Найти в Дзене

Портрет Петра I по Неллеру

Начало создания на тагильской земле крупной металлургической промышленности замечательным образом совпало с началом создания европейской «иконографии» Петра I. Под термином «иконография» в данном случае понимается набор портретов, а не набор религиозных изображений. «Европейская» же она в том смысле, что портреты изготавливались за границей, в Европе. При этом существуют и портреты Петра I в детстве, созданные в России, в том числе и иностранцами. В 1696 году в районе горы Магнит (позднее – Высокая) на территории Нижнего Тагила была найдена руда, в 1697 об этом сделано сообщение в Сибирский приказ в Москву. И в том же 1697 году в ходе «Великого посольства» (дипломатической миссии русского правительства в Европу во главе с Петром 1) придворным художником английского короля Вильгельма III Готфридом Неллером (Кнеллером) был написан портрет молодого Петра. На этом портрете Пётр представлен в образе монарха-воина: в доспехах и мантии. Все современники отмечали, что физиогномически Неллер до

Начало создания на тагильской земле крупной металлургической промышленности замечательным образом совпало с началом создания европейской «иконографии» Петра I. Под термином «иконография» в данном случае понимается набор портретов, а не набор религиозных изображений. «Европейская» же она в том смысле, что портреты изготавливались за границей, в Европе. При этом существуют и портреты Петра I в детстве, созданные в России, в том числе и иностранцами.

В 1696 году в районе горы Магнит (позднее – Высокая) на территории Нижнего Тагила была найдена руда, в 1697 об этом сделано сообщение в Сибирский приказ в Москву. И в том же 1697 году в ходе «Великого посольства» (дипломатической миссии русского правительства в Европу во главе с Петром 1) придворным художником английского короля Вильгельма III Готфридом Неллером (Кнеллером) был написан портрет молодого Петра.

Портрет Петра I. Художник Готфрид Неллер. 1697 г.
Портрет Петра I. Художник Готфрид Неллер. 1697 г.

На этом портрете Пётр представлен в образе монарха-воина: в доспехах и мантии. Все современники отмечали, что физиогномически Неллер довольно точен и портрет действительно похож на оригинал.

Чтобы указать на царский статус Петра и на то, правителем какой страны он является, Неллер изобразил на мантии вышитый серебром герб России, а в нише за спиной – корону и державу. Скипетром Петру служит подзорная труба.

Этот портрет послужил затем основой для целого ряда изображений русского царя, в том числе и на гравюрах.

Гравюра – это разновидность графического искусства и полиграфической технологии, основанная на гравировании печатной формы. В ходе создания гравюры мастер наносит на доску или металлическую пластину предварительное изображение, затем с помощью специальных инструментов вырезает его. После он покрывает поверхность краской и отправляет пластину под пресс. Рисунок отпечатывается на бумаге (такой оттиск называется эстампом). Таким способом однажды созданное изображение можно тиражировать много раз – до износа пластины.

Гравюра в Петровскую эпоху была не только произведением искусства, но и средством массовой информации. При отсутствии газет и журналов (как известно, первая российская газета «Ведомости» появилась в 1703 году) царю важно было информировать население о важных событиях в жизни страны и сопредельных государств, а иностранцев – о русских достижениях.

Размещённые в присутственных местах и в частных домах эстампы рассказывали о ходе Северной войны, о триумфальных шествиях, празднествах, фейерверках, построенных новых кораблях и других важных государственных и придворных событиях. Ну и конечно о том, как выглядит правитель.

С портрета, созданного Готфридом Неллером, изображение практически сразу (в 1697–1698 гг.) скопировали два гравёра – Питер ван Гюнст и Джон Смит.

Перед ван Гюнстом при создании гравюры стояла задача показать на небольшом листе в первую очередь лицо Петра. Поэтому на статус он указал, перенеся корону, державу и скипетр в верхнюю часть рамки. Держава стала маленькой и получила рукоять, а скипетр приобрёл классическую форму. Амстердамский гравёр, видимо, не знал, как выглядят русские царские регалии, поэтому изобразил их по «общеевропейскому» образцу.

Гравюра работы Питера ван Гюнста с портрета художника Готфрида Неллера. 1697–1698 гг.
Гравюра работы Питера ван Гюнста с портрета художника Готфрида Неллера. 1697–1698 гг.

Не имея возможности полностью показать доспех, ван Гюнст добавляет в обрамление портрета другие воинские атрибуты: сабли, полковые трубы и пушки.

В двух щитах в нижней части портрета изображены события, связанные с правлением Петра. В левом щите – план турецкой крепости Азов, покоренной Петром в 1696 году. В правом щите – триумфальные ворота, которые были сооружены участником «Великого посольства» Матвеевым во время фейерверка в Амстердаме, в 1697 году.

И для полного понимания в картуше под портретом помещена надпись на латинском языке «Петрус Алексеевитц Царь и Великий Князь Московии». Казалось бы, если есть подпись, то зачем всё остальное? Но не будем забывать, что даже в Европе в конце XVII века далеко не все были грамотны. Люди, не умеющие читать, или читающие с трудом, попадались и среди буржуазии, и среди дворян. Корона, скипетр и держава позволяла идентифицировать персону на эстампе как правителя, а уж ближайший священник, знающий латынь, помогал уточнить, кто это.

При этом ван Гюнст «отзеркалил» портрет. Этим он нарушил геральдическое правило: живое существо должно смотреть влево по отношению к зрителю. Это нужно было для того, чтобы в ситуации сражения изображённое на геральдическом (гербовом) щите существо как бы «нападало» на противника, а не показывало тыл. Но к портретам так строго не подходили.

Таким образом, оттиски-эстампы с гравюры Питера ван Гюнста изначально информировали о внешности и достижениях Петра I иностранную общественность и только потом стали распространяться в России.

Вообще портрет кисти Неллера получился настолько хорошо, что породил массу подражаний. Тип Неллера использовался во множестве других изображений.

Джон Смит. Портрет Петра I (по оригиналу Неллера).
Джон Смит. Портрет Петра I (по оригиналу Неллера).

В 1723 году русский художник-миниатюрист Григорий Семёнович Мусикийский создал миниатюру «Портрет Императора Петра Великого», опираясь на портрет работы Неллера и гравюры ван Гюнста и Смита.

Миниатюра «Портрет Императора Петра Великого. Художник Григорий Семёнович Мусикийский. 1723 г.
Миниатюра «Портрет Императора Петра Великого. Художник Григорий Семёнович Мусикийский. 1723 г.

Ровно через сто лет – в 1797 году – портрет Петра I повторил, объединив работу Неллера и гравёров, а также Питера ван дер Верфа (1697 г.), голландец Веникс Ян Эрми. На портрете его работы туловище Петра стоит как у Неллера, но голова повёрнута вправо от зрителя, как на гравюрах. Исчезла горностаевая мантия, зато добавились скипетр и держава с гравюр.

Портрет Петра I. Художник Питер ван дер Верф. 1697 г.
Портрет Петра I. Художник Питер ван дер Верф. 1697 г.
Портрет Петра I. Художник Веникс Ян Эрми. 1797 г.
Портрет Петра I. Художник Веникс Ян Эрми. 1797 г.

Поэтому не стоит удивляться «разночтениям» во внешности Петра I на портретах, изображающих его в одном возрасте, но созданных в разное время. По большей части это более или менее удачные копии исходных портретов.

При всём том портреты молодого Петра I создают у зрителя впечатление целеустремлённого человека, стремящегося к новым достижениям, каким он и был на самом деле.

А работа Готфрида Неллера по сей день служит основой для создания образов молодого Петра I в изобразительном искусстве, театре и кинематографе.

Сергей Васильевич Коноплев, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горонозаводской Урал»