Как обычно, к концу года и в преддверии нового сезона мы открываем цикл статей, в которых рассказываем о том, где и как купить елку. Зимой все равно делать нечего, поэтому посмотрим каталоги разных питомников, интересные сорта и прочие сопутствующие аспекты. Но прежде, чем приступить, обновим сводку об источниках получения елок.
Год от года ситуация на рынке сильно меняется и на уровне цен, и на уровне надежности поставщиков/посредников/продавцов. Поэтому такие вот обзоры имеют очень ограниченный срок годности - что работало в 2024, то на 2025 утратило актуальность. Поэтому, где бы вы ни читали эти обзоры, первым делом всегда смотрите на дату публикации!
И еще раз жирным шрифтом:
Любые самые правдивые и искренние отзывы и рецензии в нашем изменчивом мире сейчас имеют срок годности не более года! Далее нужно обновлять информацию!
Несколько лет назад я, поэкспериментировав с выращиванием разного, пришла к тому, что основой моего сада будут хвойные растения. Они мне нравятся, они хорошо живут, и их великое разнообразие - ну всем хороши!
Но есть и слабые звенья в этой цепи: елки дорого стоят и их сложно достать. Если высокая цена компенсируется елочной долговечностью и монументальностью, то вот проблемы с покупкой нужного сорта - это прямо проблемы. Именно чтобы их решать я и полезла в свое время в закупки из-за границы (ибо почти весь посадочный материал привитых хвойных производится там). Впрочем, и чтобы купить что-то у российских коллекционеров-производителей тоже чаще всего требуется идти в те же закупки)
Лето 2024 выдалось богатым на разочарования многими нашими интернет-магазинами, поэтому покупки из европ сейчас снова заняли в моем списке на весну лидирующую позицию.
Но поскольку польские продавцы елок к нам с телегой саженцев на ярмарки, увы, не ездят, возникает вопрос - а как собственно до них дотянуться?
И этот вопрос таит в себе кучу нюансов.
Начнем с того, что есть два способа заказать себе саженцы Оттуда: напрямую через импортеров и через посредников в виде групп закупок.
Проблемные моменты
Проблемы, с которыми можно столкнуться в процессе приобретения саженцев из европ (это касается и импортеров, и групп закупок) в основном делятся на 4 группы:
- Долго ждать - закупки из европ - занятие для терпеливых. Ввязываясь в эту историю нужно быть готовым подождать. Где-то вам обозначат примерный срок поставки, тогда будет хотя бы понятно, чего ждать) А где-то и этого не сделают... Так или иначе, понадобится спокойствие и смирение. Для неофитов конечно следует выбирать такие пути, которые дают больше определенности и прозрачности, а также гарантии того, что денежки не потеряются в случае чего.
- Отказы - если вы что-то заказали, увидев в каталоге, это еще не гарантирует получение. Все заказы проходят процедуру подтверждения, которая может длиться недели, а может месяцы. И случается, что все саженцы нужного сорта успели выкупить еще до нас. Тогда в ответ на заказ питомник пришлет Отказ. Это и не проблема в принципе, а рабочий момент, просто не очень приятный. Если работать с нормальным организатором и поставщиком, то оплаченные отказы просто считаются как депозит, который можно отправить на оплату другого заказа, либо вернуть.
Количество отказов в большей степени определяется питомником. В нормальных крупных питомниках это как правило не более 10-15%. Есть отдельные редкие востребованные сорта, на которые вероятность отказа всегда выше. А по основному ассортименту отказов может вообще не быть, если питомник нормально ведет каталоги. Но вот если питомник раздолбайничает и каталоги составляет левой пяткой, то у такого отказов будет больше. Подобным больше всех грешат некоторые поляки. Эталонный пример - Шмит. Тут отказов может быть хоть половина. Ну и с мелкими коллекционерами все сложнее - там штучные саженцы, поэтому они быстро заканчиваются.
Отчасти на отказы может влиять и организатор/закупщик. Более расторопные, кто после публикации каталога первый успевает отправить бронь, тот и получает больше. Ну а кто не спешит и тянет с отправкой, тому может чего-то не хватить.
- Непоставка - случается гораздо реже. Допустим вы заказали, оплатили, получили подтверждение... А растение не привезли все равно. Это вот и есть непоставка. Причин может быть масса - неправильно рассчитали остатки, часть саженцев погибли в промежутке между подтверждением и отправкой итд. Нам причины не важны, поскольку мы на них не влияем. В такой ситуации опять же надежный закупщик вернет вам деньги на депозит.
Непоставка определяется питомником и уровнем его организации и ответственности. Тот же Шмит и некоторые другие поляки регулярно так делают - подтверждают и не присылают. Другие же, например Калюжинский, на моей памяти так не делали ни разу (хотя конечно я не отслеживаю весь объем их поставок). Организатор/закупщик на это никак повлиять не может кроме как не работать с теми, кто часто безобразничает.
- Некондиция - самый сложный с точки зрения организации момент, поскольку понимание качественной елки у людей очень отличается, и это порождает конфликт. Часто у покупателей, особенно неопытных, ожидания завышены, поскольку выбирали они пушистую красу по картинкам в интернетах, а получили три палки, и начали ругаться. Если палки живые и почки на них в порядке, то некондицией это уже считать нельзя. Другой вопрос что хочется пожирнее да побольше... Но бывает, что растение приезжает откровенно поломанным и пострадавшим. Вот тут важно ответственное адекватное отношение закупщика/импортера, с которым такой случай покупатель обсуждает уже в индивидуальном порядке, чтобы найти компромиссное решение.
Чтобы избегать казусов с качеством и размером саженцев полезно во-первых посмотреть на фото саженцев, которые приезжали другим людям ранее. Вид хвойных в детстве очень часто неказист, и это совершенно нормально, ведь елка - долгосрочный проект. Картинки с реальными саженцами можно посмотреть в отзывах групп закупок, альбомах, блогах итд. Как правило, для каждого питомника качество и размер саженцев примерно понятны, и можно сориентироваться по опыту других покупателей и выбрать такой питомник, где посадочный материал ближе всего к ожиданиям.
Но как выбрать где заказывать? Если по интернет-магазинам как правило есть отзывы и какой-то человекопонятный обобщенный опыт в открытых источниках, то с закупками все очень непрозрачно. Сегодня сделаем небольшой обзор, который поможет начинающим сориентироваться. Как мы уже выяснили, пути всего два - напрямую работать с импортером, либо идти через группы закупок.
Импортеры напрямую
Импортеров у нас не так много, и далеко не все из них доступны для прямого заказа. А точнее доступны всего два. Про одного мы поговорим позже отдельно, потому что для дебютантов он пожалуй будет сложноват. А вот второй заслужил репутацию простого варианта приобретения саженцев. Про него и поговорим сегодня.
Всем, кто немного знаком с темой совместных закупок (СЗ), сразу понятно, о ком я - это конечно же Плантшип. У них есть сайт, где публикуются каталоги и принимаются заказы. Там можно что-то выбрать и заказать напрямую из питомников.
Алгоритм в общих чертах примерно такой - заказываешь по каталогу, получаешь счет, вносишь аванс, ждешь подтверждения, оплачиваешь остаток перед отправкой, получаешь растения в мае. Риски, связанные с непоставкой, импортер берет на себя, и если питомник что-то недовез, то деньги не пропадают. Логистика надежная и довольно быстрая, все прозрачно и удобно. Это в принципе максимально безопасный канал поставки елок на сегодняшний день.
Но тут возникает первый нюанс. У всех импортеров есть два каталога - оптовый и розничный. Разница в цене - огромная. Оптовый ценник Плантшипа начинается тогда, когда в одном питомнике у вас набирается заказ на 300 евро.
Если вы хотите заказать три елки в трех разных питомниках, то вы пойдете здесь по розничному прайсу, который, мягко говоря, не оптимален. Идти напрямую к Плантшипу имеет смысл тогда, когда вам нужно много растений. Можно объединиться с соседом и заказ оформить вместе. Но очень часто даже с соседом людям столько не нужно, и привязка к одному питомнику накладывает много ограничений к тому же. Ведь если вы хотите купить вот тот рододендрон и вот ту сосну, это это скорее всего придется делать у разных производителей.
Именно так чаще всего закупаются обычные любители растений - тут одно, там другое. И в этой схеме формат заказа не позволяет выйти на оптовый минимум. Что же делать? Идти в группу закупок.
Группы закупок
Смысл этих групп прост: поскольку они группы, там много заказчиков. Это все равно что вы с соседом, только соседей сотня) Заказ делается через тех же импортеров, то есть это фактически заказ у того же Плантшипа например, только в объединении с коллегами.
При таком количестве заказчиков естественно действует оптовый прайс с более комфортными ценами. Плюс к нему - комиссия организаторов закупки, которые собирают заказы, отправляют их и осуществляют весь менеджмент закупок от заказа до доставки непосредственно покупателю. Размер комиссии несколько увеличивает стоимость растений, но все же до драконовского розничного прайса все еще далеко.
И вот тут можно спокойно взять по одной елке хоть в десяти питомниках - ограничений на минимум на питомник нет. Все саженцы после приезда рассортируются по заказчикам и отправится на выдачу.
Группы - это удобно, поскольку они дают доступ Туда розничным заказчикам. Но есть в них и своя сложность. Это все-таки не юрлицо, они никак не формализованы и существуют как просто объединение людей в соцсетях или на форумах. И про такие группы нет ни отзывов, ни особого понимания, если смотреть со стороны. В основном информация о них передается через старое-доброе сарафанное радио.
То, как группа будет в работать, полностью зависит от организаторов - они выбирают импортеров и питомники, отвечают за своевременность отправки заказов, оплаты, выстраивают процессы. Покупатель перед организатором полностью беззащитен: в какой-то момент он отправляет некоторую сумму под обещание будущих елок и просто ждет.
Чтобы все работало нормально, организатор закупок должен быть ответственным, пунктуальным, аккуратным и организованным человеком, погруженным в проблематику и готовым обеспечивать прозрачное взаимодействие и обратную связь. Ну и просто иметь здоровую кукушечку, поскольку работа с людьми - это дано не каждому) Мне "посчастливилось" испытать на себе одного организатора, не обладающего последним качеством, и опыт был неприятный.
Второй важный аспект, характеризующий группу закупок - то, с каким импортером она работает. Ничто не мешает одной группе работать сразу с несколькими, и такое часто случается. Но как правило все же есть основной импортер, через которого идет большая часть заказов.
Групп закупок достаточно много, и сегодня я расскажу о тех, с кем мне довелось столкнуться на собственном опыте. С кем-то пересекалась совсем чуть-чуть, с кем-то более плотно, но так или иначе в каждой из них заказывала хотя бы одно растение.
Первым делом перечислим тех, с кем опыт взаимодействия положительный.
Начнем с групп, которые работают с Плантшипом. Их преимущества наследуются от самого Плантшипа. Заказывать здесь - это надежный и предсказуемый процесс, когда ты точно знаешь, что разместив заявку и оплатив осенью, весной ты получишь свои кочерыжки.
Именно в одной из таких групп я как раз и покупаю большую часть своих саженцев. Это группа ВК под названием Мир растений для сада. Здесь много каталогов, процесс заказа простой и понятный, всегда можно связаться с организатором, который с большой терпимостью относится к заказчикам. Здесь же можно заказывать саженцы не только из европ, но и от наших коллекционеров - Русинова и Калиновского, что довольно удобно. Также организатор заказывает интересный ассортимент на группу и имеет подборку свободных растений в наличии, из которой можно что-то приобрести даже если не успел заказать заранее или не хочешь влезать в полный процесс закупки.
Другая популярная группа, которая также большей частью базируется на поставках Плантшипа, - О чем мечтает сад. В ней также есть отечественное "крыло" - тут происходит заказ у Кудрявцевых.
Обе эти группы, кстати, территориально находятся в Петербурге.
Есть также группы, которые закупают растения через второго нашего импортера. Каталоги и принципы работы тут несколько отличаются, от этого возникает и специфика работы таких групп. Особенность их - часто абсолютно рандомные сроки поставки - заказанное в июле растение например мне привезли в сентябре, а заказанное в феврале - не привезли до сих пор, и его местонахождение не известно. И это не вина групп, просто так работает импортер. Тем не менее, ассортимент тут порой бывает интересный, есть необычные питомники и коллекционеры, у которых можно найти всякую невидаль.
Из таких групп я имела опыт взаимодействия с вот этими:
1) Красивый сад. Группа очень удобна жителям столицы и окрестностей тем, что базируется в Московской области, в Коломне. Это большой плюс для тех, кто не любит доставку транспортными компаниями - сюда можно по договоренности с организатором приехать и забрать свой заказ самостоятельно. Также есть довольно обширный выбор свободных растений в наличии, можно посмотреть и выбрать что-то своими глазами.
2) Сад мечты моей. Как и большинство групп, находится в Петербурге. Группа молодая, небольшая, несколько разупорядоченная пока что, но ведется большая работа, и организатор очень добросовестно и ответственно относится к своей непростой задаче, хорошо ориентируется в каталогах и любезно помогает найти нужное растение, что порой сделать непросто. Бывают интересные предложения свободных растений небольшого размера редких сортов за умеренную цену.
Есть также группа Клуб Сад и Роза. Честно говоря, не отследила, с кем из импортеров они работают, поскольку заказывала тут совсем чуть-чуть. Но в итоге все прошло нормально, и мне привезли хорошую жирную азалию редкого сорта. Эта группа - единственное сообщество, известное мне, которое существует за пределами регионов двух столиц - она находится в Череповце. Если кто-то из читателей проживает неподалеку, имейте это в виду)
Здесь же оставлю список групп, которые не занимаются елками, но там можно найти разные прикольные многолетники, в частности хосты от Франсена, редкие сорта морозников, седумов, клематисов и прочего:
И завершает список довольно необычная группа, которая закупает хвойные растения не через упомянутых двух "народных" импортеров, а по своим каналам, ассоциированным каким-то образом с популярным с магазином Подворье.
Она, в отличие от прочих, размещается не в соцсети, а на специализированном сайте закупок Вестник Садовода. Интересный опыт у меня там получился, растениями я довольна, к тому же организатор отлично справился с сохранением саженцев, когда весной в момент поставки ударили заморозки. Если кто-то не пользуется соцсетями, то вариант удобный. Базируется группа в Московской области, выдачи организует на Дружбе, отправки ПЭКом. Очень хороший и надежный вариант тоже.
Ну а теперь о грустном, а именно о негативном опыте. Этот опыт подарила мне группа закупок "LUBLJANA". Cад - территория любви. Поэтичное название, впрочем можно было бы заменить на "Территория безумия" или "Бухенвальд. Территория любви", тогда, мне кажется было бы более правдоподобно)
В этой группе я заказывала несколько растений прошлой зимой. Растения мне отправили летом, все прошло нормально. А потом осенью вдруг я обнаружила, что меня добавили в черный список группы. В попытке прояснить ситуацию я получила вот такое:
Начнем с того, что я не Светлана, и все, кто со мной общаются ВК это прекрасно видят)) Но это мелочи. В чем же все-таки мой косяк?
Если коротко, причина блокировки оказалась в том, что я а) не добавила в друзья организатора б) веду блог. К слову о блоге, никаких упоминаний этой группы и тем более сравнений никогда не было - сегодня я пишу о ней впервые)) и никаких материалов оттуда я не брала, если они там и были (если честно, я таковых не помню). Мериться писями, у кого тут больше Опыт, ни в коем случае не пыталась)
Насчет добавления в друзья даже не знаю, что сказать) формат отношений организатор-покупатель этого не требует. Соцсети я не люблю, и ничего кроме нужных мне вещей там не отслеживаю, включая заявки в друзья. При этом страница не закрыта для сообщений, и связаться со мной может любой пользователь без добавления куда бы то ни было. Покупательское же доверие выражается единственным способом - рублем. В этом плане ни в одной группе у меня косяков не допускалось - я добросовестный плательщик. Ну и про "добавление в друзья" - я с Володей, у которого заказала в прошлые сезоны на пару сотен тысяч рублей, зафрендилась вот совсем недавно, хотя все это время у нас шел активный нормальный диалог, на добавление просто никто не обращал внимания. Ну вишенка на торте - не факт, что я не добавила организатора в друзья))) Потому что не добавила-то ее Светлана, а, как мы уже выяснили, я не Светлана...
А про блогера вот совсем интересно) Как покупатель я не обязана им не быть - моя профессия и увлечения вообще к делу не относятся. А тут получается прямо по классическому правилу "Блогерам и собакам вход воспрещен". Не нравятся организатору блогеры допустим. А кто еще не нравится? Комиссары, коммунисты, евреи? А может буддисты? Любопытно, что бан в этой группе получила не только я, но и некоторые мои хвойные бро, которых я хорошо знаю по закупкам. Там также нет проблем ни с оплатами, ни с поведением, и заказы они делают на большие суммы. Ну и блога у них нет, а значит они попали под раздачу по какой-то третьей причине, которую они сами затрудняются угадать.
Главный вопрос в связи с этой ситуацией таков: а что было бы, если бы меня "раскусили" не после того, как исполнить заказ, а до? Молча влепили бы бан, как это случилось осенью? Или вернули бы деньги, но не выдали заказ? Так или иначе, я потеряла бы на добром организаторском геноциде деньги и время - перезаказ в другом месте на новый сезон - это лишний год ожидания и покупка по более дорогой цене. Так что мне можно сказать повезло, и все сложилось довольно удачно)
Стоит ли говорить, что после описанного опыта я не советую связываться с этой группой, так как есть риск, что вас в любой момент назовут Светланой и забанят, потому что рожа ваша организатору не понравилась, или вы случайно оказались комиссаром, коммунистом или евреем) Таких тут расстреливают банят на месте. А вы потом ходите ищите отправленные денежки или заказанные растения.
И этот же пример показывает, как важно выбирать группы, где организатор психически-устойчив и адекватно реагирует на людей и обстоятельства.
АПД: по итогам сбора обратной связи с читателей, мы частично раскрыли тайну банов организатора Любляны: мы не любим не только блогеров, но и коммунистов тех, кто заказывает в других группах закупок. В частности, оказалось, что бан получают участники группы Володи Мирошниченко (Мир растений для сада). Примечательно, что организатор Любляны сама там заказывает растения, а потом перепродает у себя. Я лично видела ее заказы, поскольку сама там покупаю. Видимо, не хочет, чтобы это заметили и поэтому банит потенциальных заказчиков? Умно, штош...
Я нашла "свое" место и комфортный путь в процессе закупок довольно быстро, и сейчас у меня по большинству заказов уже не возникает ни сомнений, ни переживаний - я знаю, что мне все привезут, когда мне это привезут, и что при любом казусе вопрос полюбовно разрешится, и все будут довольны.
Моя склонность к экспериментам, однако же, периодически загоняет меня на новые территории, где случается всякое, в том числе и неприятное. Будем продолжать одиссею и посмотрим, что из этого получится.
Всем же новичкам я рекомендую взвешенно подходить к выбору канала поставки саженцев. Правильный выбор может принести радость и пользу, а неправильный - переживания и огорчения. Чтобы все прошло хорошо - наблюдайте, изучайте, вникайте, советуйтесь с товарищами.
Как мне видится, для начинающих осваивать закупки оптимальной схемой будет кооперация и заказ напрямую у Плантшипа, либо присоединение к какой-то из групп закупок, работающих с Плантшипом. Это надежно и результат максимально предсказуем. Не менее важно правильно подобрать питомник, в котором делать заказ, чтобы ожидания совпали с реальностью. Это, однако, уже совсем другая история, и о питомниках мы поговорим отдельно в следующих ознакомительных статьях.