Фильм довольно свежий — вышел в августе 2024-го. Если что, далее будут спойлеры.
Наконец-то, после необязательных, на мой взгляд, картин «Чужой: Завет» и «Прометей» (я уж не говорю про дурацкую дилогию «Чужой против хищника») франшиза вывернула на правильную дорогу.
В чём конкретно проявляется здесь возврат к истокам? Да даже в самой хронологии. Действие «Ромула»(для краткости буду называть так) происходит в 2142 году, сразу после событий самого первого (легендарного, снятого Ридли Скоттом ещё в 1970-х) «Чужого». И между двумя этими фильмами есть чёткая связь. Суть такова: космический зонд-беспилотник зловещей корпорации Weyland-Yutani («Вейланд-Ютани») находит дрейфующий корабль «Ностромо». Оттуда он забирает некий объект и доставляет его на другой корабль — «Возрождение». Здесь учёные вскрывают его, и обнаруживают внутри неподвижного ксеноморфа…
Потом этот корабль оказывается где-то неподалёку от одной обитаемой, но не слишком приятной планеты.
На этой планете люди даже не видят солнечного света (из-за плотных облаков он не достигает её поверхности). Они живут и работают в темноте, работают в основном в шахтах — это шахтёрская колония…
Напомню, что мрачная атмосфера, атмосфера безысходности — это одна из фишек первых трёх «Чужих». В четвёртой части это было потеряно. Уже казалось, что навсегда. Но нет. В «Ромуле» действительно много мрачности и безысходности. И это хорошее решение создателей фильма, это канонично, это возврат к истокам.
Главная героиня «Ромула» — Рейн — обычная работница колонии, обычная мусорщица. И на первых минутах её обламывают. Она, согласно контракту, должна была отработать 12000 часов (примерно 5 лет при нормальном графике). Она выполнила эта условие. И теперь пришла оформлять решение на вылет. Она хочет улететь на Ивагу — планету, которая находится относительно недалеко, в девяти годах лёту. Ивага привлекает тем, что не принадлежит Weyland-Yutani. А ещё на Иваге, по представлению Рейн, очень красивые закаты.
Героине, разумеется, отказывают. И автоматически продляют контракт в одностороннем порядке — ей теперь надо отработать ещё 12 000 часов. Только после этого она снова сможет что-то просить… Такая вот экстраполяция нынешних тенденций на далёкое будущее. На права рядовых работников корпорации плевать с высокой колокольни.
Рейн достаточно молода. Но при этом она уже потеряла родителей — их убил какой-то местный вирус. Единственный её близкий — андроид-синтет Энди. Она считает его сводным братом. Он постоянно рассказывает несмешные анекдоты. Над ним порой издеваются, а она его как-то пытается защищать.
Вообще Рейн стоит сравнить с Рей Скайуокер из седьмых «Звёздных войн». Которая тоже поначалу жила на какой-то стрёмной планете, была мусорщицей. И Рейн, безусловно, поприятнее Рей. Она не такая имбовая, она получилась более глубокой что ли. И она не раздражает (чего нельзя сказать про суперджедайку).
На Рипли, которую играла Сигурни Уивер, Рейн, кстати, тоже не похожа. И это тоже плюс.
Довольно скоро главной героине и её брату-андроиду всё-таки предоставляется возможность покинуть свою шахтёрскую колонию. У её знакомых (их имена — Тайлер, Наварро, Быорн и Кей, все они в итоге умрут) есть в распоряжении старый транспортный корабль «Корвелан». Для того, чтобы добраться до Иваги, в этот транспортник нужно поставить криокамеры . Без них пережить космическое путешествие длиною в 9 лет не удастся. Но они заметили, что в поле притяжения их планеты недавно попал заброшенный корабль корпорации (то самое «Возрождение» — об этом уже говорилось выше). На его борту должны быть криокапсулы. План прост: ребята хотят забрать их оттуда и доставить на «Корвелан».
Важную роль в этом плане должен сыграть андроид Энди. Ведь изначально он — андроид «Вейланд-Ютани» (просто в какой-то момент он стал неисправным, отец Рейн нашёл его, починил и перепрограммировал). А значит, может открывать отсеки на кораблях, принадлежащих корпорации.
Энди, Рейн и её друзья быстро и без особых проблем долетают до «Возрождения». И там их, конечно ждёт схватка с ксеноморфами…
Подробно пересказывать дальнейший сюжет я не буду. Хочу заострить внимание лишь на несколько моментов. Порадовало, что здесь мониторы на кораблях (да и ряд других элементов) выполнены в стилистике, отсылающей к «Чужому» 1979 года. В таком нарочитом ретрофутуризме я тоже увидел возврат к истокам.
Корабль «Возвращение» оказывается научной станцией, разделённой два отсека — «Рэм» и «Ромул». Отсюда, собственно, и название фильма. Наверное, в этом есть глубокий символизм, но я не хочу копать в этом направлении (мне это не слишком интересно, это не мой стиль).
На станции проводились опасные эксперименты. Здесь (благодаря находке с «Ностромо») стали разводить ксеноморфов и изучать их. На основе полученных данных учёные создали некую чёрную жидкость, с помощью которой люди якобы могут эволюционировать в «совершенных» существ, способных выживать в любых условиях, а значит более пригодных к освоению космоса…
Ксеноморфы появляются в «Ромуле» во всех формах — есть и лицехват, и грудолом, и взрослые особи. И в основном сцены появления и нападения этих тварей сделаны и сняты весьма качественно. Особенно запомнилось, как лицехват присосался к Наварро. Потом этот лицехват отложил личинку, личинка превратилась в грудолома… Всё по классике, возврат к истокам.
В то же время в «Ромуле» впервые появляется новый жуткий гибрид человека и ксеноморфа — Отпрыск (в котором на самом деле мало что человеческого, это тупо ещё один монстр — он возник в результате воздействия той самой чёрной жидкости). Рейн приходится с этим гибридом сражаться на последних минутах фильма.
Несомненно, противостояние с ксеноморфами — тут главный мотив, главный двигатель сюжета. Однако есть и побочная линия (в принципе характерная для всей франшизы) — взаимоотношения людей и андроидов. К примеру, одна из героинь вспоминает случай, как некий андроид в шахте пожертвовал тремя людьми, чтобы спасти десятерых. Оказывается, они способны принимать решения, ведущие к гибели людей, исходя из «принципа меньшего зла».
А ещё в какой-то момент Энди вставляют вместо «родного» чипа новый, найденный на корабле. И он становится другим, теперь у него на первом месте не его названная сестра, а интересы корпорации. Но потом из него вынимает этот чип, и он становится таким же, как и прежде. Роботы могут быть добрыми, а могут быть злыми — всё зависит от того, как их запрограммировать. Посыл банальный, но какой есть.
Мне, кстати, кажется, что подобные фильмы снимаются в том числе и для того, чтобы готовить зрителей. Готовить, например, к тому, что перспективе им действительно придётся иметь дело с подобными роботами. Уже сейчас в разных уголках нашего мира создаются различные новинки в данном направлении. Пока это в основном опытные образцы, выглядящие как голые железяки или железяки, «одетые» в какую-нибудь резину или пластик. Но это только пока…
Вообще подготовка к будущему — одна из функций фантастики как жанра.
...По случаю я пересмотрел первого «Чужого». Какой же шикарный фильм! Визуальное повествование даже сегодня воспринимается как достаточно динамичное. Представляю, каким динамичным и остросюжетным оно казалось в конце 1970-х.
Где-то прочитал интересную вещь: идея «Чужого» появилась на волне оглушительного успеха фильма Стивена Спилберга «Челюсти» (1977). Просто типа акулу решили запустить в космос… И это заметно. Но ксеноморф круче акулы.
Здесь, как и в «Ромуле», делается акцент на том, как корпорация беспощадна и несправедлива к своим наёмным сотрудникам. В начале фильма особый упор делается на двух членов экипажа «Ностромо». Которые недовольны своими контрактами. Они жалуются на то, что им платят мало, жалуются, что должны лететь на какую-то неведомую планету, а надо бы лететь домой... А потом и вовсе выясняется, что корпорация, по сути, решила угробить весь экипаж. Ей было важнее захватить и доставить в свои лаборатории ксеноморфа.
И концовки «Чужого» и «Ромула», можно сказать, почти одинаковы. Небольшие различия есть, но не следует придавать им существенного значения. В живых в «Чужом» остаются только Рипли и котик, в «Ромуле» — только Рейн и её добрый брат-андроид. В «Чужом» Рипли ложится в анабиоз и говорит, что достигнет обитаемой зоны через шесть месяцев. Рейн тоже ложится в криокапсулу, но лететь ей 9 лет…
9 лет — сквозь пустоту и черноту. Только через 9 лет Рейн сможет увидеть свет в конце тоннеля. Но она всё равно надеется на лучшее. Надеется, что на Иваге будет наслаждаться закатами, надеется, что всё наладится...
Есть подозрение, что эти надежды — ложные. Всё-таки живёт она в очень страшном мире. В мире, где так много чужих — с огромными пастями, с острыми зубами, но без глаз.
Посмотреть бы на мир, где все свои… Но такие фантастические миры в кино (да и не только в кино) нынче практически не показывают.