Это флигель усадьбы Морозовых в Большом Трёхсвятительском переулке. В 1889 здесь поселился великий художник Исаак Ильич Левитан и написал здесь свои лучшие картины.
На фасаде здания установлена внушительная памятная доска:
Но вот само здание уже почти совсем превратилось в руину...
Особняк в Большом Трёхсвятительском переулке принадлежал Тимофею Саввичу и Марии Фёдоровне Морозовым, они приобрели его в 1865. Здесь выросли их дети - четыре дочери (Анна, Алевтина, Александра и Юлия) и два сына (Савва и Сергей).
Более известен старший сын, Савва Тимофеевич. Он изучал химию в Кембридже и текстильное дело на фабриках Англии, обладал деловой хваткой и был талантливым химиком, его исследованиями в области красителей интересовался сам Менделеев. Савва также окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Он покинул дом в Большом Трёхсвятительском переулке в 1888, после своей скандальной женитьбы на Зинаиде Григорьевне Зиминой.
Его младший брат Сергей Тимофеевич окончил юридический факультет Московского университета, но мечтал стать художником, учился живописи с Левитаном и Коровиным, общался и дружил с художниками. В небольшом флигеле рядом с усадьбой он устроил себе мастерскую:
Вскоре он понял, что художника из него не выйдет, стал щедрым меценатом, создал Музей кустарных изделий и в 1902 построил для него новое здание в Леонтьевском переулке.
Он попросил хозяйку усадьбы, свою мать Марию Фёдоровну Морозову (Тимофей Саввич к тому времени скончался), отдать флигель бездомному и голодающему художнику Исааку Левитану, своему другу и кумиру.
…через знакомых оказала поддержку талантливому юноше (художнику И. И. Левитану) богатая старуха Морозова, которая его даже в лицо не видела. Отвела ему уютный, прекрасно меблированный дом, где он и написал свои лучшие вещи…
В.А. Гиляровский «Москва и москвичи»
Это дало возможность талантливому художнику до конца жизни не заботиться ни о жилье, ни о мастерской. Сергей Тимофеевич фактически содержал Левитана, который жил и работал в мастерской и написал там свои лучшие картины.
Во времена Левитана флигель утопал в зарослях сирени. Это был настоящий старинный сиреневый сад. На первом этаже здания находилась жилая квартира. На второй этаж вела витая лестница. И весь второй этаж занимала просторная, с высокими потолками, с верхним светом мастерская. Среди мольбертов и картин стояло несколько кресел, пианино, фисгармония.
Сначала здесь была одноэтажная оранжерея с ротондой в центре, построенная между 1816 и 1822 годами. В 1889 году архитектор Пётр Александрович Дриттенпрейс надстроил второй этаж с мастерской для Сергея Тимофеевича.
Дриттенпрейс был уроженцем Баварии и приверженцем стиля модерн. На создание этого миниатюрного дворца, в котором архитектор смешал элементы классики с духом русской старины, его вдохновил фасад Теремного дворца московского Кремля.
Дриттенпрейс украсил свой маленький флигель-дворец фронтонами с кружевными поясками фризов. А на верхушке купола устроил маленькую башенку с флюгером.
Морозов почти сразу же передал флигель своему бедствующему другу, а ещё через три года Исаак Ильич, решив проблемы, связанные с чертой оседлости, стал жить во флигеле постоянно. Левитан был евреем, а потому не мог жить в Москве, должен был проживать в черте оседлости. Но благодаря хлопотам друзей и поклонников ему было позволено вернуться в Москву, в свой флигель.
Годы, прожитые Левитаном во флигеле Сергея Морозова, были самыми плодотворными и благополучными в его жизни. Именно здесь он превратился в великого мастера, стал академиком, стал преподавать в Училище, вести пейзажный класс.
Его мастерская стала местом встреч не только с друзьями-художниками и учениками, но и с выдающимися людьми своего времени, в числе которых были, например, Шаляпин, Тимирязев, Чехов, Серов. Однажды его даже посетили Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Появлялся и Павел Михайлович Третьяков.
К несчастью, здоровье Левитана ухудшалось. Здесь, в этом флигеле его осматривал Чехов, который после осмотра горестно написал:
Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук.
В 1900 здесь же, в своём флигеле-дворце Исаак Ильич скончался. Ему было 39 лет.
Сейчас флигель заброшен и разрушается. Превращается в руину. Западная его часть исчезла ещё в 1930-х, ротонду и восточную часть здания изуродовали. Здание потеряло большинство элементов своего декора. К главному фасаду невозможно не только подойти, но даже его сфотографировать: он скрыт забором и соседними зданиями.
В 1960-х появился проект реставрации флигеля и создания в нём музея Левитана. Но проект так и не был осуществлён. Как могло такое случиться, что В Москве, где жил великий художник, учился, преподавал, писал свои прекрасные картины, - нет музея И.И. Левитана? Грустно это.
Адрес: Большой Трёхсвятительский пер., д.1, стр.2