Начало создания на тагильской земле крупной металлургической промышленности замечательным образом совпало с началом создания европейской «иконографии» Петра I. Под термином «иконография» в данном случае понимается набор портретов, а не набор религиозных изображений. «Европейская» же она в том смысле, что портреты изготавливались за границей, в Европе. При этом существуют и портреты Петра I в детстве, созданные в России, в том числе и иностранцами.
В 1696 году в районе горы Магнит (позднее – Высокая) на территории Нижнего Тагила была найдена руда, в 1697 об этом сделано сообщение в Сибирский приказ в Москву. И в том же 1697 году в ходе «Великого посольства» (дипломатической миссии русского правительства в Европу во главе с Петром 1) придворным художником английского короля Вильгельма III Готфридом Неллером (Кнеллером) был написан портрет молодого Петра.
На этом портрете Пётр представлен в образе монарха-воина: в доспехах и мантии. Все современники отмечали, что физиогномически Неллер довольно точен и портрет действительно похож на оригинал.
Чтобы указать на царский статус Петра и на то, правителем какой страны он является, Неллер изобразил на мантии вышитый серебром герб России, а в нише за спиной – корону и державу. Скипетром Петру служит подзорная труба.
Этот портрет послужил затем основой для целого ряда изображений русского царя, в том числе и на гравюрах.
Гравюра – это разновидность графического искусства и полиграфической технологии, основанная на гравировании печатной формы. В ходе создания гравюры мастер наносит на доску или металлическую пластину предварительное изображение, затем с помощью специальных инструментов вырезает его. После он покрывает поверхность краской и отправляет пластину под пресс. Рисунок отпечатывается на бумаге (такой оттиск называется эстампом). Таким способом однажды созданное изображение можно тиражировать много раз – до износа пластины.
Гравюра в Петровскую эпоху была не только произведением искусства, но и средством массовой информации. При отсутствии газет и журналов (как известно, первая российская газета «Ведомости» появилась в 1703 году) царю важно было информировать население о важных событиях в жизни страны и сопредельных государств, а иностранцев – о русских достижениях.
Размещённые в присутственных местах и в частных домах эстампы рассказывали о ходе Северной войны, о триумфальных шествиях, празднествах, фейерверках, построенных новых кораблях и других важных государственных и придворных событиях. Ну и конечно о том, как выглядит правитель.
С портрета, созданного Готфридом Неллером, изображение практически сразу (в 1697–1698 гг.) скопировали два гравёра – Питер ван Гюнст и Джон Смит.
Перед ван Гюнстом при создании гравюры стояла задача показать на небольшом листе в первую очередь лицо Петра. Поэтому на статус он указал, перенеся корону, державу и скипетр в верхнюю часть рамки. Держава стала маленькой и получила рукоять, а скипетр приобрёл классическую форму. Амстердамский гравёр, видимо, не знал, как выглядят русские царские регалии, поэтому изобразил их по «общеевропейскому» образцу.
Не имея возможности полностью показать доспех, ван Гюнст добавляет в обрамление портрета другие воинские атрибуты: сабли, полковые трубы и пушки.
В двух щитах в нижней части портрета изображены события, связанные с правлением Петра. В левом щите – план турецкой крепости Азов, покоренной Петром в 1696 году. В правом щите – триумфальные ворота, которые были сооружены участником «Великого посольства» Матвеевым во время фейерверка в Амстердаме, в 1697 году.
И для полного понимания в картуше под портретом помещена надпись на латинском языке «Петрус Алексеевитц Царь и Великий Князь Московии». Казалось бы, если есть подпись, то зачем всё остальное? Но не будем забывать, что даже в Европе в конце XVII века далеко не все были грамотны. Люди, не умеющие читать, или читающие с трудом, попадались и среди буржуазии, и среди дворян. Корона, скипетр и держава позволяла идентифицировать персону на эстампе как правителя, а уж ближайший священник, знающий латынь, помогал уточнить, кто это.
При этом ван Гюнст «отзеркалил» портрет. Этим он нарушил геральдическое правило: живое существо должно смотреть влево по отношению к зрителю. Это нужно было для того, чтобы в ситуации сражения изображённое на геральдическом (гербовом) щите существо как бы «нападало» на противника, а не показывало тыл. Но к портретам так строго не подходили.
Таким образом, оттиски-эстампы с гравюры Питера ван Гюнста изначально информировали о внешности и достижениях Петра I иностранную общественность и только потом стали распространяться в России.
Вообще портрет кисти Неллера получился настолько хорошо, что породил массу подражаний. Тип Неллера использовался во множестве других изображений.
В 1723 году русский художник-миниатюрист Григорий Семёнович Мусикийский создал миниатюру «Портрет Императора Петра Великого», опираясь на портрет работы Неллера и гравюры ван Гюнста и Смита.
Ровно через сто лет – в 1797 году – портрет Петра I повторил, объединив работу Неллера и гравёров, а также Питера ван дер Верфа (1697 г.), голландец Веникс Ян Эрми. На портрете его работы туловище Петра стоит как у Неллера, но голова повёрнута вправо от зрителя, как на гравюрах. Исчезла горностаевая мантия, зато добавились скипетр и держава с гравюр.
Поэтому не стоит удивляться «разночтениям» во внешности Петра I на портретах, изображающих его в одном возрасте, но созданных в разное время. По большей части это более или менее удачные копии исходных портретов.
При всём том портреты молодого Петра I создают у зрителя впечатление целеустремлённого человека, стремящегося к новым достижениям, каким он и был на самом деле.
А работа Готфрида Неллера по сей день служит основой для создания образов молодого Петра I в изобразительном искусстве, театре и кинематографе.
Сергей Васильевич Коноплев, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горонозаводской Урал»