Найти тему
Дзен оптимиста

"Песнь пророка" и проблема романа-антиутопии.

Оглавление

В 2023 году ирландский писатель Пол Линч выпустил свою пятую книгу под названием "Песнь пророка" (Prophet Song). Книга сразу же становится объектом пристального внимания филологов, философов, политиков и неравнодушных к литературе людей. В этом же году книга была удостоена Букеровской премии, что ещё больше подогрело интерес к данному роману.

О чем же роман?

Ирландия. Улица Сент-Лоуренс. Дождь стучит по крыше двухэтажного дома, на улице темно. К дому подъехал чёрный автомобиль…

Такая картина открывается перед нами в первом абзаце книги «Песнь пророка». Пол Линч показал в самом начале произведения образ идеальной семьи за секунду до её уничтожения. Айлиш, мать четверых детей, жена Ларри, заместителя генерального секретаря ирландского учительского профсоюза.

В истории так уж сложилось, что неизвестный чёрный автомобиль под окнами дома всегда был предвестником тоталитаризма со всеми вытекающими последствиями. С этого автомобиля всё и начинается, как будто говоря нам, что хорошего конца ожидать не стоит. Айлиш, главная героиня романа, смотрит в спину уходящему на демонстрацию мужа. Ларри уверен, что права в этой стране стоят превыше всего, и всё пройдет гладко, такими же словами он успокаивает жену. Они и подумать не могли, что видят друг друга в последний раз.

В стране кризис. Во избежание его тяжёлых последствий, государство вводит, так называемый, закон о чрезвычайных полномочиях, который расширяет власть силовых структур, «этот закон ради обеспечения общественного порядка предоставляет ГСНБ дополнительные ресурсы и полномочия». С этого момента страна ступает на путь тоталитаризма.

По телевизору новости про масштабный, несанкционированный митинг, который грозил подорвать безопасность государства. Вещают, что все участники арестованы, и в городе всё спокойно. В городе спокойно, но горожане в страхе. И отнюдь не от того, что боятся повторения таких «беспорядков», вовсе нет. Власть забрала у горожан, да и у жителей всей страны, уверенность в завтрашнем дне, уверенность в собственной безопасности от государства. Человеческие права, конституционные нормы втоптаны в грязь. Что делать?

-2

Айлиш, конечно, наймёт адвокатов, будет стараться освободить мужа и до последнего надеется, что он жив. Она ещё не знает, что впереди партийные чистки, понижение призывного возраста, гражданская война, морг с целью опознания ребёнка, бег из собственной страны. На её плечах семья: Марк – подросток в силу возраста или воспитания, кто знает, не особо желающий слушаться мать; Молли – единственная дочь, любительница посидеть в телефоне; Бейли – средний сын, капризный малый и Бен – самый тихий, скромный младенец. А ещё у Айлиш отец, страдающий деменцией, живущий отдельно и нуждающийся в постоянном уходе.

Проблем с каждым днём становится всё больше. В процессе их решения героиня всё больше понимает, что бред и бессмыслица самые удачные синонимы к окружающим её событиям, «я давно уже в некотором роде сплю…».

Драматизм событий, а главное их быстрота передаются писателем отсутствием абзацев и выделенных прямых речей. Да, есть пронумерованные части, которых всего девять и есть главы размером в один абзац без красной строки. Автор на этот счёт писал следующее:

«Айлиш Стэк, героине этой книги, некуда податься. Она погружена в растущее понимание неизбежности всего, что происходит. На неё давят со всех сторон все эти чудовищные силы. Поэтому, пока она движется по жизни, пытаясь найти решения то одной проблемы, то другой, её тянет вперёд мимо её воли. Ей некуда пойти, негде перевести дух. Поэтому никакого пустого пространства в книге быть не должно».

Страна раскалывается, начинается гражданская война, «мы теперь телешоу для остального мира» – скажет однажды Молли. Политики работают над мирным урегулированием, ведя переговоры в Лондоне, мировые благотворительные организации пытаются всячески помочь мирным жителям. А между тем Айлиш с дочерью и сыном стоят на берегу моря, убеждая себя, что это последнее испытание, перебраться на другой берег, подальше от войны.

Да, хеппи-энда нет, но есть надежда, которая всегда была с главной героиней, и которая никогда не покидала читателя.

-3

Справедливо ли называть этот роман «ирландским «1984»?

Нет, нет, и нет, и здесь есть два момента. Первый – это разные идеи. В нашем случае нет мира постоянного контроля и борющегося с ним человека ; есть мать, спасающая свою семью. Обратите внимание, она не противопоставляет себя системе, не идёт с ней «воевать»; а Уинстон Смит, главный герой романа Оруэлла, воюет, путём нарушения правил: ведёт дневник, занимается сексом с молодой партийной активисткой, часто прохаживается и общается с пролами и т.д.

Второй же момент более существен. Нужно вообще задаться вопросам, а антиутопия ли это? Прочитайте первые страницы книги, с короткими рецензиями от разных издательств, и вы тоже будете считать, что «да, можно». Но сам автор говорит, что этот роман описывает ситуации, которые происходят «где-то в мире прямо сейчас. И мы точно не знаем, что действительно происходит сейчас. Так что, конечно, такая книга не может быть спекулятивной. На самом деле это реализм».

Антиутопия очень популярный жанр в литературе, многие желают поразмышлять на тему счастья, свободы, их стоимости и т.д. Страшно то, что реализм и антиутопию стали путать, принимая одно за другое.

Здесь уместно вспомнить цитату Николая Бердяева, которую Олдос Хаксли поместил в начало своей антиутопии «О дивный новый мир»:

«Утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать их окончательного осуществления… Утопии осуществимы… Жизнь движется к утопиям»

Прошло 90 лет и теперь встаёт вопрос об осуществимости антиутопий...

Спасибо за внимание, дорогие друзья. Мы надеемся, что данная статья вам понравилась и оказалась полезной!

Будем благодарны подписке на наши соц.сети:

ВК - https://vk.com/blog_optimista

ТГК - https://t.me/telegaoptimista

Подписывайтесь на канал - дальше только интересней!

#Песньпророка #ПолЛинч #Букер2023 #Книги #Литература