Найти в Дзене
Журнал Авто.ру

Какой ширины должны быть полосы на дороге: разбираем ГОСТы и правила

Оглавление

Почему какие-то дороги широкие, а другие, наоборот, настолько узкие, что со встречной машиной тяжело разъехаться? И дело совсем не в том, что одни проложить проще, а другие — сложнее. Причина — в требованиях и регламентах, которые применяются к тому или иному направлению. Рассказываем, какой ширины должны быть полосы движения и как они меняются в зависимости от назначения дороги и её месторасположения.

Какие бывают категории дорог

Сколько полос движения должно быть у дороги, обычно решают по её транспортной значимости. Не последнюю роль играют и затраты на строительство — далеко не везде бюджет позволяет построить «автобан», как того хотели бы водители.

А вот ширину каждой полосы движения вне населённых пунктов устанавливает ГОСТ-Р 52399-2022. Все магистрали, шоссе и прочие дорожные элементы в России строятся по этому регламенту, равно как внутрихозяйственные и даже временные дороги. В черте города действует другой документ — СП 42.13330.2016.

Актуальный государственный стандарт делит все дороги на пять больших категорий по расчётной интенсивности движения, то есть по тому, сколько автомобилей будет проезжать по дороге за сутки.

  • I категория (IА, IБ и IВ) предполагает проезд свыше 14 тысяч ТС в сутки.
  • II категория «вмещает» от 6001 до 14 000 ТС, если у дороги две полосы, а также до 40 000 ТС,  если рядов четыре.
  • III категория предназначена для проезда 2–6 тысяч единиц транспорта.
  • IV — от 601 до 2000 автомобилей и мотоциклов.
  • V — участки с низкой интенсивностью движения (до 400 автомобилей по ГОСТ Р 58818-2020).

Для каждой категории определены максимальная скорость, требования к ширине полос, предельной крутизне поворотов, подъёмов и спусков и многому другому. Разберём их по порядку.

ГОСТ на ширину полосы дороги I категории

Как правило, I категория — это автомагистрали и скоростные трассы. Из-за высокой пропускной способности и скоростного режима дороги этой категории должны быть широкие, а полос в них — более 4. Встречные потоки на подобных участках всегда разделены полосой с ограждением.

Ещё дороги первой категории делятся на подвиды:

  • IА. Её профиль и другие особенности проектируются исходя из расчётной скорости 150 км/ч;
  • IБ проектируется под 120 км/ч;
  • IВ — под расчётные 100 км/ч.

Расчётная скорость движения не имеет ничего общего с ограничениями, действующими на дороге! Она нужна только для инженеров и проектировщиков.

Согласно ГОСТу, ширина одной полосы такого участка должна составлять 3,75 метра. Это позволит безопасно двигаться на больших скоростях даже крупногабаритному транспорту. Оговорка есть для участков категорий IБ и IВ, насчитывающих 6 и более полос. Когда речь идёт о них, допустимо делать две ближние к обочинам полосы шириной 3,75 метра, а остальные — 3,5 метра.

Ширина обочины, кстати, тоже регламентирована. На дорогах первой категории она должна быть не менее 3,5–3,75 метра, а если рядом с проезжей частью предусмотрена остановочная полоса (т.е. заасфальтированная обочина), она не может быть уже 2,5 метра. Исключение есть и здесь: когда шоссе проходит в горной местности или по территории ценных сельскохозяйственных угодий, можно уменьшать обочину до 1,5 метра.

ГОСТ на ширину полосы для дорог II–IV категорий

Дороги II категории (расчётная скорость до 120 км/ч) могут включать от двух до четырёх полос движения, а разделительная полоса здесь уже не обязательна (хотя ограждения по-прежнему могут монтировать). К таким относятся многие федеральные трассы на большей части своей протяжённости или региональные дороги. Ширина полос здесь, как и в первой категории, должна варьироваться от 3,5 до 3,75 метров. Выбирают так:

  • дорога состоит из 1–2 полос — ширина каждой 3,75 метра;
  • дорога состоит из 3–4 полос — ширина каждой 3,5 метра.

Ширина обочины здесь не менее 3,5 метра, а в горных районах, сельскохозяйственных угодьях и на участках с переходными полосами её могут легально уменьшить до 1,5 метра.

Дороги III категории состоят из двух полос и проектируются для расчётной скорости 100 км/ч. Пропускная способность на них ниже, но ширина всё ещё существенная: 3,5 метра на полосу. При этом обочина — 2,5 метра, а в районах-исключениях её могут уменьшить до метра вместо полутора. К третьей категории относится большинство дорог областного или районного значения, соединяющих небольшие населённые пункты.

Дороги IV категории, так же как и III, состоят из двух полос и предназначены для скоростей не более 80 км/ч. Их ширина уже не более 3 метров. Ширина обочины тоже меньше: 2 метра. По требованиям IV категории обычно строят местные дорожки, по которым ездит мало машин.

V категория — для сельских и подъездных дорожек. Они состоят из одной полосы, расчётная скорость на них не превышает 50 км/ч. Однако ширина полосы при этом может доходить до 4,5 метра, а в отдельных случаях (при проектировании с учётом проезда зерноуборочной техники) — и до 6 метров. Ширина обочины же при отсутствии ограждений должна быть 1–1,5 метра.

Таблица основных требований к дорогам разных категорий

-2

Ширина полосы движения в населённых пунктах

Нормативы дорожного полотна в населённых пунктах регулируются Сводом правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Правила во многом повторяют ГОСТ-Р 52399-2022, но отличия всё же есть. В городах выделяют больше типов дорог и улиц, деля их по классам и назначению:

  1. Магистральные городские дороги 1-го класса — скоростного движения. По сути — магистрали в черте города, с непрерывным (бессветофорным) движением, пересечениями с другими шоссе и улицами на разных уровнях и отсутствием пешеходных переходов по проезжей части.
  2. Магистральные городские дороги 2-го класса — регулируемого движения. Они отвечают за связь районов города и съезды на внешние шоссе. Такие дороги не проходят по жилой застройке, однако уже допустимы светофоры и пересечения в одном уровне, а также пешеходные переходы. Но въезды и съезды на них располагаются не чаще чем через 300–400 метров.
  3. Магистральные улицы общегородского значения 1-го класса — непрерывного движения. Они проходят в том числе по городской застройке, но основное направление движения — безостановочное, а съезды во дворы и прочее делаются с боковых проездов (дублёров). Пешеходные переходы — вне проезжей части.
  4. Магистральные улицы общегородского значения 2-го класса — регулируемого движения. Шоссе и проспекты, на которых возможны перекрёстки и пешеходные переходы со светофорами, при необходимости — выделенные полосы для общественного транспорта.
  5. Магистральные улицы общегородского значения 3-го класса — регулируемого движения. Улицы, соединяющие районы или городские округа, на которых уже возможны перекрёстки без светофоров.
  6. Магистральные улицы районного значения. По сути, обычные городские улицы, пересекающиеся на перекрёстках со светофорами и без них.
  7. Улицы и дороги местного значения в зонах жилой застройки. Проще говоря, дороги, связывающие микрорайоны с улицами и внутри них.
  8. Улицы и дороги в общественно-деловых и торговых зонах. По ним жители подъезжают к школам, больницам и другим общественным учреждениям.
  9. Улицы и дороги в производственных зонах. Устраиваются в промышленных и коммунально-складских зонах или районах.
  10. Пешеходные улицы и площади. Как видно из названия, здесь может проезжать только спецтранспорт. Обычным водителям проезд запрещён.

К каждому из этих классов предъявляются собственные требования. Магистральные городские дороги 1-го класса проектируют для расчётных скоростей от 90 до 130 км/ч. Суммарно в обоих направлениях они могут состоять из 4–10 полос, ширина которых — от 3,5 до 3,75 метра. Магистральные городские дороги 2-го класса рассчитаны на меньшую скорость: от 70 до 90 км/ч, да и максимальное количество полос тоже меньше — 8. Там, где теоретически можно было бы разгоняться до 90 км/ч, ширина полос должна быть 3,5–3,75 метра, на остальных улицах — вилка шире, 3,25–3,75 метра.

На магистральных улицах 1-го и 2-го класса требования схожи: количество полос от 4 до 10, их ширина варьируется от 3,25 до 3,75 метра. Особняком стоят только улицы 1-го класса, спроектированные под движение с максимальной скоростью 90 км/ч. Здесь, как и на магистральных дорогах, ширина ряда должна быть от 3,5 метра. К ширине рядов улиц общегородского значения 3-го класса и улиц районного значения требования одинаковые: от 3,25 до 3,75 метра, отличается только количество полос: 4–6 в первом случае и 2–4 во втором.

Улицы в зонах жилой застройки и в общественно-деловых или торговых зонах более узкие: ширина ряда в них от 3 до 3,5 метра, при этом количество полос в обоих направлениях от 2 до 4. В производственных же зонах рядность та же, но ширина уже без вариативности: 3,5 метра.

В пешеходных зонах ни о каких полосах речи не идёт, их там по понятным причинам нет.

-3

Сельские поселения вынесены в отдельную категорию. Здесь типов дорог меньше:

  1. Основные улицы сельского поселения с 2–4 полосами шириной 3,5 метра.
  2. Местные улицы из двух полос шириной 3 метра.
  3. Местные двухполосные дороги с шириной ряда 2,75 метра.
  4. Однополосные проезды, где ширина ряда увеличена до 4,5 метра.

Больше полезного для автомобилистов — в Журнале Авто.ру