Расскажу, друзья, вам сказочку про дела волшебные да открытия научные. Давным-давно, в самом начале XX века, жила в глухих сибирских лесах Баба-яга. Хорошо жила, припеваючи. На ступе летала, в лесу грибы-ягоды собирала, злых людей до смерти пугала, а добрым помогала, из лесу выводила, да советом хорошим на дорогу провожала.
Однажды случилось у Бабы-яги несчастье. Сломалась ее любимая ступа. Летать перестала, только попыхивает и еле от земли отрывается. Билась с ней Баба-яга и так и эдак — заколдовывала наговорами, отварами волшебными поливала. Кощея Бессмертного на помощь позвала. Посмотрел Кощей на механизм летательный и говорит:
— Дрова ты, старая, загружаешь не те. Волшебные надо. Ты у Горыныча дрова берешь?
— Конечно, у Горыныча — отвечает Яга — раньше работало всё.
Послала Баба-яга своих Гусей-Лебедей к Змею Горынычу — выяснить, в чём дело. Долго Гуси-Лебеди летали, возвращаются.
— Кончились — говорят — волшебные дрова у Горыныча. Он вместо них теперь тайком обычные посылает. Мы его пощипали за это, поклевали, да без толку. Не сыщешь теперь волшебных дров.
Расстроилась Баба-яга. Без ступы волшебной совсем не то будет. Забудут её люди, перестанут сказки про неё рассказывать. И что тогда? Ведь Баба-яга, как и все сказочные герои, жива, пока про неё рассказывают сказки. Нет, надо что-то придумать!
Собрала Яга на совет всех лесных зверей. Угощение приготовила, пирогов напекла, поляну накрыла. Рассказала зверям о своей проблеме — может, есть у кого-то идеи, где достать волшебные дрова. Но "леса рук" не было: кто же в лесу лучше Бабы Яги в колдовстве понимает?
Тут слово взял Филин, который хорошо знает физику.
— Я — говорит — в волшебстве ничего не понимаю. Если волшебство помочь не может, можно обратиться за помощью к науке. Недавно учёные открыли поистине невероятное явление, которое называется радиоактивностью. Это излучение энергии без горения. В городе Париже живет очень умная женщина-ученый Мария Склодовская-Кюри. Именно она исследовала радиоактивность и открыла вещество радий, которое обладает этим замечательным свойством. Она же и придумала слово "радиоактивность". Никто в мире лучше неё не понимает, откуда берется эта невероятная энергия.
Баба-яга очень заинтересовалась речью Филина. Действительно, волшебные дрова в ее ступе не горели и не дымились, просто потихоньку теряли силу. И Змей Горыныч вряд ли мог разобраться, откуда берется волшебная сила этих дров и как её получить. Значит, надо ехать в Париж и искать там Марию-Склодовскую Кюри.
— Но как же её найти и как с ней говорить? — спросила Баба-яга Филина. — По парижски-то я не понимаю, за границей не была никогда.
— Мария Склодовская-Кюри умеет говорить по-русски, ведь она родилась в Варшаве, отец её учился в Петербурге. А работает она в Университете Сорбонны. Сорбонну в Париже все знают: у любой собаки спроси, где находится Латинский Квартал - Картье Латан, тебе покажут, проводят. До Варшавы тебя Змей Горыныч может добросить, а оттуда до Парижа на поезде недалеко.
— Так значит, она наша Маша — обрадовалась Баба-яга. Наверняка она и меня знает, ведь сказки про меня всем рассказывают. Решено: еду в Париж!
Стала Баба-яга собираться в дорогу. Отправила Гусей-Лебедей за Змеем Горынычем. Сшила себе одежду, сумку дорожную, денег золотых наколдовала. Также приготовила подарки для Марии Склодовской-Кюри: набор сибирских целебных трав, бусы из самоцветов. И конечно, напекла пирожков.
В назначенный час прилетел Змей Горыныч. Поднял Бабу-ягу на спину, и полетели они в путь дорогу быстрее ветра — только облака внизу мелькают. К ночи прибыли в Варшаву, и Горыныч тихонько приземлился в Варшаве на площадь перед вокзалом, и также тихо улетел в ближайший лес. Главный из Гусей-Лебедей остался с Бабой-ягой, чтобы быть на посылках на всякий случай, она повезла его с собой в корзинке.
С утра Баба-Яга купила билеты на поезд-экспресс до Парижа, и уже на следующий день была в европейской столице. Несколько лет назад добиралась из Варшавы до Парижа и Мария Склодовская (тогда ещё не Кюри), только она была бедной девушкой, а не могущественной волшебницей, не могла наколдовать себе золотых денег, а зарабатывала их тяжелым трудом. Поэтому Мария Склодовская ехала не в комфортном экспрессе первого класса, а в самых дешевых вагонах пригородных поездов, это было тяжелое путешествие. Марию вела в Париж жажда знаний, ведь в Варшаве у женщин не было возможности учиться в университете, а в Сорбонне давали лучшее образование. В Париже Мария ютилась в самых дешёвых комнатах, при этом умудрялась усердно учиться и работать, зарабатывать себе на жизнь. Трудолюбие и яркий ум Марии дали свои плоды — она окончила университет с отличием, вышла замуж за великого учёного, родила дочь, совершила великое открытие.
Бабу-ягу тоже вела в Париж жажда знаний, но более практических — она хотела получить от учёных новый источник энергии для своей дальнейшей деятельности. Нужды в деньгах и необходимости чёрной работы у неё не было — золота она наколдовала себе достаточно, поэтому выбрала себе хорошую гостиницу рядом с Латинским кварталом, наняла извозчика, который говорил по-русски и довёз её до места назначения, всё показал и рассказал. Заселилась Яга в отличный номер с видом на Сорбонну вместе со своим Гусём-Лебедем.
На следующий день пошла Баба-яга в университет, и нашла там лабораторию Марии Склодовской-Кюри. Марию называли по-французски Мари, и в университете её знали все, ведь она была единственной женщиной-профессором.
Мария Склодовская-Кюри была удивлена, когда увидела у двери своей лаборатории пожилую женщину с палочкой, и ещё больше удивилась, когда эта женщина заговорила с ней по-русски. Баба-яга же была удивлена, когда узнала, что Мария совсем не знает сказок про неё, Бабу-ягу. Родители маленькой Мани рассказывали ей не сказки, а научные рассказы о мире, о звёздах, о законах природы, читали энциклопедии. Сама Мария с самого раннего детства удивляла родителей, их друзей и всех учителей своими знаниями.
— Я кое-что слышала о вас — сказала Мария Бабе-яге — от крестьянских детишек, когда учила их грамоте и математике. Но мне некогда сказки рассказывать и неинтересно их слушать. Скажите, зачем вы пришли?
— У меня кончились волшебные дрова, благодаря которым летает моя ступа. Раньше такие дрова поставлял мне Змей Горыныч: загружаешь их в ступу, они горят без огня и дыма, и от них идёт огромная сила, которая поднимает в воздух мою ступу с метлой, и я могу летать куда хочу. Ветки от этих дров можно и в метлу загружать, и на метле летать. Со временем сила этих дров уменьшается, дрова надо менять. Но вот у Горыныча кончились эти дрова, где взять новых, он не знает, моё колдовство не помогает. В нашем лесу один филин очень хорошо знает физику и следит за всеми научными открытиями, он рассказал мне о вас, и я решила обратиться к вам за помощью.
— Пожалуй, описанное вами излучение энергии похоже на радиоактивность. Это явление открыл несколько лет назад мой коллега Анри Беккерель, а потом за него взялись мы с мужем Пьером. Нам удалось открыть и исследовать вещество, которое излучает очень много энергии. Это вещество называется радий. Но просто так дать я вам радий не могу: это очень дорогое вещество.
— Деньги не проблема! — воскликнула Баба-яга. — Золота я могу сколько угодно наколдовать.
— Это вещество не купишь за золото. Его надо ещё получить, а получают его только у нас в лаборатории. Это очень сложный процесс. Радий делаю я лично, у меня от него все руки в ранах — Мария показала свои руки — и времени делать его для вас у меня нет.
— Так я и сама сделаю, ты только научи! — с энтузиазмом сказала Баба-яга. У меня большой опыт работы с разными веществами. Моим рукам после наших сибирских мухоморов ваш радий не страшен. А для твоих рук я сварю снадобье из сибирских трав, оно поможет залечить раны.
— Хорошо — согласилась Мария Склодовская-Кюри. Жду вас в своей лаборатории завтра в 8 утра. Не опаздывайте. Сейчас у меня нет времени - скоро у меня начнется лекция, потом буду принимать в лаборатории студентов и аспирантов. До завтра.
Обрадованная Баба-яга вернулась к себе в отель и решила сварить снадобье для рук Марии. Пробралась она на кухню ресторана, дала несколько золотых монет поварятам, чтобы те пустили её за плиту, и принялась колдовать над сибирскими травами. К вечеру снадобье было готово. На следующее утро, ровно в 8 утра, постучалась Баба-яга в лабораторию. Мария была уже на месте. Баба-Яга отдала учёной пузырёк со снадобьем, а Мария провела её к экспериментальной установке.
Эксперимент был действительно сложным, но Баба-яга оказалась талантливой ученицей. Правда, мудреных химических названий она не могла запомнить, и про себя называла их так, как ей привычно: порошок из мухоморов, лягушачья желчь, и так далее. Через пару дней Яга смогла уже работать без присмотра Марии, а у Марии зажили раны на руках. Долго ли, коротко ли работала Баба-яга, скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вот у Яги накопилось достаточное количество радия для создания волшебного бревна. Баба-яга принесла из Булонского леса бревно и пропитала древесину раствором радия. Волшебное бревно было готово.
Пора было прощаться с Марией Склодовской-Кюри. Легендарный учёный и сказочная героиня очень тепло расстались, Мария обещала по возможности приехать в Сибирь и снова повидаться, Баба-яга обещала показать ей свой лес и волшебную ступу.
Итак, Баба-яга отправила своего Гуся-Лебедя договариваться с Горынычем о встрече в Варшаве, а сама села в поезд. Обратная дорога прошла без приключений, и скоро Яга была в своей избушке, у своей ступы, и готовилась испытать волшебное бревно.
— Ура, заработало! — весело закричала Баба Яга, когда ступа взметнулась вверх. Все в лесу были очень довольны этим фактом, и закатили пир. Громче всех радовался Змей Горыныч, он так славил великую учёную Марию Склодовскую-Кюри, что дубы сотрясались.
Мария Склодовская-Кюри сдержала обещание — она посетила Сибирь, чтобы изучить образцы радиоактивных минералов. Виделась ли она с Бабой-ягой — история умалчивает. Однако история на то и история, сказочным героям в ней не место. А в сказке, конечно же, виделась, и в избушке побывала, и в ступе полетала, и с Филином о физике поговорила.
Вот и сказочке конец, а кто прочитал до конца — молодец!