Мы как-то привыкли считать, что настоящими королями ужасов являются зарубежные авторы, вроде Говарда Лавкрафта или Стивена Кинга. Оно и неудивительно: эти непревзойденные мастера кошмаров подарили миру поистине безграничный, наполненный всевозможными чудовищами и монстрами мир, который по сей день вызывает неподдельный ужас у всех поклонников хорроров. Один только древний Ктулху чего стоит! Или, скажем, кинговские Лангольеры – существа, поедающие пространство и время. Ужас, да и только…
Превосходство заграничных королей кошмаров неоспоримо, однако порой, чтобы испытать настоящий страх не нужно далеко ходить – достаточно обратиться к русской народной культуре, фольклору, если угодно. Уверяю, вы удивитесь, насколько пугающие сущности там обитают.
Давным-давно, во времена древних славян, когда еще толком не оформилась вера в бога Перуна и его сподвижников (славянское язычество, если что), у восточных славян существовал культ предков. Когда кто-то умирал, он не прекращал быть частью племени, а всего-навсего перерождался в некоего духа, и таких духов называли «Дедами».
Их почитали, уважали, к ним шли за помощью в моменты острой нужды, а они, в свою очередь, отвечали взаимностью. Если же умерших предков обижали, они начинали вредить. Именно этот дух и стал своего рода прародителем всякой нечисти на Руси. Впоследствии всевозможные бесы, духи и демоны размножились и заполнили собой все, что только можно, и больше всего их водилось там, где жил человек – то есть в доме.
Сначала это был просто дух-хранитель - Домовой появился несколько позже, в 17 веке. И звали этого духа по-разному: и Кормильцем, и Запечником, а иногда его имя вообще запрещалось произносить вслух.
Внешность его, по утверждениям очевидцем, могла быть разной: то он смахивал на древнего старца с седой бородой, то на карлика в красной рубахе, то на лохматого мужичка с острыми когтями. Единого мнения, был ли дух-хранитель, а впоследствии и Домовой, помощником, у наших предков так и не сложилось.
В Северной Руси его считали строгим, но справедливым, но чем южнее, тем чаще его представляли капризным маразматиком, которому и дела не было до помощи кому-либо. В некоторых районах Домовых и вовсе считали злыми духами и старались как можно скорее прогнать (или изгнать) из дома.
Дальше шел Дворовой, который, впрочем, мало чем отличался от Домового. Единственное различие – отвечал Дворовой не за дом, а за порядок в хлеву и во дворе.
Дух по имени Мельничник, соответствуя своей кличке, хозяйничал на мельнице, а Овинник, которого также считают некой разновидностью Домового, отвечал за сохранность хлеба и места, где он хранится.
Все вышеперечисленные духи в зависимости от настроения могли и пакостить, и помогать, а вот демон Лихо был олицетворением исключительно горя, нужды и напастей.
О матримониальных отношениях русской народной нечисти известно мало, но Домового частенько женили на Кикиморе – очень вредной и несимпатичной женщине, которая традиционно проказничала с веретеном и прялкой в руке.
Кикимора вредила в первую очередь скотине, а в человеческом жилище била посуду. Кроме того, пребывая в соответствующем настроении, она могла укачать хозяйского ребенка, если тому не спалось.
Детей самой Кикиморы звали Игошами. Они походили на младенцев без рук и ног, но беспорядки устраивали ничуть не меньше их пакостливой мамаши.
Еще одним членом этой веселенькой семейки была Кикимора болотная, которая от домашней отличалась зеленым цветом кожи и местом приписки.
В деревенских банях, которые частенько стояли поодаль от главного дома, нередко проживал… Банник. В бане наши предки не только мылись и парились, но и лечились. К тому же, это было единственное строение, которое не освещалось батюшкой, поэтому именно там нередко «баловались» тем, что церковь не одобряла – играли в карты и гадали.
Пребывая в плохом настроении, Банник мог запарить человека до смерти, и это, как вы понимаете, не фигура речи, а также украсть некрещенного ребенка. Однако и добрые дела он тоже совершал. Мог, например, во время гадания предсказать богатого жениха или хворь от человека отогнать. Не зря же говорят, что баня лечит! Главное, не париться ночью, ведь нечистая сила для своих дел предпочитала именно темное время суток.
Исключением являлся, разве что, Полевик. Этот дух не стеснялся творить гадости и средь бела дня. Например, в разгар жатвы мог наслать на человека солнечный удар, но урожай, и надо отдать ему должное, хранил и оберегал, поскольку считал поле своим домом.
Существует мнение, что сыном Полевика являлся Луговик – маленький зеленый человечек, которого во время сенокоса было лучше не злить. В противном случае он запутывал травы так, что ни одной косе не под силу было их скосить.
Но ни луга, ни поля не могли сравниться с количеством леса, окружавшего жилища наших предков. Поэтому одним из главных персонажей славянского бестиария являлся именно Леший.
Чаща пугала, кручковатые сучья путали сознания, поэтому Леший представлялся древним славянам как некое фантастическое существо, являющееся наполовину человеком, а наполовину деревом. Он мог навредить, а то и вовсе погубить забавы ради, просто сбив путника с тропинки.
А на обочине той самой тропинки жил Шиш, который очень любил поиздеваться над пьяницами.
Но Шиш, и я сейчас на полном серьезе – это вам не Шишига! Шишига – маленькое горбатое существо с крючковатыми руками, которое затаскивало зазевавшихся путников к себе в камыши, а потом топила в воде.
Но главным хозяином рек и озер считался, безусловно, Водяной. От старика с хвостом и бородой из тины зависел улов и крепость плотин, а еще он не только командовал всеми рыбами, но и «строил» русалок.
И, кстати, русалки в представлении наших предков вовсе не являлись прекрасными девами. Это были старухоподобные существа, которые сперва сидели на деревьях, а потом, благодаря романтизации образа, эволюционировали в прекрасных барышень с рыбьими хвостами, и переселились в воду.
Но это случилось в 19 веке, а до этого встреча с Русалкой не сулила ничего хорошего, и уж тем более романтичного.
А вот Берегини, которых часто путают с Русалками, с самого начала были прелестными, воздушными девами в белых одеяниях. Они помогали людям и оберегали водоемы – отсюда, собственно, и название. Это уже потом, во время борьбы с язычеством, заботливую Берегиню переквалифицировали в страшное демоническое существо, которым пугали детей. Получилось что-то вроде Бабы-Яги.
А уж сама Баба-Яга являлась воплощением языческих обычаев и верований: и необычные куриные ножки у избы, и ступа, и даже костяная нога.
Чем сильнее на Руси укоренялось христианство, тем значительнее менялись взгляды на происхождение нечисти. Об умерших предках уже не было и речи, а все духи и демоны стали падшими ангелами и бесами. Впрочем, Черту или Анчутке, как еще его называли, удалось стать самостоятельным мифологическим персонажем.
На Руси прижился его облик, вдохновленный Сатирами. Черт пытался склонить людей к греху или купить душу, так что он однозначно был отрицательным персонажем. Но и его можно было использовать во благо… если обмануть.
В бестиарий наших предков входили также Упыри, Карачаны, Лизуны, Злыдни, Болотники, Жердяи, Полудницы и Полуночницы. А вот Вурдалаков среди них не было.
Да и само слово «вурдалак» придумал Александр Сергеевич Пушкин в 1835 году. В «Песнях западных славян» он заменил «вурдалака» на слово «волколак», а Волколак – это, как известно, оборотень.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!