Говорим с победителем Science slam СмолГУ-2024, заместителем декана по внеучебной деятельности физико-математического факультета Кристиной Осипян.
Что вдохновило Вас выбрать научную карьеру?
Выбрать научную карьеру меня вдохновило желание глубже познать законы возникновения и развития природы. А «разгадать» природу возможно только с помощью науки и, прежде всего, царицы наук – Математики.
Математика изначально, естественным образом, стала и остается главенствующей в мире науки, т.к. она позволяет систематизировать результаты исследований других наук и тем самым предсказывать (подсказывать) дальнейшие пути их развития. Классическими примерами могут служить «взаимодействия» таких наук как математика и физика, математика и астрономия, математика – и все другие науки… Не будет преувеличением утверждать, что науки во главе с математикой (математическими науками) являются рациональным методом познания мира.
Другим, и весьма эффективным, методом познания является эмоциональное восприятие мира и анализ такого восприятия. Речь об Искусстве во всех ее ипостасях: литература, изобразительные искусства, музыка, театр, хореография. Эмоциональное познание мира еще определяют как способ иррационального познания мира. Примечательно, что применение математических наук, прежде всего в музыке, оказалось весьма плодотворным. Любовь к музыке также определила моё увлечение математикой, математическими науками.
Первые мои исследовательские работы посвящены решению краевых задач комплексного анализа. Познать природу – все равно как пройти по самому по краю соприкосновения наук и тайн мироздания. И без математики здесь никак!
Как Вы считаете, какое значение наука имеет для общества сегодня?
Наука была, есть и будет главнейшей и важнейшей составляющей жизнедеятельности человека (человечества). Комфортные условия жизни – работы и отдыха, проникновение в тайны Мироздания – всё это мы имеем, достигаем благодаря достижениям науки и, соответственно, техники и технологий. А что еще готовит нам «просвещенья век» невозможно даже представить. Это и современные цифровые технологии, расширяющиеся информационные возможности, проникающие во все сферы жизнедеятельности человечества, в том числе и эмоциональную сферу – сферу иррационального познания.
Можете ли Вы рассказать о вашей текущей исследовательской работе?
В настоящее время я веду исследовательскую работу в двух направлениях. Первое связано с возможностью существенного повышения эффективности обучения и, соответственно, усвоения обучающимися математических дисциплин путем использования цифровых методов обучения. Необходимость таких исследований естественным образом вытекает из той роли, которую будут играть, и уже играют информационные технологии в повседневной жизни и всей жизнедеятельности человечества. Необходимо также отметить, что как само по себе возникновение информационных, цифровых технологий, так и их дальнейшее развитие в первую очередь обязаны математике, математическим наукам. Нелишне будет также напомнить нам всем, что цифровые технологии играют важнейшую (если не решающую) роль в обеспечении безопасности страны.
Второе направление работы связано с изучением взаимосвязей музыки и математики, разработке способов интегрирования основ элементарной теории музыки в процесс обучения математике. Симбиоз математики и музыки может способствовать более глубокому освоению сложных математических понятий. Отношения, пропорции, интервалы, гармонические ряды, гармоники, обертоны – все эти перечисленные понятия присущи как музыке, так и математике. Как говорил Альберт Эйнштейн: «Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса».
Какие технологии или методы вы используете в своих исследованиях?
В основном это диагностические методы: опросы и анкетирование как обучающихся, так и преподавателей/учителей с дальнейшим анализом полученных данных.
Видится также необходимость проведения «временных» исследований – изучения процесса изменения качества образования обучающихся по математическим и иным дисциплинам.
Какие трудные вопросы или проблемы вам пришлось решить в ходе исследований?
Есть очевидные проблемы, связанные с недостаточным уровнем готовности (в том числе психологической) учителей к использованию современных цифровых технологий в учебном процессе. Отсутствие необходимых умений и навыков осуществления педагогической деятельности в условиях цифровизации образования.
В ходе работы над исследованием мною была разработана и апробирована(в рамках курсов повышения квалификации) педагогическая система формирования готовности учителей к использованию цифровых ресурсов в обучении.
Что касается музыкально-математического направления моей деятельности, оно заключается в выявлении взаимосвязей математики и теории музыки и в составлении соответствующих математических задач.
В дальнейшем я имею целью поделиться этими знаниями с преподавателями математики и со студентами педагогических направлений.
Взаимодействуете ли вы с другими учеными в вашей области?
Разумеется. Понятно, что в первую очередь это мои наставники – Гульжан Ержановна Сенькина и Карим Магомедович Расулов.
Это и работа с литературой (изучение результатов исследований других ученых), участие в конференциях соответствующей направленности, непосредственные контакты с учеными, ведущими исследования в близкой сфере.
Было бы крайне важно и интересно наладить сотрудничество (научное и техническое) с представителями производственной сферы: разработчиками цифровых устройств и программ.
Считаю важным также вести научно-исследовательскую работу со студентами, внимательно относиться к их мнению и предложениям.
Какое значение вы придаете научному образованию и популяризации науки?
Наука и образование идут вместе и неотделимы друг от друга.
Я считаю, что перед каждым преподавателем высшей школы стоит важнейшая миссия научного просвещения широкого круга людей.
Помимо привычных конференций, конкурсов, олимпиад и форумов появляются новые форматы популяризации науки: просветительские акции, проводимые Российским обществом «Знание», проект Science Slam и др. Легкость и доступность таких форматов позволяет привлечь студентов к занятию наукой, что способствует их профессиональному становлению и дальнейшему успешному росту как специалиста.
Как вы считаете, как можно улучшить взаимодействие между наукой и образованием?
Понятно, что, не обучившись, к науке и не подойдешь. Прежде всего, я хочу обратить внимание на психологический аспект, скрытый в этом вопросе: ознакомление молодежи с научными достижениями несомненно будет стимулировать обучающихся к более осмысленным и глубоким знаниям. Крайне важно также, чтобы занятия в рамках научных студенческих объединений, проводились на регулярной основе.
Особое внимание необходимо уделить взаимодействию (интеграции) образования, науки и производства. Это взаимодействие можно осуществить в рамках проведения совместных научных исследований, внедрения научных достижений в производственную сферу. Такой подход будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки студентов.
Как вы думаете, какое влияние на науку окажут новые достижения, такие как искусственный интеллект?
Искусственный интеллект, как бы к нему не относиться, это будущее человечества. В образовании, например, инструменты искусственного интеллекта позволяют автоматизировать трудоемкую, рутинную работу по подбору заданий, выстраивать индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика. Над созданием единой цифровой платформы обучения, решающей данные задачи, работает группа ученых Федерального научно-методического центра на базе СмолГУ.
Очевидно, что искусственный интеллект может и должен сыграть важнейшую роль в жизни людей. За людьми остается ответственная функция роли «предохранителя» от возможных опасных последствий широкого внедрения искусственного интеллекта в нашу жизнь.
Какие советы вы бы дали молодым ученым или студентам, стремящимся к карьере в науке?
Помнить, что есть такое восприятие действительности и одновременно такой способ познания мира, как Музыка. Он поможет более эмоциональному и, соответственно, более глубокому восприятию научных истин, прежде всего – математических.
Желание заниматься научно-исследовательской работой предполагает наличие у человека стремления «докопаться» до причин всего происходящего. Советую всегда сохранять в себе это стремление.
И, конечно, большого трудолюбия.