Вице-чемпион России и Европы по фигурному катанию Артур Даниелян на этапе Гран-при в Казани продемонстрировал свои лучшие выступления за два последних сезона. В интервью мне фигурист рассказал, для чего ему нужно сделать шаг назад, почему Евгений Рукавицын – лучший тренер для фигуристов переходного возраста, а также как стал петербуржцем после долгих лет жизни в Москве.
- Возникло ощущение, что этап в Казани стал для вас важной ступенью к преодолению сложного периода.
- Действительно, этот прокат, надеюсь, станет вдохновляющей частью этого сезона и в целом моего будущего. Я очень хотел катать без глобальных срывов, прокручивал в голове. Вчера это было на нервной почве, а сегодня я во время проката уже просто ждал дорожку. В прыжки просто шел, крутил, боролся за них. Старался сделать чище. В целом, доволен собой и рад, что откатал, как Артур Даниелян.
- Два года назад вы тоже были четвертым в Казани. Но сейчас, кажется, ощущения от этого результата совсем другие.
- Да, потому что два года назад я откатал плохо что короткую, что произвольную. Сейчас короткая не получилась, но в произвольной тем не менее показал не максимум, но адекватный, рабочий прокат, который приятен глазу. И набрал за него нормальные баллы. В нынешних реалиях это немного, но для меня это новый рекорд сезона. В Казани у меня был уже четвертый старт, и с каждым новым идет плюс.
Три предыдущих старта я совершенно не волновался – спокойно спал, выходил катать. Получалось по-разному, короткую катал неплохо, а с произвольной были неполадки. На Гран-при в Казани все же немного другой уровень и цели. Сейчас у меня задача – отобраться на чемпионат России, как бы странно это ни звучало. И, соответственно, хочется конкурировать с ребятами на равных.
Хотя в текущих реалиях нужно спуститься на ступенечку ниже и соревноваться с самим собой и делать такие прокаты, как в Казани, не на тренировках, а на стартах. Тогда я смогу продвигаться дальше.
- Вы сказали фразу «откатал, как Артур Даниелян». Дело в том, что я помню вас и на чемпионате России в Красноярске, и на чемпионате Европы в Граце – и там, и там вы были с серебром. С психологической точки зрения тяжело становиться на эту ступеньку ниже, учитывая, что в недавнем прошлом вы были так высоко?
- Буду откровенен, мне не впервой. С того периода, о котором вы говорите, у меня столько было этих качелей… Туда-сюда, туда-сюда. Я уже довольно зрелый спортсмен, поэтому понимаю, что если не сделаю этот шаг назад, не дам себе передохнуть, пропустить что-то, я только усугублю проблемы.
Но на данный момент у меня все хорошо, я готов двигаться вперед. Что было в прошлом – осталось в прошлом. Как и короткая программа в Казани. С этого старта запомню только произвольную! Думаю, такое отношение правильное, если есть желание кататься долго.
- У вас оно, надо полагать, есть?
- Было бы славно. Уже 16-17 лет я катаюсь. Пока ноги-руки поднимаются – буду выступать.
- Кажется, в лице Евгения Владимировича Рукавицына вы нашли своего тренера.
- Да. На момент перехода к Евгению Владимировичу у меня как раз был такой возраст, когда меняется психология. И я попал именно туда, куда надо, принял абсолютно верное решение. Мне настолько комфортно, я с таким удовольствием каждый день выхожу на тренировки, что лучше быть не может.
В моем случае лучшего тренера, чем Евгений Владимирович, как мне кажется, не найти. И в плане спорта, и в чисто человеческом. Мне с ним очень просто.
- В каком плане?
- Знаете, вот именно что просто. На тренировках даже настолько понятно он доносит, что и как нужно сделать, что мне совершенно не нужно додумывать, а что же конкретно имелось в виду, был ли там скрытый смысл. Все очень понятно.
Еще он прекрасно чувствует каждого из нас и понимает, что с одним нужно так, с другим – иначе, с третьим – еще как-то по-другому. Нет такого, что у всех одинаковый план. Мне кажется, это даже по нам видно, потому что благодаря такому подходу мы по ходу сезона можем более-менее спокойно и стабильно выступать.
Сразу оговорюсь – вы, наверное, подумаете, а что же тогда у меня было в прошлом году?
- Только хотел спросить.
- Таков мой организм. Физиология. Надеюсь, в последний раз. В плане травм я уже по всем пунктам моего тела прошел.
- Петербуржцем уже себя идентифицируете?
- Да. Поребрики, парадные, булки, шавермы! Я прижился.
- После Москвы, мне кажется, на Питер непросто перестраиваться. Ритм жизни совершенно другой.
- А вот он как раз мой. Я не люблю спешку совершенно. Приехал в Питер и подумал – ого, это прям так под меня! Быстро влился, могу вальяжно ходить по улицам. Хотя, конечно, когда опаздываю, приходится по-московски втопить.
- Помимо отбора на чемпионат России какие-то цели для себя ставите сейчас?
- На данный момент хочу набирать от старта к старту. Надеюсь, что у меня будет подъем и в катании, и в оценках. А так – да, сперва хотелось бы попасть на чемпионат России, затем на финал Гран-при. Для этого, правда, надо будет уже безошибочно выступать на следующем этапе, а там уже посмотрим.
Но это не значит, что если что-то по этим планам не сойдется, то у меня сезон закончится. Мы решили, что в этом году я стартую везде, где только можно – на всех кубках Питера, даже не на всероссийских соревнованиях. Из недели в неделю выступаю, и этот соревновательный тонус мне очень нужен. Сейчас я чуть-чуть подустал, надо передохнуть, а дальше уже все мысли будут про второй этап Гран-при.
- Про международные старты у вице-чемпиона Европы мысли закрадываются?
- Хотелось бы, но в то же время я понимаю, что прямо сейчас не нахожусь в топе претендентов на гипотетическую поезду туда. На текущий момент мне надо решить свои задачи. А когда нас выпустят, дай бог я уже буду в обойме, и тогда можно будет об этом поговорить предметно. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы нас уже приняли обратно.