Всем привет! Продолжаю закрывать гештальты с многочисленными марафонами, об участии в которых заявил. Не успел ещё отгреметь марафон по Достоевскому у "БиблиоЮлии", как хозяйка другого дружественного мне канала (тоже, кстати, Юлия), "Книжная полка Джульетты", объявила марафон чтения произведений поэта, чей культурный код заложен во всех нас с самого раннего детства (ссылку на марафон прикрепляю, присоединяйтесь к нашей дружной компании). Правда, о своих любимых "Повестях Белкина", написанных в "Болдинскую осень", относимую критиками к "золотому" периоду творчества автора, я рассказывал совсем недавно (интересно - почитайте по ссылке ниже). Сегодня речь пойдёт о произведении из того же периода, позволяющего помимо ипостасей поэта, прозаика, сказочника, раскрыть для себя Пушкина как гениального драматурга. Это, конечно же, "Маленькие трагедии".
Цикл коротких драматических пьес "Маленькие трагедии", состоявший из четырёх произведений, был написан Пушкиным в отцовской усадьбе в Болдино в период с 1830 по 1832 год. Сразу по выходу, цикл получил горячий отклик и в сердцах простых читателей, и в душах критиков. Анна Андреевна Ахматова писала о них, например:, "быть может, ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко, как в " Маленьких трагедиях" Пушкина"(с). Что же такого гениального нашла Ахматова у Пушкина, чего не было у других великих поэтов? Давайте попробуем разобраться вместе...
Пьеса первая - "Скупой рыцарь": "ужасный век - ужасные сердца" (с).
Благородный рыцарь Альбер прозябает в нищете, словно "мышь, рождённая в подполье"(с). В это самое время, его отец, старый барон, словно "Кащей над златом", чахнет в подвале замка над сундуками, полными золотых дублонов. В тщетной надежде дождаться отцовского наследства, Альбер идёт с челобитной на него к герцогу. Но и старику есть что рассказать тому о сыне...
Как же напомнила мне эта история так любимого мной шекспировского "Венецианского купца"! Нет, Пушкин расставил акценты немного по - другому, но высмеивает те же пороки, что и его великий предшественник высмеивал за три века до него: мелочность, скупость, лизоблюдство, клеветничество, страсть к сутяжничеству и накопительству, превращающую нас в рабов денег. Да, у каждого из нас свои отношения с ними:
"Деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет
Слуг проворных
И не жалея шлет туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надежных
И бережет их как зеницу ока". (с)
но отношения с деньгами старого барона переходят все границы разумного - он зажигает свечи перед каждым сундуком, как перед иконой, рисуя мрачные картины, как беспечный сын после его смерти пустит его состояние по ветру. Неважно при этом, откуда берутся дублоны в сундуках: от нищей ли вдовы с тремя детьми или от прохвоста, который за этот дублон убил или ограбил - у денег ведь нет совести.
совесть,
Когтистый зверь,
скребущий сердце, совесть,
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый, эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы
Смущаются и мертвых высылают?(с)
В общем откровенно неприятный тип этот старый барон, на фоне которого его сын кажется весьма положительным персонажем. Впрочем, так ли это? Да, Альбер отказывается от услуг жида ( в 18 веке это слово не было неполиткорректным и вещи можно было называть своими именами), предлагающему свести его с аптекарем, торгующим ядами, но сам при этом только и мечтает о смерти отца. С какой готовностью он принимает вызов отца на дуэль, желая, возможно, приблизить её: "Так и впился в неё когтями! - изверг!"(с) Нет, жалости ни один из героев не вызывает, но пьеса является при этом невероятно злободневной.
Пьеса вторая - "Моцарт и Сальери" : гений и злодейство - две вещи несовместимы...?
Поводом для создания пьесы послужила смерть в мае 1825 года смерть итальянского композитора Сальери, который на смертном одре якобы признался в отравлении Моцарта. И Пушкин стал, возможно, автором первого официального фейка, взяв за фабулу пьесы эпизод из жизни двух всемирно известных музыкантов под их собственными именами. Многие знакомые, кстати, пеняли Пушкину за то, что он вынес приговор Сальери, не имея для этого достоверных оснований. Пушкин же парировал словами: «Завистник, который мог освистать „Дон Жуана“, мог отравить его творца»(с) (по легенде, Сальери и вправду освистал "Дон Жуана" на его премьере). Легенды легендами, а бешеной славе Моцарта почти "вышедший в тираж" Сальери действительно завидовал. И пьеса обращается именно к этому эпизоду: Сальери рассказывает читателю о своём тернистом пути к успеху и сокрушается, что музыкальный гений достался "праздному гуляке" Моцарту.
"О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!"(с)
Финал пьесы наглядно демонстрирует, к чему могут привести гордыня, являющаяся одним из семи смертных грехов, и зависть. А ещё в виде заказчика реквиема мы получили прототипа поэмы Есенина "Черный человек" (мне почему -то так кажется)
Пьеса третья - "Каменный гость" : "Вдова должна и гробу быть верна"...?(с)
Самая длинная из четырёх коротких пьес с самым, пожалуй, большим количеством участников. Некий Дон Гуан самовольно возвращается в Мадрид из ссылки, в которую он был отправлен за убийство на дуэли именитого командора. Проникнув в город незамеченным, на кладбище он встречает вдову убитого и влюбляется в неё без памяти. У каменной статуи покойного он шутит, что тот точно не помешает их свиданию. Но заигрывания с миром мёртвых плохи... Здесь Пушкиным высмеяно чревоугодие (если рассматривать любвеобильность главного героя как чрезмерный аппетит🤣🤣🤣) и отдана дань модной в то время готической литературе, к которой Пушкин позже обратился в "Пиковой даме" или "Гробовщике". А нравственный смысл пьесы в том, что справедливое возмездие за совершённое преступление, особенно за такое тяжкое, как убийство, рано или поздно настигнет преступника.
Пьеса четвёртая - "Пир во время чумы" : "вы пиршеством и песнями разврата ругаетесь над мрачной тишиной"(с)
Пушкин написал четвёртую поэму по мотивам отрывка поэмы Джона Вильсона «Город чумы», который как нельзя лучше соответствовал настроению самого писателя - из -за эпидемии холеры он застрял в фамильном имении в Болдино и не мог встретиться с невестой в Москве. Согласно пьесе, в разгар эпидемии чумы компания юношей и девушек устраивает пир прямо посреди улицы. В разгар веселья появляется священник, недовольный тем, что «ненавистные восторги смущают тишину гробов».(с) и призывает пирующих разойтись. Апогеем пьесы становится негр, провозящий мимо пирующих тележку, доверху нагруженную трупами горожан. Пьеса показывает, как смерть раскрывает сущность каждого из нас: кто -то лишь укрепляется в своей вере, кто -то пытается забыться в смерти и веселье, кто -то изливает душу в песнях. Перед ликом смерти, однако, окажутся все: и первые, и вторые, и третьи....
В самом начале отзыва я назвал "Маленькие трагедии" как нельзя актуальными сегодня. А что, это не так? Кто из нас не является сегодня рабом "лампы" (телевизора, телефона, машины)? Кто не поливает грязью соседей в общедомовых чатах? Кто не судится с ними из - за малейшей мелочи? Не ждет смерти кого - нибудь из родственников ради домика в деревне? И наконец, не мы ли сами устраиваем "пир во время чумы" - в то время, как наши парни мерзнут в окопах, защищая родину, устраиваем "голые вечеринки" в самом центре Москвы? И если вас минула чаша сия, вы очень счастливый человек. А Пушкин в очередной раз доказал, что он гений - разбросав своих героев по разным уголкам мира, он показал, что ни знатное происхождение, ни нация не способны оградить тебя от греха. Одним словом - "Homo sum, humani nihil a me alienum puto" (Я человек, ничто человеческое мне не чуждо).