Найти в Дзене

«Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век». Выставка в Москве в Новой Третьякове.

Оглавление

Мой краткий отзыв о выставке в Москве как посетителя и архитектора.

Зал экспозиции В.М. Васнецова
Зал экспозиции В.М. Васнецова

Выставка проходила в привычном для меня пространстве центрального дома художника (ЦДХ), ныне Новой Третьяковке. До этого посетила там все знаковые выставки русских классических художников, Врубеля, Поленова, Куинджи, Верещагина, Айвазовского и многих других. Поэтому, есть с чем сравнивать в плане организации. Наконец-то дождалась и династии Васнецовых.

Царевна-лягушка. Виктор Михайлович Васнецов 1918 г.
Царевна-лягушка. Виктор Михайлович Васнецов 1918 г.

Иван-царевич на Сером Волке. Виктор Михайлович Васнецов 1889г.
Иван-царевич на Сером Волке. Виктор Михайлович Васнецов 1889г.

Чем мне понравилось выставка.

Династию Васнецовых объединили в одном мероприятии. Чаще всего вспоминают Виктора Михайловича Васнецова, как автора картин Аленушка, Богатыри, Иван-царевич на сером волке. Но Виктор Михайлович не единственный художник в династии, и его брат и внук тоже внесли значительный вклад в развитие русского искусства. В.М. Васнецов был мастером создания картин в народном стиле, предвосхищая художественные инновации эпохи модерна и символизма. Его младший брат Аполлинарий Михайлович первым в русской живописи обратился к теме восстановления архитектуры и быта Древней Руси. Андрей Владимирович Васнецов, внук Виктора Михайловича, являлся одним из основателей «сурового стиля», стал выдающимся мастером монументальной и станковой живописи второй половины XX века.

Выставка удобно расположена в хронологическом порядке. Можно взять аудиогид или экскурсию. Я советую это сделать, если хотите глубже погрузиться в историю создания картин, и увидеть произведения глазами искусствоведов.

Я была ранее в исторических местах где отдельно представлено творчество каждого художника, в квартире Аполлинария Михайловича, в доме Виктора Михайловича, во Владимирском соборе в Киеве, в Абрамцево. Поэтому, было интересно увидеть обобщенную композицию гениальных творений всей династии художников.

Примеры работ каждого из Васнецовых, представленных на выставке, которые мне особенно запомнились.

Кама. Аполлинарий Васнецов, 1895 г.
Кама. Аполлинарий Васнецов, 1895 г.

Картина Аполлинария Михайловича Кама реалистична, но мне больше ассоциируется с тайгой. Пейзаж на этом полотне напомнил полевой лагерь на реке Лантарь в Джугджурском заповеднике где провела почти месяц. Разве что, зимники с чумом заменить на брезентовые палатки.

Лестница. Андрей Владимирович Васнецов. 1970 г.
Лестница. Андрей Владимирович Васнецов. 1970 г.

Лестница Андрея Владимировича демонстрирует место которое является для автора картины родным - Абрамцево. Усадьба пережила несколько эпох, советский дух отпечатался в изобразительных манерах художника.

Виктор Васнецов. Труды прародителей, 1890-1893. Эскиз росписей хоров.
Виктор Васнецов. Труды прародителей, 1890-1893. Эскиз росписей хоров.
Виктор Васнецов. Фрагмент эскиза росписи "Преддверие Рая или Радость праведных о Господе"
Виктор Васнецов. Фрагмент эскиза росписи "Преддверие Рая или Радость праведных о Господе"

Васнецов Виктор (1848-1926) Сирин и Алконост. Песнь радости и печали.
Васнецов Виктор (1848-1926) Сирин и Алконост. Песнь радости и печали.

Лично я рассматриваю картины с близкого расстояния, подхожу так, чтобы разглядеть технику, мазки художника. Фотографию фрагменты, потом еще раз дома внимательно пересматриваю, изучаю. К счастью, расстояние на которое можно подойти к картине не ограничивалось.

Фрагмент картины Сирин и Алконост. Песнь радости и печали.
Фрагмент картины Сирин и Алконост. Песнь радости и печали.

Подойдя ближе можно заметить необычную форму короны с мифологическими образами.

Фрагмент картины Аполлинария Васнецова Площадь Ивана Великого в Кремле, 17 век.
Фрагмент картины Аполлинария Васнецова Площадь Ивана Великого в Кремле, 17 век.

Здесь меня заинтересовала примитивная техника с ближнего рассмотрения. Это акварель, белила и уголь.

Могли бы так повторить за художником? Напишите в комментариях. Вопрос, конечно, не к профессионалам.

В выставочном фойе в книжной лавке продается тематическая продукция. Альбомы, книги, сувениры и одежда посвящённая тематике выставки и не только.

Это ссылка на магазин галереи https://shop.tretyakovgallery.ru/items/14771

Фото взято с официального сайта Третьяковской галереи
Фото взято с официального сайта Третьяковской галереи

Я обычно не покупаю сувенирную продукцию, но в этот раз сделала исключение, мне приятно будет носить футболку с принтом Аленушки, так как я живу в местах где творил Васнецов, живописных окрестностях Абрамцево, которым, кстати, сейчас угрожает массовая незаконная застройка и активисты этому горячо сопротивляются, ссылка на срочную информацию https://dzen.ru/kalistovo_protiv?share_to=link

Моя критика выставки.

Если не согласны, пожалуйста, поделитесь своим мнением.

Экспозиция росписи Владимирского собора
Экспозиция росписи Владимирского собора

Непродуманное освещение выставочного пространства.

На мой взгляд как архитектора и посетителя, освещение было недостаточно проработано. Общая яркая заливка светом как на спортивной площадке не создавало нужной атмосферы таинства. Сказочная атмосфера древнерусской природы на полотнах Виктора Михайловича. Сакральное грандиозное пространство Владимирского собора, освещаемое только огнем лампад или свечами прихожан или узкими лучами света сквозь дым ладана. Старинная Москва с курными избами и лучинами, тройками и деревянными мостовыми в картинах Аполлинария Михайловича. Суровый быт советской реальности, с разговорами на кухне, аскетизмом в произведениях Андрея Владимировича. Для передачи зрителю особой атмосферы в произведениях Васнецовых я бы сделала общее освещение приглушенным и выделила бы направленным нейтральным светом сами произведения и информационные стенды.

Пример приглушенного общего освещения и локальной подсветки. Автор фото: интернет, Источник: https://stranabolgariya.ru/foto/interery-sovremennyh-muzeev.html
Пример приглушенного общего освещения и локальной подсветки. Автор фото: интернет, Источник: https://stranabolgariya.ru/foto/interery-sovremennyh-muzeev.html

Аленушка. В.М. Васнецов
Аленушка. В.М. Васнецов

Например, Аленушку уж точно хотелось бы увидеть в полумраке зала, чтобы только картина подсвечивалась. Во мраке, несмотря на толпу зрителей, наблюдатель фактически один на один останется с полотном так, как только картина будет выделяться светом, а не лица смотрящих.

По поводу самой подсветки полотен тоже есть замечание. Картины чаще всего освещались сбоку одним софитом, поэтому с большей части ракурсов изображения сильно бликовали, о чем периодически возмущались посетители.

А про саму "Алёнушку" нигде нет информации о том, что картина написана не просто в окрестностях Абрамцево, а если быть точным, в Ахтырке, а это историческое место заслуживает отдельного внимания.

Самое большое разочарование.

Не представлена мебель, выполненная по эскизам Васнецовых. По их рисунках в абрамцевской столярной мастерской были изготовлены в русском стиле кресла, скамьи-трансформеры, буфеты, комоды и знаменитые аптечки.

Буфет (Васнецов.А) 1910гг. Мастерские Кустарного музея.
Буфет (Васнецов.А) 1910гг. Мастерские Кустарного музея.

Не хватает инклюзива.

Для слабовидящих выставку можно было бы дополнить макетами архитектурных проектов Васнецова и мебели в натуральную величину, например, вылитую из прозрачного красивого пластика. Это делается не сложно, сканируется предмет и печатается на принтере форма для отливки, либо сам предмет, шлифуется и покрывается эмалью.

Картинка в качестве примера мебели из пластика.
Картинка в качестве примера мебели из пластика.

Прозрачные формы не отвлекали бы внимание от оригинальных произведений, но позволили потрогать вычурные формы васнецовских фантазий на тему русского стиля, и обеспечили бы места для отдыха, которых было недостаточно.

Собор, мастерская художника и старая Москва, по мнению организаторов, пахнут одинаково.

Между картин можно было увидеть стеклянные колбы, рядом название запаха. Старая Москва, мастерская художника, собор. Я все перенюхала, как сделали и тысячи других посетителей. Смотреть на гримасы нюхальщиков было интереснее самого прослушивания аромата. "Аромата!" Я услышала две основные ноты, ноту ладана и костного клея, которым пахнет старая мебель. Почему-то запахи оказались одинаковыми, возможная причина этого - последний рабочий день выставки, все вынюхали многочисленные посетители.

Неожиданные аттракционы.
Неожиданные аттракционы.

Если на выставку не попали. Где лучше всего посмотреть на произведения Васнецовых?

Моя личная рекомендация с учетом того, что мы говорим про всех троих Виктора, Аполлинария и Андрея Васнецовых. В основной экспозиции Третьяковской галерее есть все, но это далеко не единственное место где есть интересные собрании данных авторов.

Сразу обозначу, что я не была в Вятском художественном музее имени В. М. и А. М. Васнецовых, если были вы, поделитесь впечатлениями.

Во Владимирском соборе в Киеве я была, меня на всю жизнь впечатлил этот храм в росписях Васнецова, Нестерова, Врубеля и других художников. Надеюсь, храм останется в сохранности.

Горячо советую посетить дом-музей Виктора Михайловича Васнецова в Москве, переулок Васнецова, 13. Дом спроектирован им самим, и это был уникальный случай, когда в то время разрешили строительство деревянного дома в Москве. Дом ни на что не похож. В нем есть грандиозные полотна, которые не были представлены на выставке, а также мебель, и в дополнение изразцы печей и керамика по эскизам Врубеля, его товарищем по мамонтовскому кружку.

Мемориальный музей-квартира Аполлинария Михайловича Васнецова, Москва, Фурманный переулок, 6.

И всем любителям русского искусства я рекомендую к посещению усадьбу Абрамцево — музей-заповедник. Там представлены работы всех трех авторов, включая Андрея Владимировича Васнецова и многих других талантливых художников, уделите время не только экспозициям, а и парку, где гуляли и вдохновлялись творцы и гости усадьбы. За одно посещение вы точно ничего не успеете все посмотреть, берите экскурсию, абрамцевские сотрудники редкие профессионалы глубоко, влюблённые в свое дело.

Снегурочка. В.М. Васнецов 1899 г.
Снегурочка. В.М. Васнецов 1899 г.
Медведчики. Старая Москва. А.В. Васнецов 1911
Медведчики. Старая Москва. А.В. Васнецов 1911
Андрей. В. Васнецов. Завтрак. 1960
Андрей. В. Васнецов. Завтрак. 1960