Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Вот знамя, с которым наши свергли поляков — знакомьтесь

Оглавление

Стяг народного войска князя Дмитрия Пожарского, с которым ополчение очищало Москву от оккупантов в 1612 году, рассыпалось в прах от времени. Но реставраторы собрали его по пылинкам. И сегодня — как раз тот день, когда нужно поднять наш флаг.

Здесь вы также увидите монеты нашего претензионного царя Владислава. И даже шлем юного Ивана Грозного, пробитый пулей, вы сможете подробно рассмотреть (а это — совсем уж загадочная история!).

Мне кажется, надо неустанно напоминать нашим западным соседям, что они первые пришли к нам с мечом. Польско-литовские войска целых два года — с 1610-го по 1612-й — грабили и жгли нашу древнюю столицу. Давайте на сей раз пошлём соседям напоминание в виде нескольких символических предметов.

Знамя Пожарского

Все дворцы горят. Любая корона идёт в переплавку — рано или поздно. Но знамена хранят. Потому что они как иконы — на них в критические моменты молятся тысячи глаз. И это знак того, кто мы такие — и какой путь прошли.

Знамя Дмитрия Михайловича Пожарского, начало XVII в. Тафта, творёные золото и серебро, темпера, краски. Размеры: 135,0×187,0 см © Музеи Московского Кремля
Знамя Дмитрия Михайловича Пожарского, начало XVII в. Тафта, творёные золото и серебро, темпера, краски. Размеры: 135,0×187,0 см © Музеи Московского Кремля

У нас всё не раз начиналось с начала и сложно говорить определенно, когда именно родилось нынешнее Российское государство. Но, как мне кажется, год рождения у русского народа — гражданской, горизонтальной и фундаментальной общности людей — как раз 1612-й. За православный мир и Московское государство тогда впервые встали не вятичи-кривичи, не новгородцы-рязанцы, а все как один русские люди.

А место рождения — оно прямо под этим знаменем из плотной шёлковой тафты. И это полотнище — не «как икона». Это икона, по сути, и есть.

Реставраторы Владимиро-Суздальского музея-заповедника сделали точную копию знамени Пожарского — тоже золотом по шёлку. И тут можно рассмотреть детали.
Реставраторы Владимиро-Суздальского музея-заповедника сделали точную копию знамени Пожарского — тоже золотом по шёлку. И тут можно рассмотреть детали.

«Там изумительная живопись... изображен покровитель небесного воинства архангел Михаил и предводитель земного войска Иисус Навин, который привел еврейский народ к городу Иерихону. Это два вождя, небесный покровитель и земной, — комментирует Марина Голованова, старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля. — Их изображения развевались над войском, это была и помощь тем, кто шёл воевать за правое дело и какое-то покровительство тем, кто под этим знаменем располагался».

От рабочей функции произошло и второе русское название для таких знамён — «стяг». Стяг стоял в центре бьющихся полков — к нему собирались («стягивались») наши воины в мясорубке битвы. Расписан стяг Пожарского, между прочим, творёным золотом — это когда сусальное золото растирают в порошок и добавляют связующее вещество (гуммиарабик, например). Изготавливается вручную, пальцем. И жир с пальца — это третий важный компонент твореного золота.

Народная армия огнём и мечом пронесла своё знамя от Нижнего Новгорода до Красной площади. 27 октября (6 ноября) 1612 года войска собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы ополченцев. После этого под звон колоколов победители в сопровождении народа вступили в Кремль — со знаменем и хоругвями.

Золото Владислава

На пике Смуты, в 1610 году, царём московским был избран 14-летний польский королевич Владислав Сигизмундович (у нас — Жигимонтович). И Москва начала печатать копейки с именем Влада — и даже сразу золотые, что есть исключительный случай для тех времен.

Причина, впрочем, не в излишнем уважении с иностранцу: просто в казне к тому моменту закончилось серебро. Ходили слухи, что на эти монеты переплавили золотые статуи из Кремля.

Золотые копейки Владислава Жигимонтовича, 1610-1612 гг. Государственный исторический музей
Золотые копейки Владислава Жигимонтовича, 1610-1612 гг. Государственный исторический музей

Драгоценные копейки по весу были будто пыль (в 1610-м начали с 0,6 гр металла в одной монете, к 1612-му вес снизился уже до 0,47 гр). Но напечатали их столько, что и сегодня такую пылинку можно купить для личной коллекции — за 100-400 тысяч рублей.

В 1612-м царя Владислава Жигимонтовича «отправили в отставку» (сам он так и не побывал в Москве). Но бумажный царь использовал титулы до 1634 году, пока не стал уже настоящим главой страны — Польши & Литвы.

Владислав прожил 53 года и судя по всему, очень уставал на работе.

-5

Вот две монеты периода его правления в Речи Посполитой. Правый дукат выпущен позже левого — и оцените, какие мешки под глазами нарастил себе наш картонный государь.

Шлем Грозного

1612 год время от времени аукается в современности. В 2009 году Livrustkammaren, Королевская Оружейная палата Стокгольма, показала на выставке в Москве... шлем Ивана Грозного! Ну, точнее, «Шелом князя Ивана Васильевича, великого князя, господина всея Руси, самодержца» (так на нём и написано золотой вязью). То есть, — и еще не Грозного. Видимо, родившийся в 1530 году Иван использовал шлем до того, как был венчан царём в январе 1547 года.

По сути, это шелом мальчика.

Шелом великого князя Ивана IV Васильевича, господина всея Руси, самодержца. XVI век, Оружейная палата Кремля. © Королевская Оружейная палата Стокгольма
Шелом великого князя Ивана IV Васильевича, господина всея Руси, самодержца. XVI век, Оружейная палата Кремля. © Королевская Оружейная палата Стокгольма

Объясняет глава Музеев Кремля Елена Гагарина: «Когда в XVII веке Кремль был занят поляками, Оружейная палата была разграблена, и то, что осталось нам от XVI и XVII веков — это буквально какие-то отдельные вещи» (цитата по РИА «Новости»). Вот и шлем, предположительно, увезли в Варшаву летом 1612 года.

Шелом великого князя Ивана IV Васильевича © Королевская Оружейная палата Стокгольма
Шелом великого князя Ивана IV Васильевича © Королевская Оружейная палата Стокгольма

А в 1655 году Варшаву оккупировали шведы и шлем Грозного отправился в Стокгольм. Но что происходило с ним по дороге — неизвестно. Пуля или боевой клевец проделали в нём круглую дырку — возможно, дырявой стала и голова похитителя. Слабое утешение нам, учитывая, что шлем шведы и не собираются возвращать.

Но нам не нужны ни шлем, ни утешения. Наши силы неисчислимы, а если приходится совсем туго — да, мы вспоминаем 1612-й.

Коллаж, основа: «Наши силы неисчислимы», плакат. Художник В.Б. Корецкий, Государственное издательство «Искусство». 1941 г.
Коллаж, основа: «Наши силы неисчислимы», плакат. Художник В.Б. Корецкий, Государственное издательство «Искусство». 1941 г.