Фильм недели - казахский хоррор "Взаперти". Не слизывая сюжет с голливудских страшилок, казахи творят свою историю ужасов, подходя к созданию философски и творчески. Что из этого получилось и действительно ли это страшно?
В выходные совершенно неожиданно любимый мною стриминг подсунул мне хоррор с неоригинальным названием "Взаперти". Я уже хотела пролистнуть дальше, потому что этих "Взаперти" за последнее время вышло очень много. Видимо трудности перевода и фантазии переводчиков. Но, взглянув на постер, решила прочесть анонс. Собственно, постер и сподвиг меня к просмотру. Есть в нём явный намёк на нежно любимый мною "Ходячий замок" Миядзаки.
В анонсе мы имеем следующее:
Случайные знакомые Кема и Макс посреди праздничного застолья уединяются в квартире, чтобы остаться в ней навсегда. Они ищут выход, но его нет, окна и двери ведут в новые лабиринты комнат, а вокруг — лишь замкнутое пространство. Кема и Макс видят жутких призраков детей, лишь со временем понимая, что эти сущности — такие же жертвы обстоятельств, как и они. Разгадывая тайны прошлого, они пытаются помочь пленникам, чтобы спастись самим.
Внимание, дальше возможны небольшие спойлеры
Лента начинается с незамысловатого классического советского застолья: родственники, дети, правнуки, стол ломится от закусок, в воздухе витает атмосфера затхлости и застоя. Во главе стола сидит довольно древний глава семейства. Пришедшего никому не знакомого гостя сажают во главу стола с другого края. Почему? Ответ мы узнаем в конце фильма. Но этот жест в самом начале повествования меня честно озадачил. Восток, подумала я и стала смотреть дальше.
Тем временем на экране дедушка загадочно произносит некое стихотворение или заклинание и всё начинает развиваться согласно анонсу - пара молодых людей встречается в коридоре и возвращается к уже пустому столу. В квартире не только нет никого, но нет самого главного - выхода из нее.
Саспенс нагнетается постепенно. Тревожность нарастает, но крайне нехотя. Герои вроде бы ищут выход, но как-то вяленько и недолго. Их словно самих засосала замшелость комнат. Тем более эти самые комнаты постоянно меняются местами: если ванная за этой дверью была пять минут назад, то сейчас за ней может быть спальня, которая при выходе из нее ведет к примеру в гостиную. По сути это закольцованная сама в себе квартира, квартира-уроборос, где нет начала, нет конца, нет как такового времени.
Квартирный вопрос сгубил не только москвичей. В казахском фильме квартира играет роль самостоятельного персонажа. Оператор тщательно показывает нам её сверху, сбоку, в разрезе комнат, практически препарирует её. Она восьмикомнатная и мы это видим и чувствуем, какая она огромная и пустая. В ней много вещей людей, которые здесь жили или живут. Вот красный сандалик например. Зачем он? Он очень важен, но я про него ничего не расскажу. Иначе вы всё сразу разгадаете и не станете смотреть, а посмотреть в фильме правда есть на что.
Самое восхитительное в картине - это визуал. Советский реализм аутентичен, ты веришь в него сразу и безоговорочно. Стилизация "Взаперти" на высшем уровне. Для маленьких камерных хорроров это редкость. Шторы, скатерти, ковры, радиолы, неваляшки, фотоаппараты, зеркало - всё в этой квартире то самое, живое и мёртвое одновременно. Пара молодых главных героев здесь чужеродна. У них есть амбиции и телефоны. Но вне времени нельзя никуда позвонить. И они сливаются с квартирой, становятся тенями в ней.
В фильме очень много кольцевых сюжетов, что подчёркивает из раза в раз цикличность квартиры, момента, жизни. Именно цикличность является смыслом картины, и это режиссёру очень хорошо удалось показать. Сцена со сменяющими друг друга кадрами жизни главных героев внутри враждебного пространства весьма недурна.
Но если выйти нельзя, значит можно войти. В прямом и переносном смысле слова. Если не получается сбежать из квартиры, почему бы не попробовать жить в ней как соседи? как друзья? как любовники? Почему не войти ещё глубже в саму квартиру, в её и не только её прошлое. Попробовать зайти с начала, раскопать, откуда растут ноги у всего этого восьмикомнатного осьминога.
И вот на этой прекрасной философской ноте всё портится и сыплются клишированные образы, как из рога изобилия. Возможно, режиссёр и сценарист не совсем поняли, зачем им вот это философское и как из него сделать страшное. А может, они в принципе изначально взяли кучу страшилок и решили разбавить их гамлетовским "быть или не быть", то есть была не была. Сие нам не ведомо, но момент упущен. Дверь ломают топором, из каждой щели лезут маленькие девочки в голубых платьях с косичками (привет, "Сияние"), мальчики, напоровшиеся на штырь (привет, "Чернобыль"), колдунья, шкаф (привет, "Хроники Нарнии" - льва не хватает, но может он был, я не заметила) и прочие, мерзковатого вида призраки. Если вы думаете, что они пугают наших героев, то зря. На то они и герои, что не боятся всяких нестрашных подвывающих девочек, а стоически смотрят старый цветной телевизор или также стоически лежат на полу. Вот так.
На самом деле в сюжет понапихано намного больше, чем я рассказала и чем того требует специфика жанра. Для заявленного хоррора достаточно было бы линии с застольем и главными героями. Остальное в принципе здесь несущественно и включено в общий сюжет ради хронометража и чтобы оправдать слово "хоррор". Но хоррора всё равно не вышло. Получился некий мистический триллер с элементами герметичности. Местами жутковатый, как в сцене, где Кема видит себя с разных сторон и бегает по кругу. Но по больше части это всё-таки камерный триллер.
Что касается хронометража, то я бы предпочла формат мини-сериала. Не отвлекаясь, смотреть такой плотный сюжет сложно. При просмотре желательно не отрываться от экрана и не моргать, потому что незначительные предметы складываются в целые эпизоды, и в итоге можно просто не понять, что откуда взялось.
В целом творение Олжаса Баялбаева вполне смотрибельно. Я не могу сказать, что это плохой фильм. Это плохой хоррор. В остальном "Взаперти" оставляет вполне приятное послевкусие. А что ещё нужно для фильма на вечер?
7⭐ из 10
👉 Что ещё почитать на канале: