Найти в Дзене
Александр Снитовский

«Музыка на костях» или как в СССР записывали музыку на рентгеновские снимки

Ребята с виниловой пластинкой. Источник: Александр Макаров/РИА Новости
Ребята с виниловой пластинкой. Источник: Александр Макаров/РИА Новости

В 50-60-е годы прошлого столетия, во времена нетленного СССР, граммофонные пластинки (сегодня их принято называть виниловыми или попросту «винилом») считались единственным доступным способом для советских граждан познакомиться с западной музыкой. Да и то «доступным» - это, конечно, громко сказано. Далеко не каждый мог позволить себе приобрести оригинальную пластинку. Во-первых, стоила она целое состояние, а, во-вторых, достать ее было не так-то просто.

Зарубежные пластинки. Источник: spletnik.ru
Зарубежные пластинки. Источник: spletnik.ru

Практически вся иностранная музыка в СССР была неофициально запрещена: якобы она компрометировала того, кто ее слушает, подчеркивая его связь с западом. Более того, за продажу пластинок можно было запросто загреметь за решетку, поэтому оригинальные граммофонные пластинки в советские годы были большим дефицитом. А музыки так хотелось… Но, как говорится, голь на выдумки хитра, и в головах предприимчивых советских товарищей созрел уникальный по своей простоте и оригинальности план.

Пластинки в СССР. Источник: spletnik.ru
Пластинки в СССР. Источник: spletnik.ru

Но для начала коротенькая предыстория. В 1950-е годы, вернувшиеся в страну после окончания Второй мировой войны солдаты, привезли из-за границы всевозможные иностранные трофеи: ножи, мясорубки, часы, печатные машинки и, конечно же, музыкальные пластинки.

Возвращение советских солдат с фронта. Источник: Владимир Лупейко/ Фотохроника ТАСС
Возвращение советских солдат с фронта. Источник: Владимир Лупейко/ Фотохроника ТАСС

И поскольку музыка, как известно, обладает неведомой человеку силой и притягательностью, эти пластинки очень скоро стали объектом вожделения многих и многих людей. Для них в СССР даже был придуман специальный термин «двоемыслие» - это когда человек всеми своими поступками доказывал приверженность советским ценностям, а дома, на кухне, слушал, а иногда и подпевал, зарубежным пластинкам.

 Патефон "ДРУЖБА". Источник: habartorg.com
Патефон "ДРУЖБА". Источник: habartorg.com

Для тех же, кому плохо удавалось скрывать свои притязания к западной музыке, правительство не поленилось и придумало новую статью, которая называлась «низкопоклонство перед Западом», по которой люди могли попасть в тюрьму на долгие 10 лет строгого режима.

Стиляги. Источник: kulturologia.ru
Стиляги. Источник: kulturologia.ru

Примерно в то же время появились стиляги, которые всячески пытались «клонировать» западный стиль жизни и, соответственно, западную музыку. Они являлись своеобразной живой рекламой виниловых пластинок, которые, я повторюсь, для большинства обыкновенных советских граждан были недоступны – из-за высокой стоимости и банального отсутствия на рынке.

Стиляги. Источник: fishki.net
Стиляги. Источник: fishki.net

Пластинки в СССР могли привозить либо дипломаты, мотавшиеся по заграницам с рабочими визитами, либо моряки, имеющие возможность выходить в зарубежных портах. Но спрос рождает предложение, и тогда, предчувствуя грядущую небывалую популярность иностранной музыки, в Советском Союзе стали появляться первые подпольные студии звукозаписи.

Подпольная студия звукозаписи. Источник: Иван Ерофеев/Гараж
Подпольная студия звукозаписи. Источник: Иван Ерофеев/Гараж

Если помните, в советское время существовали кружки радиолюбителей. Так вот, некоторые приближенные к стилягам радиолюбители, состоящие в подобных кружках, могли запросто собрать и станок, который копировал оригинальную виниловую пластинку на другой носитель, и специальный аппарат, на котором эта копия воспроизводилась.

Аппарат. Источник: habr.com
Аппарат. Источник: habr.com

Аппарат был похож на граммофон, только работал в обратном направлении, а вместо иглы у него была звукозаписывающая головка. Музыка заставляла ее вибрировать и делать выемки на снимке.

Подпольная студия звукозаписи. Источник: Иван Ерофеев/Гараж
Подпольная студия звукозаписи. Источник: Иван Ерофеев/Гараж

В качестве материала для носителя был выбран… рентгеновский снимок. Да-да, самый настоящий рентгеновский снимок, на котором были видны, скажем, кости грудной клетки или позвоночника.

Пластинка из рентгеновского снимка. Источник: habr.com
Пластинка из рентгеновского снимка. Источник: habr.com

В середине снимка делалась маленькая круглая дырка, а его края слегка закруглялись ножницами, и, таким образом, получалась самая настоящая пластинка.

Пластинка из рентгеновского снимка. Источник: arbuzov.livejournal.com
Пластинка из рентгеновского снимка. Источник: arbuzov.livejournal.com

Почему же выбор пал именно на рентгеновские снимки? Тут все просто: рентгенограммы считались самым дешевым и доступным материалом, который без труда и за небольшие деньги можно было купить, а то и получить бесплатно в районных поликлиниках и больницах.

Пластинка из рентгеновского снимка. Источник: beliy.ru
Пластинка из рентгеновского снимка. Источник: beliy.ru

Им все равно хотя бы раз в год необходимо было избавляться от архива снимков, которые, к тому же, являлись еще и пожароопасными. Зато ставшие ненужными снимки идеально подходили для того, чтобы делать на них запись.

Пластинка из рентгеновского снимка. Источник: beliy.ru
Пластинка из рентгеновского снимка. Источник: beliy.ru

Самодельные «винилы» нельзя было купить ни в магазине, ни на рынке, поэтому передачи пластинок, как правило, проходили в темных безлюдных подворотнях. Благодаря гибкости «снимков», продавец, которого называли фарцовщиком, мог спрятать в рукаве куртки или пальто 20-25 пластинок, свернув их в рулон.

Фарцовщик. Источник: fishki.net
Фарцовщик. Источник: fishki.net

Визуально подобные сделки выглядели крайне подозрительно – в духе боевиков про наркоторговцев. Продавцы, как правило, ходили по двое: один общался с покупателем, а второй стоял неподалеку с товаром. Стоила такая самопальная пластинка один-полтора рубля.

Фарцовщики. Источник: rnbee.ru
Фарцовщики. Источник: rnbee.ru

Ну а за ее покупку (впрочем, как и за продажу) можно было получить приличный срок, так что советские меломаны здорово рисковали! Собственно, тогда и появилась фраза: «Достать запись на костях».

Фарцовщики у метро. Источник: ribalych.ru
Фарцовщики у метро. Источник: ribalych.ru

Индустрия музыки «на костях» просуществовала вплоть до 60 годов прошлого столетия, а затем, когда появившиеся в продаже катушечные магнитофоны стали общедоступными, пластинки на рентгеновских снимках стали попросту никому не нужны.

Катушечный магнитофон с микрофоном. Источник: Евгений Епанчинцев
Катушечный магнитофон с микрофоном. Источник: Евгений Епанчинцев

Большое спасибо за лайк под этой статьёй!

Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!

А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!