Найти в Дзене
CityWalks

Купола как архитектурная особенность Читы

Наверное, многие из тех, кто бывал в Чите и кто интересуется архитектурой, замечал, что в городе невероятно много куполов. Причем речь идет не про церкви, ведь их здесь мало, а про обычные гражданские здания. Но самое удивительное в этом местном явлении - преемственность. Купола появлялись у зданий в стиле эклектики и модерна, после революции данный тренд, пусть и без энтузиазма, подхватили сталинки, и уж что самое удивительное - они появлялись и у современных зданий, построенных в девяностых и нулевых годах. Как вам такое? Самые разные эпохи, идеи, люди - но купола продолжали появляться. Могу с уверенностью сказать, что это очень важная и интересная особенность Читы, выделяющая ее на фоне остальных городов. Местная изюминка, которая, к сожалению, не раскручена. А ведь вокруг читинских куполов можно выстроить образ города, который привлекал бы туристов и, соответственно, деньги. Но давайте перейдем к истории и примерам. Наверное, для многих это окажется неожиданностью, но в свое время

Наверное, многие из тех, кто бывал в Чите и кто интересуется архитектурой, замечал, что в городе невероятно много куполов. Причем речь идет не про церкви, ведь их здесь мало, а про обычные гражданские здания. Но самое удивительное в этом местном явлении - преемственность. Купола появлялись у зданий в стиле эклектики и модерна, после революции данный тренд, пусть и без энтузиазма, подхватили сталинки, и уж что самое удивительное - они появлялись и у современных зданий, построенных в девяностых и нулевых годах. Как вам такое? Самые разные эпохи, идеи, люди - но купола продолжали появляться. Могу с уверенностью сказать, что это очень важная и интересная особенность Читы, выделяющая ее на фоне остальных городов. Местная изюминка, которая, к сожалению, не раскручена. А ведь вокруг читинских куполов можно выстроить образ города, который привлекал бы туристов и, соответственно, деньги.

Но давайте перейдем к истории и примерам.

Наверное, для многих это окажется неожиданностью, но в свое время Чита была одним из наиболее развитых городов Восточной Сибири. На рубеже 19-20 веков активно развивалась торговля, количество купцов росло как на дрожжах, а соответственно и сама Чита богатела. Для наглядности, можно привести статистику по численности населения. Так, в 1923 году в Чите жило 57 тысяч человек (и это в послевоенные годы, в 1913 году население города составляло целых 77400 человек). К примеру, в Иркутске (а это столица Восточной Сибири на тот момент) в 1923 году жило 88264 человека, а в Красноярске - 59258 человек. У ближайшего же конкурента Читы - города Улан-Удэ, в то время численность населения не превышала 23 тысяч человек. При этом надо отметить, что еще в середине 19 века Чита была крайне провинциальным и никому не нужным городом. В 1856 году ее население составляло всего 900 человек. Скачок в развитии столицы Забайкалья пришелся на последние десятилетия царской власти.

Итак, теперь понятно, на какие годы пришлось активное развитие Читы. Но какие архитектурные стили преобладали в то время? Ответ довольно прост - эклектика и модерн. Эти два стиля четко можно проследить по сохранившимся до наших дней зданиям Читы. Если не углубляться в определения и понятия, то эклектика - это сочетание различных стилей и приемов, а модерн - это противопоставление эклектики, заключающееся в освобождении от излишеств, асимметричных фасадах и необычных формах зданий.

На этом краткий экскурс в историю Читы закончен. Давайте теперь перейдем непосредственно к теме данной статьи - к куполам. И одна ремарка - в данной статье я не буду описывать все здания, которым присуща данная архитектурная особенность. Остановлюсь лишь на самых интересных и значимых.

Рассказывать про здания я буду в порядке их возникновения - от самых старых к новым.

Итак, самым первым из рассматриваемых мной архитектурных памятников появился дом Игнатьевой. Этот выдающийся пример местного деревянного зодчества был построен еще в 1899 году по проекту архитектора Никитина. Выразительным элементом здания является эркер с шлемовидным куполом, а в средней его части имеется бочкообразный объем крыши. И это не говоря про невероятной красоты шатер. И пусть у данного здания купол является не основным элементом декора, можно сказать, что дом Игнатьевой стоит у истоков применения подобного архитектурного приема в Чите.

Уже в начале следующего века, а именно в 1908 году, появился дом книги. Сейчас здание кажется довольно скромным - оно имеет всего два этажа, а декор хоть и красивый, но небогатый. При этом на момент постройки это был один из самых крупных доходных домов в Чите. На фоне остальных построек того времени дом книги отличается своим угловым куполом довольно необычной формы. Вытянутый вверх, он смотрится довольно забавно и даже несколько нелепо. Тем не менее, это фишка здания, которое продолжало традицию читинских куполов.

-3

А еще через четыре года, в 1912 году, в Чите появляются два весьма знаковых здания, которые стали визитной карточкой города. Это пассаж Второва и доходный дом казачьего войска.

Пассаж Второва - это, несомненно, один из лучших примеров гражданской архитектуры Читы. Можно сказать, это пик дореволюционного зодчества. Примечательно, что проект здания был сделан не в самой Чите, а в далекой Москве по заказу иркутского купца Второва. Не заостряя внимания на архитектуре данного дома, можно отметить, что его скрученные углы завершаются куполами на высоких барабанах - главными выразительными чертами здания.

-4

В совершенно иной стилистике выполнен доходный дом казачьего войска. Он был построен в 1912 году (по другим данным, в 1909 году) в стиле эклектика, при этом уже прослеживается и влияние модерна, о чем говорит асимметричность фасада. Если у пассажа купца Второва купол является одной из главных деталей здания, то тут два купола, расположенные над эркерами, являются лишь одним из многих красочных декоративных элементов.

-5

И, в завершение рассказа про дореволюционные здания, упомяну дом Новиковой. Надо признаться, найти информацию про него не так то просто, словно он окутан тайной. Мне удалось узнать, что он был построен в 1911 году, в других же источниках просто сказано, что дом Новиковой возведен в начале 20 века. Очевидно, что здание выполнено в стиле эклектики, выразительности ему придает угловой эркер, завершающийся куполом. На этом я заканчиваю рассказ про дореволюционные дома с куполами.

-6

Ну и где же тут связь, спросите вы. Для эклектики присущи купола, подобное архитектурное решение встречается повсеместно в российских городах. И вы будете правы. Пока что преемственность неочевидна. Поэтому давайте посмотрим на здания советского периода, а именно на сталинки.

Но сначала немного теории. Сталинский ампир, также известный как неоклассицизм, отвергал новые веяния в архитектуре (конструктивизм, модернизм) и, как и любой другой стиль в диктаторском государстве, был устремлен в прекрасные образцы прошлого. Это не изобретение Сталина, тягой к неоклассицизму отметились и Муссолини, и Гитлер. И это не плохо и не хорошо, это просто данность.

Очевидно, что раз сталинский ампир подражает классицизму, то он перенимает и многие архитектурные черты, присущие данному стилю. В том числе и купола. Признаться честно, данная деталь не так часто встречается в зданиях сталинского периода. Эркеры, шпили, богатый декор и лепнина получили повсеместное распространение. Но вот купола... Явление достаточно редкое для данного стиля. Тем ценнее пример Читы, где подобное строили.

В 1947 году на центральной площади Читы было возведено здание управления Забайкальской железной дороги. Это довольно типичный пример послевоенного сталинского ампира - богатого, помпезного, с элементами гигантомании. Купол здесь находится не в центре фасада, как это часто встречается, он венчает угол здания, будто бы перетягивая на себя внимание с великолепной входной группы с колоннами.

-7

Еще одним удивительным памятником сталинского ампира является дом по адресу: ул. Ленина, 54. Он был построен в 1948 году и стал архитектурной доминантой окружающей застройки за счет угловой башенки, которую завершает чешуйчатый купол со шпилем.

-8

Что ж, вы прекрасно знаете, что было дальше. 4 ноября 1955 году выходит постановление о борьбе с архитектурными излишествами, в результате которого происходит настоящий переворот в архитектуре. На смену богато декорированным сталинкам пришли простые и функциональные хрущевки. Этот шаг был необходим для решения жилищного кризиса. Тем не менее, о куполах и прочих украшательствах можно было забыть.

Возрождение прерванной традиции началось в девяностые и нулевые годы, во времена расцвета такого неоднозначного архитектурного стиля, как капиталистический романтизм (капром). Так, скайлайн Читы (если конечно можно так говорить относительно города в 333 тысячи человек) стал пополняться все новыми и новыми куполами.

Один из примеров нового строительства - офисное здание по адресу: ул. Чкалова, 136. Мягко сказать, архитектура крайне спорная. По моему мнению, здание неудачное и несуразное. Тем не менее, наиболее яркой его чертой является массивный угловой купол со шпилем. То есть, несмотря на общую уродливость здания, его архитекторы переняли традицию украшения куполами.

-9

Наверное, одним из самых примечательных современных зданий Читы является гостиница "Визит", построенная в том же 2006 году. Несмотря на дешевый и грязный вентфасад, здание за счет своей этажности и венчающего его купола со шпилем стало доминантой района. Вид на гостиницу открывается со многих прилегающих улиц.

Давайте теперь посмотрим на архитектуру жилых зданий. Вот, например, многоэтажка по адресу: ул. Новобульварная, 30. Тут уже архитектура более чем сомнительная. Тем не менее, архитекторы данного безобразия водрузили на угол здания небольшой купол. Выглядит он несоразмерно относительно общего объема дома. Подобный купол неплохо смотрелся бы где-нибудь на двухэтажном особняке, но явно не на 11-этажке. В целом, для архитектуры жилых домов Читы тех времен это типичная проблема. Подобное встречается повсюду. Данное здание это лишь один из многих примеров.

-11

И, наконец, последнее здание в этой статье - кинотеатр "Россия", построенный в 2020 году. Оно интересно тем, что тут нет полноценного купола. Вместо него стоит металлический каркас. Довольно интересное архитектурное решение, которое, по моему мнению, лишь украшает здание. Думаю, вы согласитесь, что для данного кинотеатра обычный купол был бы как "козе баян". А за счет металлического каркаса удалось подчеркнуть преемственность архитектурной традиции и при этом создать довольно необычную деталь, привнести что-то новое. Пусть в целом здание выглядит невразумительно и весьма сомнительно, конкретно данное решение мне кажется как минимум интересным.

-12

Что ж, на этом я заканчиваю свой рассказ про читинские купола. Само собой, я рассказал далеко не про все здания, которым присуща данная архитектурная деталь. Их гораздо больше. Например, я не упоминал про дворец Шумовых - главную жемчужину читинской архитектуры, которую также венчают два купола (в момент моего пребывания здание было на реставрации, так что мне не удалось его детально рассмотреть). И подобных примеров много. Конечно вряд ли в дореволюционные времена местные архитекторы собрались и решили, что всем надо строить здания с куполами, чтобы это было местной фишкой (хотя кто знает). Но это не отменяет того, что в результате счастливого стечения обстоятельств, а также некоторой осознанности Чита стала городом куполов. Еще раз повторюсь, что это наблюдалось до революции, это наблюдалось в сталинский период, в конце концов, это наблюдается и сейчас.

Надеюсь, мне удалось убедить Вас, что купола - это архитектурная особенность Читы. Это то, что делает город неповторимым и уникальным, что выделяет его на фоне конкурентов, в том числе Иркутска и Улан-Удэ. Мне жаль, что местные власти не пытаются раскрутить эту тему, сделать вокруг этого бренд города. Может, когда-нибудь они дойдут до этого.

А если вам понравилась статья, ставьте лайки, пишите комментарии и делитесь своим мнением о городе. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. До следующей статьи!

Другие статьи о Чите: