1. Первый балетный спектакль в России
состоялся 8 февраля 1673 года — это был «Балет об Орфее и Эвридике». Но это не дало особого толчка развитию балета как национального искусства. Все случилось гораздо позже.
Изначально балет придумали не в России. Родиной этого вида танца стала Италия, но популяризировать балет взялся Людовик XIV и даже его прозвище «Король-солнце» было дано ему по названию балетной партии Солнца, которую он исполнял в «Королевском балете ночи». Франция стала страной, которая сделала балет самостоятельным, именно поэтому вся терминология на французском языке. Ну а само слово «балет» — это итальянское «ballo», означающее «танец».
Первая балетная школа в Петербурге (ныне – Академия русского балета им. А. Я. Вагановой), была основана в 1738 году, первая же академия танца во Франции открылась уже в 1661 году.
2. Зарождение великой русской академии
Жан Батист Ланде в 1738 году открывает в Петербурге первую балетную школу — «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школу». Первым педагогом стал французский танцмейстер Жан Батист Ланде, который построил обучение на основах бального танца. Это было мало похоже на современный балет, но начало было положено. В школу набирали детей простого происхождения, в основном – детей дворцовых служащих, которые на период всего обучения находились на полном попечении государства. Позже в школу пришел Шарль Луи Дидло, который преподавал в ней около 20 лет, и за это время смог вывести русский балет на европейскую сцену, сделав его частью общемировой культуры. Академия русского балета им. Вагановой является одной из самых старейших балетных школ мира, в этих стенах и сейчас пишется история мирового танца.
3. Балет – это музыка
Ход истории балета меняется с приходом Петра Ильича Чайковского как великого балетного композитора и Мариуса Петипа как великого балетного постановщика. В этот исторический период главный фокус был на исполнителях, а музыка — на втором плане. Именно творческий союз Чайковского и Петипа в XIX веке в корне меняет такое отношение. С этого момента балет становится «русским» искусством и обретает вторую родину. Чайковский считал, что если в опере за основу берется реальность, то балет — это самое лучшее место для сказки.
О процессе работы над балетами вспоминал сын М. Петипа Виктор:
«Вначале отец разрабатывал сюжет и создавал в целом композицию танцев, после чего приступал к собеседованию с композитором. Петр Ильич приезжал к нам обычно по вечерам и проигрывал свое произведение по частям, а отец слушал и планировал в гармонии с музыкой свои танцевальные фантазии. Приезды Чайковского всегда приносили нам много радости, особенно когда вдохновенные звуки его музыки раздавались в нашем доме. Свидания Петра Ильича с отцом происходили в гостиной за круглым столом, а затем у рояля. Семья усаживалась рядом в столовой: мать требовала внимания к музыке и к своим пояснениям, произносимым шепотом»
В этом поистине судьбоносном союзе рождаются в 1895 г. «Лебединое озеро», в 1890 г. «Спящая красавица» и в 1891 г. «Щелкунчик». Это стало вершиной в балетмейстерском мастерстве Петипа. Первая редакция «Лебединого озера» была поставлена балетмейстером Вацлавом Рейзингером, но премьера провалилась, а та версия спектакля, которая впоследствии стала легендарным балетом – как раз детище Петипа, но уже после смерти Чайковского.
Рад и горжусь, что оканчиваю свой долгий жизненный путь, сотрудничая с таким мастером. Сердечно Ваш М. Петипа
- из письма Чайковскому от 6 мая 1889 г.
4. Триумф Русских сезонов
В 1908 году антрепренёр Сергей Дягилев приглашает знаменитого артиста балета, постановщика и сценического реформатора Михаила Фокина принять участие в «Русских сезонах» в качестве хореографа. С этого начинается великое шествие русского балета по миру и целая веха в мировом искусстве в период до Первой мировой войны.
В 1909 году, после первых показов русского балета, имена Фокина, Павловой, Карсавиной, Нижинского становятся известны на всю Европу. «Павильон Армиды», «Сельфида», «Клеопатра» — это первые спектакли Русских сезонов, которые возвели русский балет на новую высоту, сделав его практически недосягаемым, а балерина Анна Павлова стала одной из самых знаменитых женщин в мире. В качестве художников для спектаклей выступали такие значительные фигуры, как Пабло Пикассо, Коко Шанель, Анри Матисс. Композиторами «Сезонов» стали Морис Равель, Сергей Прокофьев, Клод Дебюсси, Игорь Стравинский и многие другие.
В Европе активно развивается мода на все русское — от одежды до имен. Некоторые будущие артисты специально брали русские псевдонимы, чтобы попасть к Дягилеву. Например — британский артист балета Антон Долин, настоящее имя которого — Патрик Хили-кей или Алисия Маркова урожденная Лилиан Элис Маркс.
5. Новый век – новые герои
Имя Агриппины Яковлевны Вагановой стало уже нарицательным в русском искусстве. Эта поистине великая женщина создала то, что стало определяющим фактором для развития балета по сей день — педагогическую систему, которая позволила не просто укрепить русский балет, но и вывести его на качественно новый уровень. Строгость, позиционность, осмысленность – характерные черты системы Вагановой. В своем главном труде «Основы классического танца», который молниеносно был переведен на многие языки, балерина и педагог строго регламентирует позиции рук, ног и корпуса. Так родилась система — «русская школа» балета. Ваганова создала фундамент мирового балета на много лет вперед, и до сих пор ее система является эталонной.
«Русский балет — это вагановский балет! Все придумала, сделала Агриппина Ваганова! Она ввела все то, что сегодня отождествляют с русским балетом»
— говорил Борис Эйфман.
6. Луначарский – о балете в новой стране
«Но я в течение моей деятельности руководителя театрами и художественным образованием всегда боялся нарушить традиционную линию, потому что, потеряв ее, потом ее никогда больше не поймаешь. Если будет убит русский классический танец, стоящий на такой необыкновенной высоте, с которой никто в мире не осмелится равняться, то не только любители балета будут горькими слезами плакать, но, может быть, и пролетарская молодежь. Когда она начнет строить дворец своей жизни и спросит: а где у тебя это? — и мы ей скажем: да ведь это что–то императорское, мы его уничтожили, — может быть, и она нас заклеймит черным словом. Поэтому я предпочитаю делать сейчас ошибку, по мнению не пролетарских масс, а тех людей, которые и в наших музеях готовы перебить фарфор, потому что из этих чашек пили аристократы. Но балет как таковой, конечно, должен быть совершенно преображен. В новом балете должно быть достойное внимания действие. Это действие должно быть захватывающим, настоящей фабулой, а не глупенькой сказочкой, которую не прочитаешь без скуки»
Луначарский фактически отстаивал балет перед большевиками, которые делали ставку на театр. Отстоял и не прогадал. В СССР балет стал визитной карточкой страны на мировой арене. Политическая ситуация в стране скрашивалась «взмахом крыльев» легендарной Улановой. Ольга Лепешинская танцевала на фронтах Великой Отечественной, а Игорь Моисеев, после ухода из Большого создает первый в стране профессиональный ансамбль народного танца на основе своих наработок и опыта в классическом балете. В СССР балет стал средством пропаганды и это стало его спасением от рук «уничтожителей царизма».
7. Майя
Имя Майи Плисецкой известно всему миру. Легендарная балерина, посвятившая всю жизнь искусству. Артистизм, феноменальные прыжки и легкий шаг позволили Плисецкой сделать головокружительную карьеру и получить всемирную известность.
Достаточно быстро Плисецкая двигалась от кордебалета в Большом театре к вторым партиям, а потом и соло. Зрители рукоплескали ее Одетте и Одиллии в «Лебедином озере».
Вскоре Плисецкая стала прима-балериной Большого театра, сменив великую Галину Уланову, которая на была идеалом классической балерины. Жизнеутверждающий, виртуозный стиль Плисецкой резко отличался от великой Улановской классики.
Специально для Майи Плисецкой были поставлены спектакли «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Прелюдия», «Безумная из Шайо» и другие. Для многих постановок музыку писал композитор Родион Щедрин, муж балерины. Первая среди советских балерин, кто начал говорить о новом понимании танца, о новой эстетике, привнеся новое понимание красоты и форм движения.
Майя Плисецкая навсегда вписана в историю мирового балета как эталон сочетания артистизма и техники и новаторства.
8. Невозвращенцы
В истории русского балета советского периода много артистов, отказавшихся от жизни и работы на родине, но почти все, кто убегал из страны, делали это в довоенное время. В период оттепели невозвращенцами становились некоторые из тех, кто ездил на гастроли зарубеж.
Рудольф Нуреев. Первый невозвращенец. В июне 1961 года Кировский театр (сейчас – Мариинский) отправился на гастроли по Европе, с которых Нуреев уже не вернулся. Уже в аэропорту для вылета на дальнейшие гастроли в Лондон, Нуреев совершил «прыжок к свободе» через ограждения и попросил у Французской полиции политическое убежище. Одной из причин такого решения стал гомосексуализм, за который в СССР сажали. Нуреев стал звездой Королевского балета Великобритании, руководил балетной труппой Парижской оперы. Скончался от СПИДа 6 января 1993 года.
В 1970 политического убежища в Великобритании попросила балерина Кировского театра – Наталья Макарова. Стала прима-балериной Американского театра балета и Королевского балета Великобритании, первым ее партнером по сцене после побега был Рудольф Нуреев, а позже она выступала и с другими «невозвращенцами».
Михаил Барышников. В 1974 году Барышников сбегает в Канаду во время гастролей. Академический балет в СССР в корне не устраивает молодого артиста. Он жаждет творческого эксперимента, после того как на гастролях в Лондоне впервые сталкивается с современной хореографией. Спустя всего 4 года, совершив побег, он попадает в американскую балетную труппу. Головокружительная карьера на западе делает Барышникова по-настоящему знаменитым на весь мир. В последствии он пробует себя в разных сферах: ток-шоу, фотография, и даже в съемках сериалов (Секс в большом городе).
Александр Годунов остался в Нью-Йорке во время гастролей в 1979 году. Эта история особенно драматична просто потому, что в эту же поездку с Годуновым ездила его супруга – Людмила Власова, которую тут же сняли с гастролей и решили отправить обратно в Советский союз, дабы не дать воссоединиться с мужем, но американские власти не были уверены, что Власова покидает Америку добровольно, поэтому самолет с артисткой простоял три дня в ожидании разрешения на вылет. Александр Годунов так же как и Барышников сразу попал в American Ballet Theatre, но задержаться там у него не получилось. Вскоре он прекратил карьеру и попытался сниматься в кино, но и здесь не снискал успеха. Годунов умер в 1995 году, в возрасте 45 лет.
9. Главный балет страны
История «Лебединого озера» в нашей стране совершенно особая, как и отношение к этому балету. После неудачных премьер и полного обновления балета, «Лебединое озеро» постепенно становится не просто лучшим балетом Большого театра, но и главным, всенародным балетом страны. Советские культурологи хорошо потрудились над расстановкой акцентов таким образом, чтобы из меланхоличного и мистического балета, «Лебединое озеро» стало доступным каждому символом героизма. Во время войны именно этот балет шел в Большом театре каждую неделю, и зрители ходили на него даже под страхом разрыва бомбы у входа в театр. Майя Плисецкая вспоминала, что станцевала свои партии более 800 раз. Именно на этот спектакль регулярно привозили все иностранные делегации. Лебединое озеро – символ Советской оттепели и Советского краха.
С высокими гостями в ложе всегда Хрущёв. Насмотрелся Никита Сергеевич "Лебединого" до тошноты. К концу своего царствия пожаловался он мне как-то на одном из приёмов: "Как подумаю, что вечером опять "Лебединое" смотреть, аж тошнота к горлу подкатит. Балет замечательный, но сколько же можно. Ночью потом белые пачки вперемешку с танками снятся…" Такие у наших вождей шутки в ходу были
— цитата из книги "Я, Майя Плисецкая"
Именно этот балет стал символом траура и перемен.
10 ноября 1982 года по телевидению должны были показывать праздничный концерт ко дню милиции, но неожиданно на экранах по всей стране зазвучал Чайковский. Умер Леонид Брежнев. После этого «Лебединое озеро» стало еще и поминальным балетом. Его показывали и после смерти последующих генсеков, а это был достаточно короткий промежуток времени. Но главное было еще впереди. Свое триумфальное шествие балет совершил во время августовского путча с 19 по 22 августа 1991 года, когда все вещание на ТВ заменилось на прекрасных танцующих лебедей. В эту важную минуту разрушения огромного государства, все, что видели люди – это балет.
10. Три грации
Ульяна Лопаткина. Идеально-завораживающая Одетта-Одиллия, дань мастерству которой отдают поклонники по всему миру. В 1995 году стала прима-балериной Мариинского театра, после чего на протяжении многих лет танцевала главные партии во всех ведущих балетах. Лопаткина идеально работает с бессюжетными современными балетами, наполняя их не только природной грацией, но и прекрасной актерской игрой.
16 июня 2017 года Ульяна Лопаткина официально заявила о завершении своей танцевальной карьеры, а 25 января 2019 вышла на сцену с другой примой Мариинки – Дианой Вишневой для перекрестного спектакля-интервью, билеты на который разошлись за считанные минуты.
Диана Вишнёва. Настоящая драматическая актриса на пуантах. Ей сопереживаешь, болеешь за нее, влюбляешься. Стала прима-балериной Мариинки через год после выпуска из академии им. Вагановой, а после начала все больше времени уделять современной хореографии, при этом не оставляя классический репертуар. Сейчас Диана Вишнёва является амбассадором современного танца в России, и арт-директором фестиваля «Context. Diana Vishnevа», на котором выступают как лучшие современные хореографы, так и совсем молодые танцоры, которым покорение вершин только предстоит.
Если ты переживаешь о том, сколько тебе за это заплатят, на сцену лучше не выходить
- Диана Вишнёва
Светлана Захарова. Самая младшая из великой тройки знаменитостей Академии им. Вагановой. Пришла в Большой театр в 2003 году, до этого танцевала в Мариинском театре, где заметно отличалась от других манерой исполнения. С легкостью интерпретировала героинь в классических балетах Петипа, и осваивала хореографический авангард. Танцевала «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу» во многих странах и в самых разных редакциях. Очень быстро стала одной из самых востребованных балерин мира. В 2008 году заключила пожизненный контракт с итальянским балетом Ла Скала. В 2014 году участвовала в церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в роли Наташи Ростовой. С 2018 года — член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, а в 2024 году назначена исполняющей обязанности ректора Московской академии хореографии