Найти в Дзене

Книги Татьяны Мастрюковой: что общего между "Тихими гостями" и "Радио Морок"

Редкий подросток не любит страшные истории, от которых сам же потом не может спать. Я в детстве, естественно, читала Кинга, а нынешняя молодёжь, если верить соцсетям, зачитывается Татьяной Мастрюковой, неоднократно побеждавшей на литературных конкурсах. Я осмелилась приобрести пару её книг, сознательно выбрав не самую рекламируемую "Болотницу"... В книге «Тихие гости» трое подружек едут зимой в деревню, где начинает происходить всякая мистика; в «Радио Морок» родители с двумя дочерьми совершают автопутешествие, во время которого попадают в странную деревню с жуткими жителями. В обеих историях потрясающе передана атмосфера, начиная от места происходящих событий и заканчивая подчеркивающими общую тревогу природными явлениями. В обеих историях автор использует славянские поверья и таких персонажей, о которых я никогда не слышала и с интересом прочитала. На этом положительные ощущения от ее творчества заканчиваются. Мне почему-то вспомнился «Дом, в котором» Мариам Петросян, который роди

Редкий подросток не любит страшные истории, от которых сам же потом не может спать. Я в детстве, естественно, читала Кинга, а нынешняя молодёжь, если верить соцсетям, зачитывается Татьяной Мастрюковой, неоднократно побеждавшей на литературных конкурсах. Я осмелилась приобрести пару её книг, сознательно выбрав не самую рекламируемую "Болотницу"...

В книге «Тихие гости» трое подружек едут зимой в деревню, где начинает происходить всякая мистика; в «Радио Морок» родители с двумя дочерьми совершают автопутешествие, во время которого попадают в странную деревню с жуткими жителями.

www.kotytan.com
www.kotytan.com

В обеих историях потрясающе передана атмосфера, начиная от места происходящих событий и заканчивая подчеркивающими общую тревогу природными явлениями. В обеих историях автор использует славянские поверья и таких персонажей, о которых я никогда не слышала и с интересом прочитала.

На этом положительные ощущения от ее творчества заканчиваются. Мне почему-то вспомнился «Дом, в котором» Мариам Петросян, который родился из рисунков автора. У художницы родились в голове образы детей, Серого дома с его комнатами, которые она начала рисовать. Для каждой картинки она придумала истории, характеры персонажам, поселила их в Дом. А потом издательство предложило ей выпустить книгу о Доме, и остро встал вопрос, как же эти разрозненные истории связать в единый сюжет.

Так и с Мастрюковой мне показалось, что она узнала о наряжухах, шуликунах и прочей нечисти, захотела о них рассказать, но вот тут что-то не заладилось.

В обеих книгах однотипный шаблон: герои приезжают в полупустую деревню, сталкиваются с нелюдимыми жителями и народными поверьями, начинают нервничать, пытаются выбраться из этого места и не могут. Также обе книги наполнены (избыточно на мой взгляд) коротенькими страшилками, абсолютно никак не связанными с сюжетом. В «Тихих гостях» эти истории герои находят среди журналов, которыми планируют топить печку, они так и называются «из стопки на растопку». В «Радио Мороке» страшилки беспрерывно звучат на радиоволне, которую невозможно переключить.

www.kotytan.com
www.kotytan.com

В обеих книгах герои плоские, картонные, непонятен ни их возраст, ни их отношение к происходящему, ни мотивация тех или иных поступков. Я уж молчу про совершенно кринжовые сюжетные повороты типа три девочки, судя по всему школьницы, едут одни зимой на пустующую дачу. Трое школьниц! Зимой! Когда велика вероятность даже не открыть калитку из-за сугробов, когда может замерзнуть замок и они не попадут в дом, когда они не умеют топить печь и элементарно могут угореть там, когда им надо ходить за водой и можно уронить ведро или упасть в колодец...

В этих книгах в принципе нет сюжета как такового и развития событий. То есть, нет «зла», которое нужно побороть, нет врага, которого надо победить, даже не понятно, зачем это самое «зло» делает всё то, что делает. Просто происходит какая-то мистика, без начала, без конца и без смысла.

Если взять всемирно известного мастера ужасов Стивена Кинга, то у него есть наиболее удачные вещи, наименее удачные, но все они настолько детальны, словно случились с ним лично. Каждого героя можно представить мысленным взором, как хорошего знакомого. Всё его «зло» происходит откуда-то, имеет собственную историю и конкретную цель, поэтому интересно дочитать и узнать, чья возьмет. У Мастрюковой же все концовки в стиле «вот и сказочке конец, а зачем всё это было – я и сама не знаю».

На момент написания этого текста ребенку подарили еще одну книгу Мастрюковой – «Болотницу». Я пробежала ее по диагонали и сделала вывод, что все три – шаблонные, по картонным персонажам, по общей атмосфере, по отсутствию логики, объяснений и концовки. То есть прочитал одну – считай, прочитал все.

-3

НО для детей, не склонных к анализу и любящих именно это нагнетание жути, ее творчество понравится. У нее однозначно есть собственный, узнаваемый стиль, умение создать такую атмосферу, что мурашки бегают, и талант откапывать такой уникальный фольклор, про который интересно потом почитать дополнительно.