Найти в Дзене
Инклюзивная СРЕДА

Госпитальная педагогика и технологии инклюзивного образования

По данным Минздрава РФ ежегодно порядка 350 тыс. детей сталкиваются с заболеваниями, требующими длительного лечения и реабилитации. Когда рушится привычный образ жизни всей семьи, на помощь приходят люди, которые наперекор болезням, обстоятельствам и статистике делают благородное дело: вселяют веру в лучшее и обучают тяжелобольных детей, находящихся в стационарах медицинских учреждений или на дому.

Проект госпитальных школ «УчимЗнаем» зародился 10 лет назад. Сегодня он охватывает 67 площадок в различных субъектах РФ и продолжает активно развиваться. Альма-матер проекта стал Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д.Рогачева (г.Москва).

31.10 – 01.11.2024 в Москве прошла VI Всероссийская конференция с международным участием «УчимЗнаем»-Заботливая школа-2024, которая была посвящена лучшим практикам госпитальной педагогики – направления, находящегося на стыке педагогики и медицины. Поделиться своим опытом обучения и создания комфортных условий для развития детей, находящихся на длительном лечении, а также поздравить проект «УчимЗнаем» с юбилеем собрались почетные гости, госпитальные педагоги, педагоги-психологи и учителя-дефектологи из всех регионов страны.

Будущее инклюзивного образования в целом и госпитальной педагогики в частности тесно связано с развитием мультимедийных технологий. По прогнозам, к 2030 г. свыше 90% российских школ будут использовать технологии дополненной и виртуальной реальности для обучения детей с особыми образовательными потребностями. В госпитальном образовании переход к цифровой обучающей среде обусловлен рядом факторов: особыми асептическими требованиями к дидактическим материалам, «бесшовностью» образовательного процесса при смене учащимся медицинских стационаров, возможностью выстроить индивидуальный образовательныймаршрут.

При длительном лечении в стационаре ребенок может быть вынужденно прикован к кровати вследствие травмы или находиться в послеоперационном периоде, однако продолжение обучения способствует медицинской реабилитации и улучшению психосоматического состояния. В указанных случаях доступ пациента к ПК и образовательным ресурсам затруднен, но специализированное адаптированное оборудование позволяет лежачим больным, пациентам с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, боковым амиотрофическим склерозом, синдромом Ретта, травмами спинного мозга), а также пациентам с паллиативным статусом самостоятельно управлять ПК.

Учащимися с нарушением моторики верхних конечностей могут применяться компьютерные мыши-роллеры и мыши-джойстики для разного типа захвата. Больше возможностей для дистанционного обучения и самостоятельного выполнения заданий предоставляет компьютерная мышь-очки. Это ассистивное устройство позволяет детям пользоваться смартфоном, планшетом, компьютером без помощи рук, поскольку очки выполняют функцию перемещения курсора за счет движений головы.

Адаптированная компьютерная мышь-джойстик.
Адаптированная компьютерная мышь-джойстик.

При обездвиженности пациента возможность управления компьютером при помощи глаз обеспечивается приставкой-айтрекером. На сегодняшний день врачи Областного центра паллиативной медицинской помощи детям «Детский хоспис» (г.Екатеринбург) и специалисты Отделения медицинской реабилитации №1 ЧОДКБ (г.Челябинск) имеют положительный опыт использования айтрекера в условиях стационара. Применение данного устройства на площадках госпитальных школ целесообразно после онкологических операций, вмешательств на центральной нервной системе. Айтрекер помогает коммуницировать с пациентом с трахеостомой, а также с детьми, перенесшими черепно-мозговые травмы либо операции на головном мозге и утратившими на некоторое время способность разговаривать.

В условиях госпитальных школ особое внимание уделяется организации психологического сопровождения детей, находящихся на длительном лечении в стационаре онкологического отделения. Одними из важнейших задач реабилитации онкобольных после хирургических вмешательств является возвращение к повседневным делам и коррекция психоэмоционального состояния. В контексте госпитальной педагогики – это создание комфортных для учащихся условий для скорейшего возобновления обучения, а также благоприятного для творчества сенсорного пространства. Современное поколение «альфа» много времени проводит в цифровой среде, быстро адаптируется к новым технологиям, поэтому в дополнение к традиционной арт-психотерапии, прорабатывающей внутренние конфликты пациентов онкологического профиля, можно эффективно применять арт-терапию в виртуальной реальности (ViART). Необычная, красочная реальность, в которую погружается ребенок, служит мощным стимулом к повышению когнитивного потенциала мозга и улучшению психоэмоционального фона.

Виртуальная художественная мастерская «Гончарова», комплекс ViART.
Виртуальная художественная мастерская «Гончарова», комплекс ViART.

Для создания развивающей среды для детей дошкольного возраста в госпитальной педагогике могут найти применение система обучения математике Нумикон и адаптированные игровые комплексы, нацеленные на реабилитацию и абилитацию, развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия, музыкального слуха, тактильных ощущений, коммуникации и социализации. Выполненные из сертифицированных безопасных материалов, они могут быть стерилизованы в условиях медицинского стационара.

Обучение математике по системе Нумикон.
Обучение математике по системе Нумикон.

Как любому из нас, учащимся госпитальных школ важно чувствовать себя частью социума, полноценно пользоваться гаджетами и выполнять учебные задания наравне со сверстниками. И в этом им могут помочь технологии инклюзивного образования.

Обнимаем всех, кто нас читает, и желаем здоровья и благополучия.

Ваша Инклюзивная СРЕДА.