Найти в Дзене
Формат АА

Первичный периметр защиты в Factorio.

Оглавление

Статья про тонкости игрового процесса в игре Factorio.

В этой статье рассмотрим первичный периметр защиты в Factorio.

Вступление.

Наша фабрика – это тот цельный механизм, который функционирует внутри себя с условием, что внешнюю защиту обеспечивает игрок. О начальной защите знают все: это блокировка проходов каменными печами, первые пулемётные турели расставленные по углам месторождений или внутри фабрики. Это первые постройки в виде небольших защищённых стенами форпостов, для принятия жучьих атак на себя.

Но наступает момент, когда так играть становится невозможным. Речь идёт о самой стандартной игре со стандартными настройками, без модов, искажающих реальность Factorio. Вот тогда многие игроки приходят к решению огораживать фабрику стенами.

Назначение периметра защиты.

Периметр защиты в Factorio – это непрерывная круговая линия защиты вокруг фабрики.

Сам периметр защиты может быть непрерывным в прямом смысле слова и замыкаться на своё начало. А может быть составлен из нескольких дуг и отрезков расположенных между естественными географическими преградами. Например, между скал или водоёмов. При любых условиях периметр защиты обычно строят закрытым стеной с вражеской стороны (или конструкциями из стен) и огневыми поражающими средствами с другой стороны (со стороны фабрики). Таким образом жуки сначала будут сталкиваться со стенами, а все турели, расположенные за стеной будут вести по ним огонь.

Периметр защиты может снабжаться боеприпасами по конвейерной ленте, по трубам, дронами или по железной дороге поездами. Способ снабжения обычно зависит от протяжённости периметра, его огневых средств поражения, развитости исследований игрока и его желания.

На начальных этапах игры периметр защиты строится из самых дешёвых из возможных материалов, с условием, что в будущем он будет перестроен или расширен уже из более продвинутых материалов. Например, первый небольшой периметр вокруг фабрики может быть построен из каменных печей вплотную расположенных друг к другу, и нескольких пулемётных турелей за ними. Игрок часто бегает к таким турелям после их боя с жуками, закидывает вручную магазины с патронами. Вариация этого примера – вместо каменных печей полноценные стены. А у каждой турели стоит манипулятор и деревянный сундук с боекомплектом для стрельбы. Везде подведено электричество. Игрок, в таком случае периодически пробегает мимо каждого сундука и докидывает туда магазины с патронами.

В этой статье мы рассмотрим следующий этап развития защитного периметра: он будет цельный, вокруг фабрики, замкнутый на себя, вдоль будут стоять ряды пулемётных турелей с манипуляторами. Манипуляторы будут запитываться электричеством от деревянных опор ЛЭП, расставленных вдоль периметра. А магазины с патронами будут брать с конвейера, который также будет протянут вдоль всего периметра и замкнётся сам на себя.

Строительство первичного периметра защиты с нуля.

Давайте создадим виртуальную карту на которой необходимо построить первичный периметр защиты вокруг виртуальной фабрики. Итак, мы разжились ресурсами, построили заводик производящий пулемётные турели, заводик производящий стены, и заводик производящий магазины с патронами. Нам необходимо построить периметр. Например, вот это наша территория на которой пока ещё нет жуков, которую мы хотим огородить, а внутри мелкой точкой виднеется деревянный сундук по центру – это как будто наша фабрика:

1. Виртуальная карта, на которой будет построен периметр защиты.
1. Виртуальная карта, на которой будет построен периметр защиты.

Итак, первый вопрос заключается в том, чтобы как-то доставить все необходимые для строительства предметы до места строительства и переносить это с собой до окончания стройки. Понятно, что в инвентарь брони на том начальном уровне игры, в котором игрок находится, всё не вместится. Бегать несколько раз на фабрику и пополнять запасы турелями, стенами и магазинами с патронами никому не в радость.

Поэтому находим на своей фабрике место с которого начнётся конвейер питающий защитный периметр магазинами с патронами. К этому месту временно подводим 4 конвейера с боеприпасами и 1 конвейер с пулемётными турелями. По схеме приведённой ниже объединяем 4 конвейера + 1 конвейер чтобы на выходе получить смешанные 4 магазина с патронами и 1 пулемётную турель (здесь применён балансир конвейеров из 5 в 1, он прилагается к статье). К выходу подводим ещё один временный конвейер со стенами. Стыкуем два конвейера на разные стороны того самого основного конвейера, который будет снабжать периметр боеприпасами:

2. Примерная балансировка ресурсов для возведения защитного периметра вокруг фабрики.
2. Примерная балансировка ресурсов для возведения защитного периметра вокруг фабрики.

Для чего городить такую странную конструкцию для магазинов с патронами и турелей, а потом ещё и запускать со стенами на разные стороны ленты? Всё просто: стен нужно много для строительства, им выделяется отдельный поток на конвейере (целая одна сторона), а на второй поток конвейерной ленты (на вторую сторону) идут те самые 4 магазина + 1 турель – примерно такая пропорция необходима во время расстановки объектов на чертеже. Турелей не много, а магазинов с патронами больше, так как они сразу будут накладываться в турели. Сделай мы турелей больше, к концу периметра лента шла бы забитая только турелями и стенами. В идеале пропорция должна быть 5 магазинов + 1 турель, но это затормозит начальное строительство из-за нехватки турелей на конвейере.

Можно избежать этих заморочек, пустив по конвейеру только магазины с патронами, а рядом вести параллельный конвейер со стенами и турелями на разных потоках. Но зная, какие проблемы с ресурсами бывают в начале игры, моя совесть не позволит предложить такое неэкономное решение.

Свой инвентарь забиваем обычными жёлтыми конвейерами и жёлтыми обычными манипуляторами учитывая, что конвейеров должно быть в 2 раза больше, чем манипуляторов. И кидаем туда же деревянные опоры ЛЭП, которых должно быть поровну или немного меньше, чем манипуляторов. «Почему именно жёлтые конвейеры и манипуляторы, ведь они медленные?» – спросите вы. Да, так и есть, они медленные. Но, во-первых, в начале игры, их строить дешевле всего, во-вторых, их скоростей хватает даже в конце игры, когда турели ведут постоянный огонь урановыми патронами. Не забывайте, что магазин с патронами – это не один патрон. А этих магазинов в турель накладывается тоже не по одной штуке. Поэтому всё, что медленно едет по жёлтым конвейерам и медленно накладывается жёлтыми манипуляторами в периметре защиты – не обязательно медленное. Сами турели всегда успевают накопить запас боеприпасов.

А вот теперь, после подготовки, всматриваемся в карту и намечаем точку, до которой доведём этот конвейер – эта точка будет началом нашего периметра защиты. Конвейер желательно вести ровно по прямой, не важно куда он идёт – вправо, влево, вверх или вниз, желательно изгибы создавать минимальными. В будущем это облегчит вашу жизнь при обслуживании периметра. Например, даже бегать без специального оборудования игнорирования конвейеров по конвейерам (для ускорения персонажа) намного удобнее по прямой, а не по изгибам.

И ещё. Пока бежим – растягиваем линию электропередач от фабрики до периметра. Параллельно конвейеру. Электричество в периметре нужно для работы манипуляторов.

Итак, конвейер растянули до нужной точки. Загибаем его в нужное направление, устанавливаем чертёж нашего первичного периметра защиты. Если вы используете чертёж, прилагаемый к этой статье, то делается это так: установили, зажав клавишу SHIFT и не отпуская тяните вбок. Зелёная пунктирная рамка на чертеже означает, что он будет синхронно расставляться вплотную друг к другу. А зажатая клавиша SHIFT позволит ставить чертёж поверх деревьев, камней и воды (на воде появится призрак отсыпки и на ней оборудование из чертежа):

3. Расстановка чертежа первичного периметра защиты.
3. Расстановка чертежа первичного периметра защиты.

Установка чертежа производится в рамках вашего мысленного периметра защиты. То есть, не уходите за пределы своих изначальных планов. Огромный периметр защиты лучше сооружать перестраивая текущий, чем лепить сразу колосса, который может рухнуть не дождавшись окончания стройки.

Помеченные деревья и камни сносятся вручную (считаем, что дронов у вас ещё нет), если необходимо повторить чертёж из-за случайного стирания его элементов – чертёж накладывается на последний участок для примерки и снова расставляется где нужно. Если попали на воду, но в наличии нет отсыпки, то стирайте призрак с воды правой кнопкой. Достраивайтесь вплотную к воде. Конвейер разворачивайте так чтобы он ушёл в нужную сторону – он будет огибать водную преграду внутри вашей новой территории. Стену подводите очень плотно к воде, убедитесь, что нет прохода. При необходимости, сделайте установку одного-двух блоков стены на берегу как усиление. Такая же история с пристыковкой к скалам. Обязательно проверяйте стену на плотное прилегание к скале. Убеждайтесь, что никто не проскользнёт, ставьте дополнительные блоки стены. Возле скал старайтесь не прерывать ряды турелей, по возможность предусмотреть обход скал.

Также учтите, что ставить стены на водебессмысленно. Если часть чертежа попадает на воду и у вас есть желание и резон выстроить это, то стройте всё остальное, но ставить стены на воде не нужно. Вода сама по себе является преградой для жуков и выполняет роль стен. Поэтому устанавливая на воде отсыпку территории, а на неё стены – вы расходуете свои ресурсы впустую.

По ряду географических причин периметр будет прерываться. Например, из-за водоёма. В другом случае, на более развитом этапе игры я бы посоветовал строить конвейер далее по прямой через воду используя отсыпку территории. Это сократит длину используемого конвейера. Но в начале игры отсыпкой могут быть богаты не все игроки, а пустить конвейер в обход водоёма окажется быстрее или проще. В любом случае, не забывайте: тянете конвейер в обход препятствия – рядом с ним продолжаете прокладывать линию электропередач.

Не беритесь протягивать очень длинную стену или длинный конвейер сразу. Стройте небольшими участками. Нарисовали себе чертёж на несколько участков вперёд, вернулись, и стройте кусочками. И так пока не достроите до конца призрачного чертежа. Если мимо побегут жуки, а периметр ещё не может защищаться – они его повредят. Кстати, насчёт этого. Вы строите периметр защиты небольшими участками и двигаетесь дальше – а лента со стройматериалами движется за вами. Всегда под рукой стены и турели (считается, что ваш инвентарь полон конвейеров и манипуляторов с опорами ЛЭП, и этого вам должно хватить). Сами же турели после подведения электричества к манипуляторам заполняются магазинами с патронами. То есть, вы отходите на новый участок строительства, а предыдущий участок уже боеспособен и готов держать оборону.

Как построить внутренний угол защитного периметра? Это не столь сложно. Просто разворачиваете в нужную сторону клавишей R уже имеющийся чертёж периметра и накладываете край стены поверх уже построенной стены так, чтобы они совпали. А затем ставите:

4. Создание внутреннего угла в периметре защиты.
4. Создание внутреннего угла в периметре защиты.

Не волнуйтесь по поводу отсутствия турелей между установленными чертежами в углу. Этот угол обстреливается прямым огнём с двух сторон и ему не нужны дополнительные турели в углу. Кстати, не забудьте протянуть конвейер и установить деревянные опоры ЛЭП.

Строительство внешнего угла периметра может быть немного сложным, поэтому берём готовый чертёж угла первичного периметра, разворачиваем в руках клавишей Rи устанавливаем пристыковав к построенному периметру:

5. Установка чертежа угла первичного периметра.
5. Установка чертежа угла первичного периметра.

Здесь обязательно надо упомянуть, что для этого чертежа нужны красные длинные манипуляторы и синие быстрые манипуляторы. Синие быстрые манипуляторы можно заменить жёлтыми обычными, если в наличии нет или не хочется тратить ресурсы на их изготовление. Они здесь нужны для более быстрой передачи магазинов с патронами по цепочке турелей.

Выстраивая весь периметр защиты, вы случайно можете столкнуться с незапланированным гнездом жуков и червей, которые либо оказались на пути вашего строительства, либо расположились совсем близко к строящемуся периметру, а значит, будут беспокоить вас своими набегами. К этому нужно быть готовым заранее.

Уходя на строительство защитного периметра берите с собой не только манипуляторы, конвейеры и деревянные опоры ЛЭП, но и по ходу ловите рыбу в водоёмах, а если сгнила, то ловите свежую. Во время строительства вам предстоит брать с конвейера турели и стены, часто и магазины с патронами. Лишние магазины с патронами вы будете скидывать в только что построенные пулемётные турели, но некоторый боевой запас держите при себе.

Не забывайте, что вероятно вам придётся строить стену огня из турелей и по-быстрому раскидывать в них магазины с патронами держа их в руках, проводя над турелями и зажав клавишу Z – кидание по одному. Бегущие на вас жуки, оценят такую мощь и лягут дружными рядами вдоль турелей. А вам предстоит зачищать гнездо. Сохранитесь заранее. Атакуйте, побеждайте, перестраивайте огневую стену из турелей ближе, не давайте жукам обойти себя со стороны.

Уничтожили гнездо – почините все турели, соберите их, а ещё магазины с патронами, которые нечаянно кинули мимо турелей. Возвращайтесь к строительству.

Когда периметр защиты будет достроен и вы выйдете на запланированную точку схождения, постарайтесь очень точно рассчитать и сделать соединение между началом и концом защитного периметра бесшовным:

6. Защитный периметр должен состыковаться началом и концом бесшовно.
6. Защитный периметр должен состыковаться началом и концом бесшовно.

Настройка фильтров и очистка конвейера от лишних предметов.

Следующим действием устанавливаем разделитель, поворачиваем в него входящую ленту и щёлкнув по разделителю выставляем фильтр с магазинами патронов на конвейер периметра, а приоритет входа оттуда, откуда входит конвейер периметра:

7. Установка разделителя и настройка фильтров в нём.
7. Установка разделителя и настройка фильтров в нём.

Зачем выполнять эти настройки?

  • Во-первых, нам нужно будет убрать с конвейера идущего вдоль периметра весь строительный материал, а именно стены и пулемётные турели. Для этого на конвейер защитного периметра мы ставим фильтр только для магазинов с патронами. Всё остальное уйдёт в другой выход, на создаваемый нами новый конвейер.
  • Во-вторых, приоритет входа должен быть именно с конвейера защитного периметра, чтобы он всё время двигался и перемещал предметы, находящиеся на нём. Это позволит передвинуть к фильтру все строительные предметы, оставшиеся на ленте.

Жмём клавишу M или клавишу Tab и открываем карту. Очень надеюсь, что радар у вас на фабрике уже стоит. Иначе придётся бежать туда и вручную выполнять следующие операции. Находим место входа в нашу первоначальную точку всех конвейеров от заводов с магазинами патронов, стен и пулемётных турелей. Пока только разворачиваем в сторону все конвейеры с турелями и стенами. Нам больше не требуется отправлять их в путешествие вдоль периметра защиты. Оставляем лишь магазины с патронами.

Теперь выходим из режим карты и протягиваем новый конвейер, выходящий со второго входа разделителя назад – на фабрику. Тянем параллельно исходному конвейеру, по которому в периметр защиты идут боеприпасы. Доводим до фабрики.

На фабрике разбираем всю созданную ранее балансировку. Подключаем конвейер с магазинами патронов напрямую с фабрики к конвейеру уходящему в периметр защиты (слева на рисунке 8). На пришедший из периметра конвейер ставим разделитель с фильтром (справа на рисунке 8). На одну сторону разделителя ставим фильтр стен:

8. В разделитель установлен фильтр для стен.
8. В разделитель установлен фильтр для стен.

Таким образом, приходящие из защитного периметра турели и стены будут разделяться на разные конвейеры. Эти конвейеры необходимо протянуть назад, на соответствующие заводы и манипуляторами собрать с них все предметы в сундуки для хранения и дальнейшего использования в будущем.

По мере сбора предметов с конвейера, лента вдоль защитного периметра заполнится на обе стороны только магазинами с патронами. Необходимо удалить несколько звеньев обратного конвейера чтобы магазины с патронами не утекали на фабрику, а с разделителя убрать установленные ранее фильтры:

9. Обратный конвейер отсоединён от периметра защиты, а с разделителя сняты установленные ранее фильтры.
9. Обратный конвейер отсоединён от периметра защиты, а с разделителя сняты установленные ранее фильтры.

Теперь стрельба турелей будет регулярной, а пополнение боеприпасами автоматическим. При необходимости, на конвейер защитного периметра будет подаваться нужное количество свежих магазинов с патронами.

Замена боеприпасов в периметре защиты на более продвинутые.

Не удаляйте обратный конвейер!

Он скоро пригодится для замены всех магазинов с патронами на магазины с бронированными патронами. После постройки заводов по производству этих самых магазинов с бронированными патронами, обратный конвейер на фабрике заводим в подачу обычных магазинов с патронами на завод магазинов с бронированными патронами. А конвейер с выходящими магазинами бронированных патронов подключаем к основному конвейеру ведущему в защитный периметр. Таким образом, теперь в периметр отправятся бронированные патроны.

Чтобы замена произошла быстро, а обычные магазины с патронами ушли в заводы – снова устанавливаем фильтр в разделителе как раньше, только теперь на фильтре – бронированные патроны. А к разделителю снова подключаем обратный конвейер:

10. Замена простых магазинов с патронами на магазины с бронированными патронами.
10. Замена простых магазинов с патронами на магазины с бронированными патронами.

Конечно, если совсем не терпится, можно пробежаться вдоль всего периметра, и с помощью клавиши CTRLи левой кнопки мыши собрать из всех турелей устаревшие боеприпасы, чтобы манипуляторы смогли наложить новые.

Усиление первичного периметра защиты.

Долго наш периметр не продержится в устойчивом состоянии. Жуки потихоньку эволюционируют, атаки на определённых участках становятся очень мощными и частыми. Стены начинают пробивать более прокачанные кусаки, а более прокачанные плеваки доплёвывают до турелей и даже уничтожают их. Первичный периметр защиты становится слабым к таким атакам, и его нужно усилить.

Усиление можно производить не сразу по всему периметру, а лишь на отдельных его участках, подверженных сильным нападениям жуков.

Для усиления периметра берём чертёж усиленного первичного периметра (прилагается к статье), накладываем на предыдущий построенный периметр до полного совпадения и установив, протягиваем вдоль стен на нужное расстояние. Не забываем удерживать SHIFT чтобы всё это ставилось поверх камней и деревьев.

11. Установка усиленного первичного периметра поверх старого.
11. Установка усиленного первичного периметра поверх старого.

Как видно из рисунка 11 – у старого периметра стена была из 2 сплошных блоков стен, а у нового из 1 блока, но с дополнительными лабиринтами. Если у вас уже есть дроны, и есть желание производить снос лишнего ряда бетона и отстраивать новый ряд – можете сделать это. Но не будет никакой трагедией, если вы просто поставите новый периметр поверх старого и стена будет немного толще, чем заложено в новом чертеже. Кроме того – вы можете и не выстраивать лабиринты, если у вас ещё нет дронов. Защиты трёх рядов турелей должно хватить на некоторое время чтобы жуки не пробивали периметр на этом этапе игры. Оставьте на будущее недостроенный призрак лабиринтов.

Учтите, лабиринт спроектирован таким образом, что он не препятствует жукам приближаться к стене. Он лишь делит группы жуков на отдельные малые группки, и каждая такая группка пытается вбежать в «свой тоннель к стене». Внутри «тоннеля к стене» установлены небольшие барьеры заставляющие жуков вилять. Этого достаточно чтобы жуки не успевали добежать пока их расстреливают турели. Это для кусак.

А для плевак продуман небольшой участок свободный от построек перед лабиринтами – сюда плеваки должны будут подбежать чтобы достать до турелей. Это идеальное место для их уничтожения. По крайней мере, первый ряд турелей начнёт доставать плевак ещё до того, как они добегут до назначенного места. Старайтесь соблюдать пустоту в лабиринтах, сносите все камни или деревья, которые расположены внутри лабиринтов. Так вы позволите жукам видеть свободный проход к стене и не заставите их сносить лабиринт чтобы к этой стене пробиться. За лабиринтом пусть хоть гора камней и джунгли из непроходимых лесов – там уже забота жуков, а не ваша, как они пройдут к вашей обороне.

Помимо всего того усиления, которое создаёт лабиринт из стен, угроза от прокачанных плевак остаётся высокой. Почему так происходит? Ответ прост: толпа жуков разношёрстных мастей – есть слабые, есть продвинутые, есть кусаки, есть плеваки – турели стреляют по всем сразу, без исключения. А мощные плеваки в этот момент издалека заплёвывают турели, отвлечённые «ложными целями».

Исправляется это легко. В чертеже усиленного периметра защиты первый ряд пулемётных турелей имеет настроенный фильтр по преимуществу уничтожения сначала самых сильных плевак, затем более слабых, и только когда плеваки закончатся – турели откроют огонь по кусакам. То есть, когда толпа вбегает в лабиринты, если есть плеваки – уничтожаются ещё на подходе самые мощные, потом более слабые. А вот второй и третий ряды турелей атакуют всех, кто вошёл в лабиринты или ещё приближается к ним (так как не имеют фильтра и бьют по всем врагам). Такой стратегический ход с фильтром сильно меняет преимущество защитного периметра в пользу игрока.

Естественно, всю защиту со временем можно достроить по чертежу усиленного первичного периметра, а после появления магазинов с урановыми патронами произвести замену их в защитном периметре по старой схеме (как это было с заменой боеприпасов на магазины с бронированными патронами):

12. Первичный периметр усилен и боеприпасы заменены на магазины с урановыми патронами.
12. Первичный периметр усилен и боеприпасы заменены на магазины с урановыми патронами.

Не забудьте после замены боеприпасов на ленте периметра защиты на магазины с урановыми патронами поменять настройки фильтра и приоритетов в разделителе:

13. Настройки фильтра и приоритетов в разделителе.
13. Настройки фильтра и приоритетов в разделителе.

Теперь более не требуется менять боеприпасы на новые. Урановые – самые мощные. Значит обратный конвейер полностью сносим. В разделителе ставим приоритет входа с входящего конвейера чтобы конвейер периметра почти не двигался, но был постоянно под напором поступающих новых боеприпасов. Это позволит манипуляторам спокойно забирать с ленты магазины с урановыми патронами не успевая создавать пустых разрывов на конвейере. При этом свежие сразу же будут поступать по всё тому же жёлтому обычному конвейеру, скорости которого хватает до сих пор, так же как и скорости тех же самых жёлтых манипуляторов.

Заключение.

Первичный усиленный периметр защиты является мощной преградой на пути атакующих жуков, особенно, если он заряжается магазинами с урановыми патронами, а вплотную возле него установлены дронстанции с дронами и ремонтными комплектами. Дроны всегда смогут отремонтировать повреждения. А если вдоль защитного периметра расставить радары, то территория за пределами стен будет сканироваться и позволит наглядно контролировать вражеские гнёзда и их перемещения.

Первичный периметр защиты потому и первичный, что он помогает организовать самую первую мощную оборону, сначала простую, затем усиленную. Далее последует расширение территории игрока и постройка более мощного периметра защиты, который будет универсальным или специализированным, но сможет выполнять защитные функции более надёжно.

При желании вместо обычного первичного периметра защиты игрок может сразу расставлять первичный усиленный периметр защиты. Но при этом выстраивать вручную только один ряд пулемётных турелей, расположенных возле конвейера (оставить остальные турели призрачного чертежа недостроенными). А стены строить одним рядом, но с некоторыми начальными элементами лабиринта (не достраивать лабиринт по чертежу, а оставить на потом). С таким подходом несколько замедлится стройка из-за стены с элементами лабиринта, но зато не будет требоваться повторная переустановка чертежей поверх старого периметра.

Скорее всего, перестроив свою фабрику и огородив её более мощным периметром защиты, игрок продолжит использовать первичный усиленный периметр на аванпостах или удалённых месторождениях, так как он прост и требует только электричество и доставку магазинов с патронами.

Чертежи.

Чертежи к этой статье могут многократно меняться и усовершенствоваться со временем. Скачивая прилагаемые чертежи, будьте готовы, что они, возможно, слегка отличаются от увиденного в рисунках статьи.

К этой статье есть чертежи: балансира конвейеров из 5 в 1, первичного периметра, угла первичного периметра, усиленного первичного периметра, угла усиленного первичного периметра. Чертежи можно скачать в текстовых файлах в моём канале Telegram.

-----------------------------------------

Прямая ссылка на чертежи на моём канале Telegram: https://t.me/format_aa/235

☕️ Если вы хотите угостить меня кофе или вкусняшкой за старания, сделать это можно с помощью доната: https://boosty.to/format_aa/donate

-----------------------------------------

Подпишись на канал и узнавай больше +

#Формат_АА
#Factorio
#схемы
#чертежи
#периметр
#защита
#оборона
#пулемёт
#турель
#патроны
#стена