Кроме ужасов войны в фильме без прикрас показаны последствия непопулярных решений военного и партийного руководства. В фокусе чаще оказываются не сражения, а простые люди. Каждый из них готов без раздумий отдать жизнь за свою страну.
Рожденная революцией (1974) (ч. 7 «В ночь на двадцатое»)
В этой серии известной кинематографической работы рассказывается про оборону столицы в период самых сильных наступлений врага. Немцы бросают в бой свои лучшие войска.
Октябрь 1941 года. Фашисты проводят массированные атаки на пригороды Москвы. Это подрывает решимость жителей столицы, которые больше не верят в победу советских войск. На фоне подобных настроений в городе начинают орудовать мародеры, а также наблюдается всплеск бандитской активности.
Столичная милиция получает приказ любой ценой навести порядок в столице. Для этого сотрудников наделяют особыми полномочиями — в отношении преступников им больше не обязательно соблюдать протоколы по задержаниям. Теперь можно открывать огонь на поражение.
Отряды внутренней обороны начинают активней патрулировать город, в котором уже почти не работает производство, закрыты большинство магазинов и общественных заведений. Кроме отъявленных бандитов им предстоит изобличить скрытых противников советского режима, в тайне желающих победы немцам.
Жди меня (1943)
Картина создана во время войны, поэтому несет особую энергетику. Это редкий случай, когда основой для фильма стали стихи. Их автор Константин Симонов, которого мы уже упоминали в этой статье.
Главными героями ленты становятся москвичи: боевой летчик Николай и его супруга Лиза. Когда муж уходит на фронт, девушка начинает работать на одном из немногих оборонных заводов. Она уверена, что трудные времена скоро пройдут, поэтому не думает об эвакуации и отъезде вглубь страны.
Проходит совсем немного времени, и героиня получает страшную весть о гибели мужа. Несмотря на факты, сердце девушки подсказывает ей не отчаиваться. Она находит утешение в слепой вере, которая становится спасительным лучом света в кромешной тьме страшной войны.
Отличительной чертой фильма является потрясающий реализм. И это несмотря на то, что съемки шли в Алма-Ате. Съемочная группа смогла показать без прикрас будни москвичей в период обороны столицы. Это зрелище не оставит равнодушным никого…
28 панфиловцев (2016)
Самая свежая из представленных картин, которую в этот день просто нельзя было обойти стороной. Да, она создана в мирное время. Но несет в себе факты, которые вряд ли удалось бы собрать и систематизировать для кинематографа во время войны или после ее завершения.
Осень 41-го. Немецкие части приблизились к Москве на расстояние двухчасового рывка. Кажется, что советские войска уже не в состоянии сдержать их натиск. Но в это не хотят верить бойцы 316-й дивизии, у которых есть приказ не допустить продвижение врага на Волоколамском направлении.
Командует дивизией генерал Панфилов. В отличие от многих высших военных чинов, он не прячется в защищенных штабах. Военачальник делит тяготы военного времени вместе со своими подчиненными, за что получает безмерное уважение от солдат. Именно эта братская близость становится причиной, по которой подразделение начинают называть «панфиловцами».
Съемки фильма состоялись благодаря общественным сборам. Только когда была собрана впечатляющая сумма, проект получил поддержку со стороны Минкульта РФ. И это, безусловно, один из лучших военных фильмов, снятых в последние годы.
~~~
Вам также может быть интересно:
Топ-5 фильмов о Второй Мировой войне, которые должен посмотреть каждый
Мемуары Дуайта Эйзенхауэра «Крестовый поход в Европу»
Помощь в восстановлении боевого пути участников ВОВ