С середины августа 2024 года наблюдается тенденция к уменьшению интереса русских читателей к жанру антиутопии. По сравнению с 2022 и 2023 года продажи упали, уступив место другим литературным направлениям. Но прошлые несколько лет для антиутопий были временем чуть-ли не второго расцвета. Четыре главные антиутопии мировой литературы продавались на ура, ими, собственно говоря, были: «1984» Джорджа Оруэлла; «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли; «451 градус по Фаренгейту» Рея Брэдбери; «Мы» Евгения Замятина.
Важно, что вновь пробудившийся жанр стал объектом пристального внимания философов, филологов, историков и других экспертов, что позволило по-новому посмотреть на данные шедевры. Уже не для кого не секрет, что знаменитый роман Джорджа Оруэлла не про будущее коммунизма, не карикатура на Советский союз, а как раз наоборот, описание будущего капиталистического строя. А в романе «Мы» поднимаются вопросы не только тотального контроля и диктатуры Благодетеля и т.д., но и вопросы связанные с возможностью стать писателем.
Но что не так с «Дивным миром» Хаксли?
Олдос Хаксли решил пойти дальше, чем Замятин, и создал не просто «счастливое общество», которое имеет всё необходимое и работает на благо Единого Государства, но он и освободил его сливки от трудной работы, которая стала занятием низших слоёв. Каждый занимался тем, чем хотел, вел максимально разнообразную сексуальную жизнь, потреблял лёгкие наркотики, именуемые «сомой» и т.д. Всё это делало иллюзию счастья для всего народа, которая вполне всех устраивала.
Необходимо вспомнить, где разворачиваются самые первые действия. А именно в Центрально-Лондонском инкубатории и воспитательном центре, в приземистом 34-х этажном здании. Автор хотел нам сразу показать процесс создания и воспитания человека, а также законы по которым он существует. «Не философы, а собиратели марок и выпиливатели рамочек составляют становой хребет общества» – эта фраза принадлежит Директору инкубатория. Идеология здесь играет самую ничтожную роль, общие идеи, конечно, даются человеку, но только в минимальной дозе, чтобы люди «делали дело с пониманием». Они рождаются, а лучше сказать выводятся, в инкубаториях, поскольку деторождение в этом мире запрещено, как запрещена и естественная смерть, после «износа», «окончания срока эксплуатации» человека его отправляют в Умиральницу…
Но мы вправе задаться вопросом, ладно рождение из пробирки, но как можно воспитать человека без идеологии, нравственных установок, духовных ценностей и т.д.? И тут мы подходим к той сцене, которая нас более всего заинтересовала. После инкубатория автор направляет нас, вместе с группой студентов, для которых Директор проводит экскурсию, в «младопитомник». В данном помещении младенцев приучали к «ценностям» государства. В помещении находился стеллаж с книгами и букеты красивых цветов: «Завидя книги и цветы, детские шеренги смолкли и двинулись ползком к этим скоплениям цвета…». Однако, когда они уже были близки к цели, по полу пустили разряд тока, громко взревели серены, и «дети трепыхнулись, заплакали в голос; личики их исказились от ужаса». В другой раз, когда им показали книги и цветы они уже не ползли к ним: «в младенческом мозгу книги и цветы уже опорочены, связаны с грохотом, электрическом; а после двухсот повторений того же или сходного урока связь эта станет нерасторжимой» - объяснил Директор.
Источники вдохновения.
Мы специально не указали полное название зала, где происходило такое воспитание, чтобы наш дорогой читатель сам догадался, какое учение было взято за основу при написании этой сцены. Полное же название его помещения звучит так: «Младопитомник. Залы неопавловского формирования рефлексов».
Все мы знаем о знаменитой собаке Павлова, об исследованиях Ивана Петровича в области физиологии высшей нервной деятельности. Он описывает принципы взаимодействия коры головного мозга человека и животных с изменениями в окружающей среде. Павлов также разделил понятие «рефлекс» на условный и безусловный. Это позволило подойти к мыслительным процессам с научной точки зрения, а не с духовной. Впервые в истории была продемонстрирована взаимосвязь чувств и ассоциаций с функционированием головного мозга. Однако в рассматриваемой нами книге, хотя и видны процессы изучаемые Павловым, дела обстоят намного хуже с гуманистической точки зрения, сам ученый ограничился экспериментами только на животных. Да и что это за приставка «НЕО – » такая?
Дело в том, что учением И.П.Павлова о рефлексах заинтересовался американский психолог Джон Бродис Уотсон, развив его до известного бихевиоризма (от английского – «behavior» - поведение). В своей теории Уотсон рекомендовал игнорировать мысли и чувства человека и учитывать только внешние факторы, то есть наблюдаемое поведение. По Уотсону, поведение — это не что иное, как реакция на стимул. Эту взаимосвязь он представлял в виде формулы S-R (stimulus — response, что т.е. «стимул и реакция» соответственно) и считал, что изменение поведения через влияние на него с помощью стимулов и есть обучение. Джон Уотсон знаменит экспериментом «Меленький Альберт», который на данный момент признан одним из самых неэтических в истории психологии. Некоему мальчику, чьё имя нам доподлинно неизвестно, показывали белую крысу, а после Уотсон ударял молотком по металлической трубе, что приводило ребёнка в состояние стресса. Повторив эти действия множество раз, ученые добились того же результата, который был показан Олдосом Хаксли в романе «О дивный новый мир», мальчик "стал бояться и плакать при одном только виде грызуна",
Переводя на «наше» летоисчисление, события романа, по мнению большинства, датируются 2540 годом нашей эры. В романе же мы находим дату: 632 год эры стабильности, исследователи предполагают, что 1908 год стал стартом этой эры, ведь именно тогда Генри Форд, имеющий в романе статус самого Бога, продемонстрировал свой первый автомобиль.
Однако мы не согласны с такой «периодизацией». Такое событие как появление первого Форда Т не может по своей значимости лечь в основу целой эпохи. Гораздо более важным событием в деятельности Форда является 1913 год, когда 1 декабря на заводе в штате Мичиган (США) впервые был введен в эксплуатацию конвейер, что стало отправной точкой для массового производства автомобилей. Как, собственно, и людей в мире Олдоса Хаксли. Более того, рассматриваемый нами ранее бихевиоризм Уотсона стал популярен в том же 1913 году, когда ученый выпустил статью «Психология с точки зрения бихевиориста», эту работу называют также Манифестом бихевиоризма.
Процесс рождения и процесс воспитания людей в «Дивном новом мире» лежат на двух идеях, дата появления которых полностью совпадает. Таким образом, проведя нехитрые манипуляции с цифрами, мы приходим к выводу, что события в мире Хаксли датируются 2545 годом.
Олдос Хаксли писал свой роман отталкиваясь от работы известного философа, логика и математика Бертрана Рассела «Научное мировоззрение» (1931), в которой последний предположил возможность прихода к власти интеллектуалов-технократов. Они, по мнению автора, могут принести миру более вреда, чем пользы, как думали ранее философы Платон, Томас Мор, Томмазо Кампанелла.
В последствии Хаксли выпустит другую книгу под названием «Возвращение в дивный новый мир». Приведём статью из википедии: «В 1958 году, спустя почти 30 лет после выхода первой книги, Хаксли публикует её нехудожественное продолжение: «Возвращение в дивный новый мир», в котором он рассуждает, насколько приблизился или отдалился наш мир от описанного в романе 27-летней давности. Хаксли приходит к выводу, что мы движемся к концепции «дивного мира» намного быстрее, чем он предполагал».
Проблема антиутопии раскрыта нами в статье "Песнь пророка" и проблема романа-антиутопии.
Спасибо за внимание, дорогие друзья. Мы надеемся, что данная статья вам понравилась и оказалась полезной!
Будем благодарны подписке на наши соц.сети:
ВК - https://vk.com/blog_optimista
ТГК - https://t.me/telegaoptimista
Подписывайтесь на канал - дальше только интересней!
#антиутопия #ОлдосХаксли #литература #ОДивныйНовыйМир #XXвек #ГенриФорд