Найти тему
Учёный кот

"Повести покойного Ивана Петровича Белкина" - более, чем успешный дебют в малой прозе "солнца русской поэзии".

Всем привет! Сегодня читаем, а точнее, уже не знаю в который раз за жизнь, перечитываем "Повести покойного Ивана Петровича Белкина" Александра Сергеевича Пушкина. Повести относится к периоду "Болдинской осени", признаваемого критиками едва ли не лучшим в творчестве поэта - ведь именно тогда за три месяца добровольного затворничества в имении (в Нижегородской губернии началась эпидемия холеры, и Пушкин, приехавший для оформления бумаг на владения, выделенные ему отцом, вынужден был задержаться здесь на более длительный срок, чем планировал изначально) была создана добрая половина лучших его произведений (более 60!!!), включая "Маленькие трагедии", «Медный всадник», «Пиковая дама», последние главы «Евгения Онегина» и практически все сказки... Особняком в этом списке стоит книга "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", состоящая из пяти повестей, а точнее коротких новелл, примечательная для нас тем, что это проба пера в жанре прозы маститого уже на тот момент поэта.

Пушкин в Большом Болдино.
Пушкин в Большом Болдино.
Усадьба в Болдино, куда Пушкин приехал накануне свадьбы с Гончаровой, но вынужден был задержаться здесь на три месяца из - за эпидемии холеры, и где он написал половину своих лучших произведений.
Усадьба в Болдино, куда Пушкин приехал накануне свадьбы с Гончаровой, но вынужден был задержаться здесь на три месяца из - за эпидемии холеры, и где он написал половину своих лучших произведений.
Первое издание "Повестей покойного Ивана Петровича Белкина"
Первое издание "Повестей покойного Ивана Петровича Белкина"
Антологию произведений Пушкина из школьной библиотеки взялась сегодня представлять Дженька.
Антологию произведений Пушкина из школьной библиотеки взялась сегодня представлять Дженька.

Все новеллы книги разножанровые, написанные в том или ином направлении, существующим тогда в русской литературе. Открывающая цикл и самая моя любимая "повесть Белкина", "Выстрел", написана в жанре романтизма. Повествование, структурно разделенное на две части, ведётся от лица некого армейского офицера. В первой мы знакомимся с небогатой на события жизнью обитателей военного гарнизона: ученья, манеж, обед у полкового командира, пунш, карты... Единственным развлечением офицеров стали ежедневные приёмы у Сильвио, бывшего гусара, оказывавшего влияние на умы молодых офицеров угрюмостью, крутым нравом и злым языком. Вдобавок к этому, Сильвио достиг такого мастерства в стрельбе из пистолета, "что если б он вызвался пулей сбить фуражку с кого б то ни было, никто б в нашем полку не усомнился подставить ему головы"(с). Тем удивительнее для всех офицеров было нежелание Сильвио требовать сатисфакции от офицера, нанесшего ему оскорбление в ходе одной из дружеских попоек. Сильвио, мало уважающий постороннее мнение, всё же объясняется с автором, не желая, чтобы у того осталось ошибочное мнение о нём, как о трусе. Из объяснения офицер узнаёт, что Сильвио не имеет права подвергать себя смерти - у него есть неоплаченный "кровный" долг, выплаты которого он ждал долгих шесть лет. Во второй части повествования рассказчик, уже отставной офицер, ностальгирующий о шумной и беззаботной молодости в бедной деревеньке Н***ского уезда, знакомится с новыми соседями и узнаёт, чем закончилась та давняя история. Повесть нравится мне своей "маскулинностью", темами мести, искупления и прощения, отношения к жизни, которое может меняться с годами и незримыми нитями, заставляющими нас держаться за эту жизнь. Ну и абсолютно "крышесносным" финалом - как грациозно и изящно отомстил Сильвио своему обидчику. Повесть была экранизирована в 1966 -ом году, и блестящая музыка Карена Хачатуряна лишь усилила её "маскулинный" эффект.

Постер экранизации повести Наума Трахтенберга, главные роли в которой сыграли гениальные советские актёры Михаил Козаков и Юрий Яковлев.
Постер экранизации повести Наума Трахтенберга, главные роли в которой сыграли гениальные советские актёры Михаил Козаков и Юрий Яковлев.

Если "Выстрел" больше понравится мальчишкам, то вторая повесть цикла, "Метель", написанная в жанре сентиментализма (на это указывает эпиграф, взятый из баллады "Светлана" Жуковского, одного из поэтических учителей Пушкина), больше зайдёт девочкам - подросткам. Для них здесь есть все составляющие сентиментального романа в миниатюре: лихие гусары, юная красавица, запретная любовь, тайный брак, размолвка, загадочный "суженый", всплывающий через много лет... Эффект усиливается прекрасной романтичной музыкой Георгия Свиридова, написанной специально к экранизации, снятой в 1964 году гениальным Владимиром Басовым. Мне, помимо романтичности, история нравится, как кладезь народной мудрости, вложенной Пушкиным в уста родителей Марьи Гавриловны, поговорки - "бедность не порок", "жить не с богатством, а с человеком", "суженого конём не объедешь" активно используются нами и сегодня.

Постер к экранизации новеллы "Метель", снятой в 1964 году Владимиром Басовым.
Постер к экранизации новеллы "Метель", снятой в 1964 году Владимиром Басовым.

Третья, самая короткая новелла, "Гробовщик", как уже понятно из названия, это настоящая готическая проза. Старый гробовщик Адриан Прохоров отправляется на званый ужин к своему соседу сапожнику. На ужине собираются все представители ремесленной слободы, с большим удовольствием поднимающие тосты за здоровье своих клиентов. Кто - то в шутку предлагает выпить и за здоровье клиентов Прохорова, и гробовщик, смертельно обидевшись, приглашает мертвецов к себе на званый ужин. Не преминув воспользоваться приглашением, мертвецы являются на зов Адриана. Первая попытка Пушкина поиграть на поле то ли готики, то ли магического реализма, продолженная в повести "Пиковая дама" и единственная не экранизированная из повестей Белкина.

Четвертая повесть цикла, "Станционный смотритель", и снова сентиментализм. Повествование ведётся от лица некого путешественника, по долгу службы вынужденного сталкиваться со станционными смотрителями. В начале повести лирический герой в ироничном монологе долго размышляет об их непростой службе, а заодно о судьбах России (по мне, так по художественной ценности этот монолог созвучен гоголевской "птице - тройке" из "Мёртвых душ", чего стоит одна крамольная по тем временам фраза: "Что было бы с нами, если вместо общеудобного правила: "чин чина почитай" ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры!(с) Затем рассказчик знакомит нас со своим другом, станционным смотрителем Самсоном Выриным, и его дочерью Дуней, девочкой поразительной красоты. Когда автор встречает Самсона спустя четыре года, он поражается, "как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика"(с). В старика Вырина превратила тоска по дочери, сманенной заезжим гусаром и хитростью увезённой им в Петербург. Самсон глушит тоску вином, параллельно сокрушаясь о Дуниной горькой судьбе: "Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою"(с). К счастью, дальнейший ход повести покажет, что не нужно грести всех под одну гребёнку - посетив эти места спустя несколько лет и уже не застав Самсона в живых, автор от местного мальчишки узнает историю о таинственной проезжей барыне, долго лежавшей и плакавшей на могиле старого смотрителя. Если вам нравится искать в книгах различные аллюзии, то в "Станционном смотрителе" предостаточно аллюзий на Библию - начиная с имени главного героя, заканчивая блудным сыном - в первый свой визит к Вырину автор долго рассматривает лубочные картинки изображающие его историю, украшавшие обитель смотрителя. Так что "Станционный смотритель" - это перефраз известного всем библейского сюжета, прекрасная история о непростых взаимоотношениях отцов и детей. Есть экранизация, очень близкая к первоисточнику, снятая Сергеем Соловьёвым в 1972 году.

Постер одноименного фильма Сергея Соловьёва, снятого в 1972 году, главные роли в котором сыграли Никита Михалков и настоящая красавица Марианна Кушнерова.
Постер одноименного фильма Сергея Соловьёва, снятого в 1972 году, главные роли в котором сыграли Никита Михалков и настоящая красавица Марианна Кушнерова.

И наконец, пятая, самая объемная новелла, "Барышня - крестьянка", снова написанная в жанре сентиментализма (жанр в то время был необычайно популярен). И тут уж надо быть совсем слепцом, чтоб не увидеть оммаж бессмертной трагедии Шекспира: события хоть и встречают нас не в Вероне, но в этой истории есть свои Монтекки (Берестовы) и Капулетти (Муромские), и дети двух враждующих семейств, влюбляющиеся друг в друга. Правда, в отличии от Шекспира трагедия оказывается чуть ли не водевилем с переодеванием, что, впрочем, не мешает Пушкину отразить ещё одну тенденцию тогдашней России - начинающееся противостояние западников и славянофилов. И да, именно из "Барышни - крестьянки" спустя три года вырастет замечательный роман "Дубровский". Повесть была экранизирована в середине 90-ых, значительно позже всех остальных, но для меня она примечательна тем, что исполнительница роли Лизы, Елена Корикова (тогда ещё не оскандалившаяся с клипом на песню группы "Винтаж" "Плохая девочка") приходилась то ли двоюродной, то ли троюродной сестрой моему близкому институтскому другу (показывал семейный альбом с фотографиями).

Постер фильма "Барышня - крестьянка".
Постер фильма "Барышня - крестьянка".

Чем хочется резюмировать всё вышесказанное? "Повести покойного Белкина" бесценны для нас тем, что открыли новую ипостась "солнца русской поэзии", а именно его дар прозаика, подарившего нам впоследствии "Дубровского", "Пиковую даму" ,"Арапа Петра Великого" и безмерно любимую "Капитанскую дочку". Все повести разноплановые, и при этом, прекрасные каждая по - своему, что еще раз доказывает, что Пушкину подвластен любой жанр. При этом нельзя не отметить его тонкого чувства юмора и умения подмечать тенденции, волновавшие тогдашнее общество.

Зачем я это в перечитал, наверное, уже в сотый раз? Просто девчонки сразу с нескольких дружественных каналов, а именно"Аннушка и масло|книжки 📕", "Ветер в книгах", "Кот-книголюб" и "С книгой в обнимку" организовали марафон чтения книг из школьного списка чтения. Марафон продлится в течение года и будет разбит по четвертям, дав возможность прочитать то, чего по каким - либо причинам не успели прочесть в школе (я например, не читал "Преступление и наказание" и "Войну и мир"🤔) Тема первой четверти, которая в школе закончится в конце октября - "малая" проза, то есть рассказы и короткие повести. Куратор этой четверти - Лена, хозяйка замечательного канала "С книгой в обнимку". Ссылку на её "четверть" прикрепляю - присоединяйтесь к нашей дружной компании, идея марафона, я считаю, просто замечательная.

Я же на этом прощаюсь с вами, дорогие друзья! А вы читали "Повести Белкина"? Какая ваша самая любимая? Давайте обмениваться мнениями в комментариях к статье, обсуждать, дискутировать! Ну, а пока - пока! И до новых книжных встреч на канале "Учёный кот"!