"Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию". (1 Кор. 10: 31)
Недавно я опубликовал статью о том, как люди стесняются молиться перед едой в публичных местах – в ресторанах, кафе, в купе поезда или в салоне самолета. А один читатель посетовал, что, дескать, мы, православные христиане, не все знаем главное - как надо правильно вкушать пищу. И ведь он абсолютно прав!
Ведь почему пища считается «Божьим даром»? Потому что мы имеем её лишь благодаря Господу. Благодаря Ему светит солнце, идет дождь, насыщая землю драгоценной своей влагой.
А сама еда? Разве не благодаря Всевышнему мы, вкушая еду, получаем столь необходимую для жизнедеятельности энергию? Каким образом, спросите? Устроив организм наш таким образом, что он способен переваривать еду. А если у кого-то данная функция даёт сбой, то это, увы, исключительно «заслуга» самого человека. Причем одна из самых частых тут причин – чревоугодие.
Не случайно известный в начале XX века священник Русской православной церкви, богослов, религиозный философ, поэт, учёный, инженер Павел Флоренский обращался к интеллигенции того времени с укоризненными словами:
«Ни есть, ни тем более вкушать интеллигент не умеет, не знает даже, что значит “вкушать”, что значит священная еда: не “вкушают” дар Божий, ни даже едят пищу, а “лопают” химические вещества. Совершается лишь животная, голая “физиологическая функция”».
И кто бы что ни говорил, а самой правильной линии в вопросе еды придерживались наши святые отцы. А они, напомню, не сговариваясь, утверждали, что…
для насыщения нашего тела нужно совсем немного;
если не говорить себе «стоп!», наше чрево само по себе не будет знать меры;
организм человека в любое время суток готов вкушать пищу.
Ну и остальные правила были с похожим смыслом – дескать, не увлекайся едой! Кстати, святым же отцам принадлежит поистине золотой совет прекратить приём пищи тогда, когда организм еще немного голоден.
А праведный Иоанн Кронштадский говаривал: «Не садись за стол с возмущением какой-либо страстью твоего духа, чтобы враг не обратил тебе во вред пищу и питие – в болезнь, а не во здравие: ибо враг через все коварствует и ищет повредить человеку».
Что интересно, поговорку «когда я ем, то глух и нем», святые отцы игнорировали. Наоборот! Они советовали во время еды говорить о чем-нибудь позитивном, поучительном и ни в коем случае ни о чем дурном. При этом всегда считалось полезным благодарить Бога.
…При императоре Феодосии Младшем, близ Царьграда, поселился монах, вышедший из пустыни Египетской. Однажды император, проходя мимо его хижины, вздумал зайти к нему и толкнул в дверь. Инок отворил и, не зная кто гость его, принял императора за простого воина.
Сотворивши молитву, царь сел и повел беседу с иноком. «Как живут, – спросил, – отцы Египетские?» - «Слава Богу, – отвечал старец, – и молят о вашем спасении». А затем и в свою очередь спросил: «Не хочешь ли съесть что-нибудь?» - «Хочу», – был ответ.
Инок поставил хлеб, масло, соль и воду. Гость пил и ел. После трапезы он сказал старцу: «Знаешь ли, кто я?» «Бог тебя знает», – отвечал монах. «Я Феодосий, царь». Инок поклонился ему.
Царь продолжал: «О, как блаженны вы, иноки, свободные от суеты мирской! Вот я и рожден от царя; но поверь мне, во всю жизнь мою не вкушал я пищи с таким наслаждением, с каким ныне вкусил у тебя». - «А знаешь ли, отчего это?» – сказал старец. «Отчего?». – «Оттого, что мы, монахи, с молитвою и благословением приготовляем пищу; потому сладким делается и худое брашно; у вас же много труда несут, изготовляя ее, но благословения не испрашивают, потому и вкусная пища становится невкусною».
Свидание окончилось; но после оного царь стал оказывать старцу особенное уважение. Последний же, не терпя славы человеческой, вскоре снова удалился в Египет.
(В статье использован пролог в поучениях протоиерея Виктора Гурьева из слова от Патерика о некоем монасе, отбежавшем славы человеческия).
Кто хоть раз бывал в монастыре – знает, что именно там самая простая и и в то же время необыкновенно вкусная еда. Потому что готовится с молитвой.
В заключение совет от схиархимандрита Иоанникия:
«Читайте "Отче наш", "Богородицу" и крестите стол: "Во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Господи, благослови". Освящается пища, и нездоровая становится здоровой. Эти психотропные добавки, яды Е, которые в хлебе даже и во всех продуктах, тогда не действуют на человека разрушительно, если прочитаете "Отче наш" и "Богородицу". И всегда крестите, что покупаете, кропите водичкой святой, в пищу лейте воду святую, когда готовите (капельку), капля море освящает. Тогда и нездоровая пища будет здоровой. Пейте натощак и в ванну лейте, кропите в дом».