Найти в Дзене
Игра туши

Эта картина монаха династии Южная Сун считается японцами национальным достоянием

Хурма - в Китае и Японии в древности была едой простолюдинов. Но вот ее изображения... Так картина одного монаха, жившего во времена династии Южная Сун, с изображением хурмы, считается самым древним ее изображением и почитается японцами национальным достоянием. В 1606 г. буддийский храм Дайтоку-дзи секты Риндзай в Киото, Япония, получил подарок, который с тех пор хранится там как величайшее национальное достояние. Драгоценный подарок представляет собой картину ... 35,15х29,1 см, на которой тушью написаны 6 плодов хурмы: некоторые плоские, некоторые круглые, некоторые квадратные, из них пять выстроены в линию. Эта картина называется 《六柿图》 (Шесть плодов хурмы) и принадлежит кисти чаньского монаха-художника Му Си (牧溪, Mù Xī), жившего в Китае во времена династии Южная Сун ( 960 - 1279 гг.). Другое его имя — Фа Чанг (法常, Fǎ Cháng), в миру он носил фамилию Ли (李, Lǐ). Му Си является загадочной фигурой. Сведения о нем в исторических записях крайне скудны. Известно лишь, что в то время он был

Хурма - в Китае и Японии в древности была едой простолюдинов. Но вот ее изображения... Так картина одного монаха, жившего во времена династии Южная Сун, с изображением хурмы, считается самым древним ее изображением и почитается японцами национальным достоянием.

В 1606 г. буддийский храм Дайтоку-дзи секты Риндзай в Киото, Япония, получил подарок, который с тех пор хранится там как величайшее национальное достояние. Драгоценный подарок представляет собой картину ... 35,15х29,1 см, на которой тушью написаны 6 плодов хурмы: некоторые плоские, некоторые круглые, некоторые квадратные, из них пять выстроены в линию. Эта картина называется 《六柿图》 (Шесть плодов хурмы) и принадлежит кисти чаньского монаха-художника Му Си (牧溪, Mù Xī), жившего в Китае во времена династии Южная Сун ( 960 - 1279 гг.). Другое его имя — Фа Чанг (法常, Fǎ Cháng), в миру он носил фамилию Ли (李, Lǐ).

Му Си является загадочной фигурой. Сведения о нем в исторических записях крайне скудны. Известно лишь, что в то время он был очень непопулярен в литературных и живописных кругах и его часто критиковали:
«В последнее время монах Му Си часто используют бамбуковые чернила, которые являются грубыми и злыми и не имеют никакого древнего метода».

Или «Буддийский монах Фа Чанг, который называет себя Му Си хорош в рисовании драконов, тигров, человеческих фигур, тростника и диких гусей. Его сухие горы и поля действительно не элегантны. Их можно использовать только в монашеских комнатах и даосских жилищах». Вот все упоминания о Му Си в древних текстах!

Как же картина попала в Японию, если сам Му Си никогда там не был? В 1235 г. японский монах
Энни (Бэнъэн), посмертное имя (圓爾辯圓; 1202—1280 гг.) , основавший позднее в Киото буддийский храмовый комплекс Тофуку-дзи (яп. 東福寺), переплыл море, чтобы воздать почести своему учителю живописи, известному чаньскому художнику У Чжуню (无准 Wú Zhǔn), жившему в одном монастыре с Му Си. Они познакомились, и Му Си спустя 6 лет подарил своему японскому брату эту картину, с тех пор бережно хранившуюся в разных монастырях Японии.

Кстати, У Чжунь и далее поддерживал тесные контакты с японскими монахами, жившими в столице Южной Сун, поэтому подавляющее большинство работ Му Си в скором времени также оказалось в буддийских монастырях Японии.


Историки до сих пор недоумевают, почему Му Си не вошел в историю китайской живописи как основоположник работ тушью, хотя его картины похожи на работы
Джу Да (朱耷, Zhū Dā) (1626 — 1705 гг.), известного под именем Бада Шанрена (八大山人, Bādà Shānrén), родившегося сотни лет спустя. Все сходятся во мнении, что Му Си был самым скромным художником, незаслуженно забытым в Китае. Однако японцы увидели в его картинах суть дзэн.

Давайте рассмотрим картину. На первый взгляд ничего особенного: плоды расположены хаотично, фона — нет, а они окрашены в разные тона. Это лучшая интерпретация пяти оттенков туши. И лишь одна хурма нарушает эту монотонную композицию и привносит в работу живость и интерес. На картине нет ни подписей, ни печатей. Когда Му Си рисовал хурму, он, вероятно, никогда не думал о том, чтобы передать их будущим поколениям или передать смысл через картины. Он, возможно, даже не осознавал, что рисовал. Он просто видел обычные фрукты, которые видел каждый день.

В чем дзенский смысл картины? Художник не использует тут традиционный язык туши и даже идет вразрез с традициям живописи династии Сун. Однако эта хурма, сгущенная из оттенков туши, обладает странным ощущением, которое легко может привести человека в медитативное состояние. Расположение шести плодов хурмы кажется случайным, но наполнено чувством дзен, а тушью разного тона точно передает разные оттенки кожицы хурмы и разную степень зрелости. Квадратный круг, или более округлый квадрат, перетекание от квадратного к круглому – это по мнению японцев тоже вариация разных жизненных состояний. А сама картина отражает суть всех вещей и пустоту, спокойствие, полноту и самодостаточность. Со временем эти шесть плодов хурмы стали вечными и вездесущими.
Другие работы Му Си также несут в себе дзен. Можете ли вы почувствовать его?


#Китай #стихи #династияСун #МуСи #хурма #ШуанЦзян #24сезона #живопись #Игратуши #inkgame #сеи #гохуа #китайскаяживопись #chinapainting #myinkgame #guohua #xěyì

------

©Игра туши 2024

Данная статья является объектом интеллектуальных (авторских) прав и не может быть использована третьими лицами без указания ссылки на автора и источник заимствования.

Подпишитесь на страницу ВКонтакте, канал в Телеграм. Там вы найдете расписание занятий, анонсы мастер-классов и подробную информацию о курсах обучения.