Найти в Дзене

Распознаем профессиональное выгорание и восстанавливаем жизненный баланс

— Я больше так не могу! — хрупкая женщина с отчаянием смотрела в стену куда-то позади меня. — Это не мое, пора что-то менять в жизни. Присматриваю курсы какие-нибудь. Может что-то из IT, там хорошо платят. Я с сочувствием выслушиваю Елену, пока она перебирает курсы, на которые она может пойти, а потом, видя явное эмоциональное истощение,  мягко спрашиваю, есть ли у нее сейчас ресурсы на столь решительный шаг. И этот вопрос, приблизив нас к главной теме, вызывает так долго сдерживаемые слезы. — Понимаете, я на работу, как на каторгу иду. Стою перед кабинетом и не хочу дверь открывать. Видеть никого не могу! Это просто невыносимо! Оттуда нужно просто бежать, а не уходить! — Лена горячо рассказывает мне, как ей опротивел коллектив, да так, что она уже ни спать, ни есть нормально не может.  По ходу беседы выясняется, что сам процесс работы тоже перестал радовать и появилась сложность с концентрацией. — И понимаете, стала делать просто детские какие-то ошибки в отчётах, — с остервенением см
"Узнайте, что такое профессиональное выгорание, как его распознать и какие шаги помогут восстановить баланс и избежать повторных симптомов выгорания."
"Узнайте, что такое профессиональное выгорание, как его распознать и какие шаги помогут восстановить баланс и избежать повторных симптомов выгорания."

— Я больше так не могу! — хрупкая женщина с отчаянием смотрела в стену куда-то позади меня. — Это не мое, пора что-то менять в жизни. Присматриваю курсы какие-нибудь. Может что-то из IT, там хорошо платят.

Я с сочувствием выслушиваю Елену, пока она перебирает курсы, на которые она может пойти, а потом, видя явное эмоциональное истощение,  мягко спрашиваю, есть ли у нее сейчас ресурсы на столь решительный шаг. И этот вопрос, приблизив нас к главной теме, вызывает так долго сдерживаемые слезы.

— Понимаете, я на работу, как на каторгу иду. Стою перед кабинетом и не хочу дверь открывать. Видеть никого не могу! Это просто невыносимо! Оттуда нужно просто бежать, а не уходить! — Лена горячо рассказывает мне, как ей опротивел коллектив, да так, что она уже ни спать, ни есть нормально не может.  По ходу беседы выясняется, что сам процесс работы тоже перестал радовать и появилась сложность с концентрацией. — И понимаете, стала делать просто детские какие-то ошибки в отчётах, — с остервенением сморкаясь в салфетку, поясняет женщина, недоуменно приподнимая брови. — Даже перед коллегами стыдно, я же всегда была лучшая в отделе. Если что-то трудное, все всегда ко мне шли.

И вот эта фраза, стала, в принципе ключевой не только в понимании происходящего, но и в дальнейшей стратегии пути к «счастью, здоровью».

И тут хотелось бы остановится на очень важном моменте.

Давайте подумаем, сколько людей, столкнувшись с проблемой похожей на то, что описывает наша героиня пришел бы к таким же выводам? К выводам, что нужно кардинально менять сферу деятельности? Скольких из них поддержали бы друзья, подруги, продавцы миллионов курсов и блогеров «успешного успеха»? Скольким из них мы бы советовали дерзать, начинать, что-то новое, переставать работать на «дядю»? И, в небольшом проценте случаев, мы были бы правы. Кому-то действительно это необходимо. Кто-то действительно вырос из своей должности, всегда увлекался чем-то другим и на текущей работе находился временно, осознавая, что будет развиваться в другой сфере с самого начала. Да, такие случаи есть, но, сегодня хотелось бы поговорить не о них.

Если внимательно послушать нашу героиню, то становится ясно, что женщина столкнулась с профессиональным выгоранием. И да, один из способов восстановления после  выгорания  — это смена деятельности, но… Не разобравшись в  том, что происходит, не распознав симптомов профессионального выгорания и не сменив подхода к работе и жизни, рано или поздно Лена столкнется с тем же выгоранием на другой, кажущейся такой привлекательной на данный момент, работе.

Что такое профессиональное выгорание и почему оно возникает?

Одно из первых определений выгорания было предложено Гербертом Фройденбергером. По его мнению, это явление можно охарактеризовать как «состояние усталости или разочарования, возникающее в результате преданности делу, образу жизни или отношениям, которые не принесли ожидаемого вознаграждения». Кристина Маслач, в свою очередь, определила выгорание как «синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения чувства личного достижения, который может возникнуть у людей, которые работают с полной самоотдачей».

Основные признаки профессионального выгорания

  1. Чувство хронической усталости, даже после отдыха.
  2. Снижение интереса к работе, апатия.
  3. Негативные эмоции, подавленность или раздражительность без видимых причин.
  4. Чувство отстраненности, безразличие к коллегам или клиентам.
  5. Негативное отношение к работе, даже в тех ситуациях, которые ранее приносили радость.
  6. Заниженная самооценка, чувство незначительности своих успехов.
  7. Потеря мотивации к работе, частые ошибки.
  8. Чувство неуспевания, невозможность сосредоточиться.
  9. Прокрастинация и избегание задач.
  10. Проблемы со сном, головные боли, боли в мышцах.
  11. Нарушения аппетита, частые болезни на фоне ослабленного иммунитета.

Диагностика профессионального выгорания и первые шаги к восстановлению после выгорания

Чтобы подобного не произошло, мы, подробно все обсудив, поняли, что основные шаги, которые привели Лену к текущему состоянию были в том, что она когда-то слишком увлеклась работой, желая реализовать свой потенциал и, например, перестала заниматься тем, что раньше ей очень нравилось. Ведь все студенчество она ходила в байдарочные походы и ждала каждых выходных, как праздника.  Было решено возрождать старую, любимую традицию походов.

Следующее, что насторожило в рассказе Лены, это ее фраза, что в трудных случаях все обращались к ней. Оказалось, что ей так хотелось показать себя крепким профессионалом, стать незаменимой, убедить всех, что ей любая задача по плечу, что слово «Нет» в ее рабочем лексиконе уже давно потерялось, а вот стресс на работе — стал привычной повседневностью.

Тут, в нашей работе, Лена поставила задачи по пересмотру своего круга обязанностей, делегировать некоторые процессы и овладеть навыком отказывать коллегам в тех моментах, где, как она сказала: «Я знаю, что они и сами, без меня могут справится. Просто со мной легче».

Ну и третья наша цель, это, как в начале говорила наша героиня, она ни спать, ни есть нормально не могла. Подробно расспросив ее, выяснилось, что действительно присутствует нарушение сна и питания. И, как позже сказала сама Лена, на самом деле коллеги были не при чем, это было ее общее состояние, когда все не клеится и все валится из рук. Соответственно, сон и питание, это то, чем мы тоже решили заняться вплотную. И, забегая наперед, скажу, что первые позитивные результаты дало улучшение качества сна, тогда же появился небольшой ресурс и на другие задачи)

Резюмируя, только скажу, что наш план, включающий совокупность личностной работы, восстановительных практик и  профессиональной поддержки, помог не только устранить симптомы выгорания, но и укрепить эмоциональную устойчивость на будущее.

Сейчас Лена чувствует себя хорошо, недавно получила повышение.  Ну а меня на тему этой статьи натолкнули размышления о том, что столкнувшись с разочарованием, усталостью, упадком сил, истощением на работе и снижением настроения, не всегда стоит вносить в жизнь кардинальные изменения, порой бывает достаточно качественной заботы о себе)

*Разрешение на то, чтобы поделиться ее историей, от нашей героини получено =)

Запись на консультации очно и онлайн Telegram +79103353921