Итак, друзья, настал тот момент, когда легенды тоже уходят на покой. С 2025 года Jaguar официально прекращает выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и полностью переходит на производство электрических моделей. Мы решили разобраться, почему производитель решился на такой шаг и какое к этому имеет отношение ливанец, который любит путешествовать в ящике для музыкальных инструментов?
Конечно, самый очевидный ответ — это то, что директор Jaguar не читает наш блог, в отличие от директора BMW, где мы подробно объясняем, почему электрокары — это глобальное фиаско. Но не всё так просто.
Историческая справка. Как Jaguar стал индийцем?
Jaguar Land Rover (JLR), известный британский производитель роскошных автомобилей, в 2008 году оказался на грани банкротства. Спасение пришло от индийской компании Tata Motors, входящей в бизнес-группу Tata Group, которая приобрела JLR за 1,7 миллиарда долларов. Для компании с общей капитализацией в сотни миллиардов долларов (примерно 220 миллиардов евро) покупка Jaguar Land Rover представляла собой лишь небольшой сегмент их бизнеса.
С финансовой точки зрения JLR никогда не был важнейшим активом Tata Group, доля JLR в капитале Tata Group составляет менее 1%. В то время как компания продолжала наращивать капитализацию через другие свои предприятия, такие как Tata Steel и Tata Consultancy Services, Jaguar и Land Rover оставались нишевым активом.
Это объясняет, почему стратегические решения, направленные на упрощение бизнес-процессов и снижение издержек в ущерб философии компании стали основным курсом JLR. Для Tata Motors производство автомобилей скорее являлось имиджевым ходом, чем финансово значимым вложением.
У Jaguar было много популярных моделей, включая седаны XJ и спортивные купе. После покупки в 2008 году модельный ряд начал сокращаться, а недавние решения компании оставить лишь кроссоверы и отказаться от седанов окончательно подтвердили стремление к минимизации издержек.
С 2025 года Jaguar объявил о полном отказе от производства автомобилей с ДВС и переходе на электрические модели. Основная причина заключается в желании упростить производственный процесс. Электрические моторы и батареи закупаются у производителей из Кореи и Китая, превращая Jaguar Land Rover в сборочный цех, зависимый от поставок третьих стран.
Но кто лично несет ответственность за происходящее сейчас?
Генеральные директора и их роль в трансформации
С 2010 по 2020 год генеральным директором Jaguar Land Rover был Ральф Спэт. За время его руководства компания увеличила продажи почти вдвое: с 60 тысяч автомобилей до 120 тысяч. Однако кризис 2017-2018 годов и последовавшее падение продаж привели к его уходу.
На его место в 2020 году пришел француз Тьерри Боллоре — бывший заместитель Карлоса Гона, главы Renault-Nissan, чья карьера закончилась грандиозным скандалом. Гон был обвинен в финансовых махинациях и вынужден бежать из Японии в Ливан, спрятавшись в ящике для музыкальной аппаратуры. Боллоре, чье участие в схемах Гона так и осталось под подозрением, был уволен из Renault-Nissan и вскоре назначен генеральным директором JLR.
Занавес...
Именно при Боллоре было принято решение о сокращении модельного ряда и полном переходе на электрические модели. В 2022 году он покинул пост, оставив наследие, которое многие считают причиной утраты традиционной философии Jaguar.
Продажи Jaguar в 2023 году составили около 61 000 автомобилей, что значительно ниже пиковых показателей. Например, в 2015 году продажи достигали более 100 000 единиц. Сравнение этих цифр ясно показывает падение интереса к марке и сложности, с которыми сталкивается бренд на фоне глобальной конкуренции и трансформации.
Резюме
Решение о переходе на электротягу — это не просто шаг в сторону современных технологий и экологических стандартов.
Это стратегический ход, направленный на снижение затрат и упрощение бизнеса. Tata Group, для которой JLR — лишь малая часть портфеля, сделала ставку на повышение рентабельности бренда через отказ от сложных технологий и зависимость от внешних поставщиков.
В результате Jaguar становится компанией нового типа, мало напоминающей ту, что создавала легендарные E-Type и XJ.
p.s. Если нужна консультация по кузовным работам, то можете писать в Telegram: @kuzovport или ищите нас на Яндекс-картах