Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Флигель И.И. Левитана, который когда-то был маленьким дворцом, а теперь превращается в руину

Это флигель усадьбы Морозовых в Большом Трёхсвятительском переулке. В 1889 здесь поселился великий художник Исаак Ильич Левитан и написал здесь свои лучшие картины. На фасаде здания установлена внушительная памятная доска: Но вот само здание уже почти совсем превратилось в руину... Особняк в Большом Трёхсвятительском переулке принадлежал Тимофею  Саввичу и Марии Фёдоровне Морозовым, они приобрели его в 1865. Здесь выросли их дети - четыре дочери (Анна, Алевтина, Александра и Юлия) и два сына (Савва и Сергей). Более известен старший сын, Савва Тимофеевич. Он изучал химию в Кембридже и текстильное дело на фабриках Англии, обладал деловой хваткой и был талантливым химиком, его исследованиями в области красителей интересовался сам Менделеев. Савва также окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Он покинул дом в Большом Трёхсвятительском переулке в 1888, после своей скандальной женитьбы на Зинаиде Григорьевне Зиминой. Его младший брат Серге

Это флигель усадьбы Морозовых в Большом Трёхсвятительском переулке. В 1889 здесь поселился великий художник Исаак Ильич Левитан и написал здесь свои лучшие картины.

На фасаде здания установлена внушительная памятная доска:

-2

Но вот само здание уже почти совсем превратилось в руину...

-3

Особняк в Большом Трёхсвятительском переулке принадлежал Тимофею  Саввичу и Марии Фёдоровне Морозовым, они приобрели его в 1865. Здесь выросли их дети - четыре дочери (Анна, Алевтина, Александра и Юлия) и два сына (Савва и Сергей).

-4

Более известен старший сын, Савва Тимофеевич. Он изучал химию в Кембридже и текстильное дело на фабриках Англии, обладал деловой хваткой и был талантливым химиком, его исследованиями в области красителей интересовался сам Менделеев. Савва также окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Он покинул дом в Большом Трёхсвятительском переулке в 1888, после своей скандальной женитьбы на Зинаиде Григорьевне Зиминой.

Его младший брат Сергей Тимофеевич окончил юридический факультет Московского университета, но мечтал стать художником, учился живописи с Левитаном и Коровиным, общался и дружил с художниками. В небольшом флигеле рядом с усадьбой он устроил себе мастерскую:

Вскоре он понял, что художника из него не выйдет, стал щедрым меценатом, создал Музей кустарных изделий и в 1902 построил для него новое здание в Леонтьевском переулке.

Он попросил хозяйку усадьбы, свою мать Марию Фёдоровну Морозову (Тимофей Саввич к тому времени скончался), отдать флигель бездомному и голодающему художнику Исааку Левитану, своему другу и кумиру.

Валентин Серов. Портрет М.Ф. Морозовой (урождённой Симоновой). 1897.
Валентин Серов. Портрет М.Ф. Морозовой (урождённой Симоновой). 1897.
…через знакомых оказала поддержку талантливому юноше (художнику И. И. Левитану) богатая старуха Морозова, которая его даже в лицо не видела. Отвела ему уютный, прекрасно меблированный дом, где он и написал свои лучшие вещи…
В.А. Гиляровский «Москва и москвичи»

Это дало возможность талантливому художнику до конца жизни не заботиться ни о жилье, ни о мастерской. Сергей Тимофеевич фактически содержал Левитана, который жил и работал в мастерской и написал там свои лучшие картины.

В.А. Серов. Портрет И.И. Левитана. 1893. Портрет написан именно здесь, в мастерской Левитана.
В.А. Серов. Портрет И.И. Левитана. 1893. Портрет написан именно здесь, в мастерской Левитана.

Во времена Левитана флигель утопал в зарослях сирени. Это был настоящий старинный сиреневый сад. На первом этаже здания находилась жилая квартира. На второй этаж вела витая лестница. И весь второй этаж занимала просторная, с высокими потолками, с верхним светом мастерская. Среди мольбертов и картин стояло несколько кресел, пианино, фисгармония.

Сначала здесь была одноэтажная оранжерея с ротондой в центре, построенная между 1816 и 1822 годами. В 1889 году архитектор Пётр Александрович Дриттенпрейс надстроил второй этаж с мастерской для Сергея Тимофеевича.

Дриттенпрейс был уроженцем Баварии и приверженцем стиля модерн. На создание этого миниатюрного дворца, в котором архитектор смешал элементы классики с духом русской старины, его вдохновил фасад Теремного дворца московского Кремля.

Дриттенпрейс украсил свой маленький флигель-дворец фронтонами с кружевными поясками фризов. А на верхушке купола устроил маленькую башенку с флюгером.

Морозов почти сразу же передал флигель своему бедствующему другу, а ещё через три года Исаак Ильич, решив проблемы, связанные с чертой оседлости, стал жить во флигеле постоянно. Левитан был евреем, а потому не мог жить в Москве, должен был проживать в черте оседлости. Но благодаря хлопотам друзей и поклонников ему было позволено вернуться в Москву, в свой флигель.

Годы, прожитые Левитаном во флигеле Сергея Морозова, были самыми плодотворными и благополучными в его жизни. Именно здесь он превратился в великого мастера, стал академиком, стал преподавать в Училище, вести пейзажный класс.

Его мастерская стала местом встреч не только с друзьями-художниками и учениками, но и с выдающимися людьми своего времени, в числе которых были, например, Шаляпин, Тимирязев, Чехов, Серов. Однажды его даже посетили Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Появлялся и Павел Михайлович Третьяков.

К несчастью, здоровье Левитана ухудшалось. Здесь, в этом флигеле его осматривал Чехов, который после осмотра горестно написал:

Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук.

В 1900 здесь же, в своём флигеле-дворце Исаак Ильич скончался. Ему было 39 лет.

Сейчас флигель заброшен и разрушается. Превращается в руину. Западная его часть исчезла ещё в 1930-х, ротонду и восточную часть здания изуродовали. Здание потеряло большинство элементов своего декора. К главному фасаду невозможно не только подойти, но даже его сфотографировать: он скрыт забором и соседними зданиями.

В 1960-х появился проект реставрации флигеля и создания в нём музея Левитана. Но проект так и не был осуществлён. Как могло такое случиться, что В Москве, где жил великий художник, учился, преподавал, писал свои прекрасные картины, - нет музея И.И. Левитана? Грустно это.

-10

Адрес: Большой Трёхсвятительский пер., д.1, стр.2