Найти в Дзене
#церберфильм

СЕРИАЛ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»: Как Мирзоев переосмысляет классическую драму в современности

Промо из сериала «Преступление и наказание» / 2024, Россия
Промо из сериала «Преступление и наказание» / 2024, Россия

Итак, на Кинопоиске всё же вышел самый ожидаемый сериал года — «Преступление и наказание» Владимира Мирзоева. Выход сериала откладывался аж четыре раза, что поубавило у зрителей желания его посмотреть. Ожидания затянулись, пыл угас. Кроме того, сервис выпустил только первые 4 серии, обещая остаток показать 30 ноября. Такой разрыв между выходом серий навевает мысль о перекраивании невыпущенного материала. По слухам артхаусность «Преступления и наказания» не всем верхам пришлась по душе.

Синопсис:

Лето, Петербург XXI века. Студент Родион Раскольников изнурён безденежьем, безработицей и мыслями о бессмысленности своего существования. В его сознании зреет идея, что некоторые люди право имеют на самые мерзкие поступки, если они совершают великие открытия и двигают мир вперёд. Чтобы проверить теорию на себе, он убивает старуху-микрокредиторшу. На след Раскольникова выходит следователь Порфирий Петрович, который хочет добиться от него чистосердечного признания.

КиноПоиск: 5,7 / IMDb: 10

Кадр из сериала «Преступление и наказание» / 2024, Россия
Кадр из сериала «Преступление и наказание» / 2024, Россия

Идея перенести «Преступление и наказание» в современность весьма логична. Подобные перформансы уже были и весьма удачны. Тот же Шерлок, Дубровский, Ромео и Джульета, Гроза, Жестокие игры и другие. Переосмысление классики через призму современности всегда интересно. И Достоевский современности смотрится чуть ли не острее, чем Достоевский девятнадцатого века. Человеческие демоны во все времена одинаковы.

Кадр из сериала «Преступление и наказание» / 2024, Россия
Кадр из сериала «Преступление и наказание» / 2024, Россия

Мирзоев переосмысливает Петербург Достоевского, демонстрирует его изнанку. Кадры с городом, отражённым в небе, иллюстрируют дуальность происходящего. За красивыми причёсанными фасадами европейского города варится низменная серая жизнь несчастных людей. Двойственность сущего показана и через Чорта — трикстера, с которым ведут беседу герои романа.

Ещё по теме:

Если у Достоевского Родион говорил с собой, в современном прочтении он всё больше беседует со своим альтер-эго. И не только он. Чета Свидригайловых и Дуня Раскольникова тоже ведут беседу с Чортом (в исполнении Бориса Хвошнянского). Наверное, современной молодёжи так проще воспринимать действительность, даже если это шизофренические видения. Нечто неясное, облечённое в настоящую форму, легче считывается. Думать не нужно, представлять тоже. Всё уже придумано и разжёвано.

Кстати, Чорт — персонаж из другого произведения Достоевского, «Братья Карамазовы». Таким образом мы имеем не просто экранизацию романа, а целый кроссовер.
Кадр из сериала «Преступление и наказание» / 2024, Россия
Кадр из сериала «Преступление и наказание» / 2024, Россия

Теперь о героях. Янковский в роли Раскольникова весьма достоверен и однозначно неприятен. Мирзоев сразу показывает, что Родион — ни разу не герой. Он глубоко болен, честолюбив, горделив и вообще сочетает в себе большую часть смертных грехов. Нет ни единого намёка на самопожертвование ради других, никаких явных укоров совести. Зато есть осознание собственной значимости. Янковский-Раскольников живёт в комнате, больше похожей на гроб. Стараниями декораторов в комнате даже скошен потолок. Комната-гроб давит своей мрачностью. Честно, не представляю даже, что где-то до сих пор сдаются такие жилые помещения. В этой комнате нет света, как нет его в душе Раскольникова.

Кадр из сериала «Преступление и наказание» / 2024, Россия
Кадр из сериала «Преступление и наказание» / 2024, Россия

Юлия Снигирь в роли Марфы Петровны явно в своей тарелке. Тончайшее попадание в придуманный образ жестокой хозяйки поместья. Марфа Петровна XXI века — дама с характером. Утончённая бизнес-вумен со стальными яйцами. Становится печально, когда понимаешь, что срок жизни её персонажа крайне мал. Это тот случай, когда второстепенный персонаж интереснее главного.

Кадр из сериала «Преступление и наказание» / 2024, Россия
Кадр из сериала «Преступление и наказание» / 2024, Россия

Авдотья Романовна в исполнении Любови Аксёновой далеко не наивная невинность. Это расчётливая манипуляторша, ловко лавирующая между двумя мужчинами. Никакой жертвенностью здесь не пахнет. Считаю, образ получился неудачным. Вернее, это не образ из романа. У Достоевского Дуня беззащитна и трепетна, её хочется и нужно защищать. Дуня из сериала при определённых обстоятельствах по характеру могла бы превзойти Марфу Петровну.

Кадр из сериала «Преступление и наказание» / 2024, Россия
Кадр из сериала «Преступление и наказание» / 2024, Россия

Линия Сони Мармеладовой в сериале значительно шире, чем в романе. Собственно, как и арки Свидригайловых, Разумихина, Пашеньки. Я такие развороты люблю. Да неканонично. Зато интересно. Для меня такой ход — несомненный плюс. Кстати, Сонечку играют сразу две актрисы, показывая её невинность и мгновенное взросление. Смелый и интересный ход.

Кадр из сериала «Преступление и наказание» / 2024, Россия
Кадр из сериала «Преступление и наказание» / 2024, Россия

Одна из претензий к экранизации — язык XIX века. В современном мире полном гаджетов, тик-токов, интернета такое явление смотрится чужеродно. Подобный ход добавляет театральности, делает происходящее картинным. Непривычная речь выбивает зрителя из накатанной колеи сюжета, заставляет внимательнее воспринимать происходящее на экране. Эксперимент спорный, но, как мне кажется, весьма удачный.

Кадр из сериала «Преступление и наказание» / 2024, Россия
Кадр из сериала «Преступление и наказание» / 2024, Россия

Как бы то ни было, сериал заставил о себе говорить. И если хотя бы один из ста тинейджеров после просмотра сериала возьмёт и прочитает книгу, значит шалость удалась. А переосмысление классики вообще вещь неблагодарная.

Продолжение здесь: https://dzen.ru/a/Z4URBNh17D-yssvn

«Преступление и наказание» 6⭐ из 10

👉 Что ещё почитать на канале: