Найти в Дзене
Познавая Планету

Туронская «мозаика». Препарация мелового гребешка Spondylus

Меловые отложения Воронежской области кажутся пустыми. Но это не так: просто попавшие на поверхность находки живут очень недолго, рассыпаются в труху и смываются первым же дождем. А раскалывая куски мела, можно обнаружить вещи удивительные. Получить в коллекцию шипастого верхнемелового Spondylus было моей давней мечтой. Первая попытка закончилась неудачей (там и вычищать-то было нечего). И вот, наконец, коллега по увлечению палеонтологией прислал по почте очень неплохой материал, с которым можно было работать. На месте находки он выглядел так: К сожалению, образец только внешне выглядел целым, а в действительности представлял собой мозаику: Первое, что нужно было сделать — это аккуратно приклеить все фрагменты к «лицевой» стороне образца. На этом этапе я пользовался цианоакрилатом. Большая часть игл, разумеется, осталась на противоотпечатке со второй створкой внутри породы. Ими займемся потом. Матрикса не хватает: хрупкая раковина висит в воздухе, и это не очень хорошо. Породу нужно

Меловые отложения Воронежской области кажутся пустыми. Но это не так: просто попавшие на поверхность находки живут очень недолго, рассыпаются в труху и смываются первым же дождем. А раскалывая куски мела, можно обнаружить вещи удивительные.

Получить в коллекцию шипастого верхнемелового Spondylus было моей давней мечтой. Первая попытка закончилась неудачей (там и вычищать-то было нечего). И вот, наконец, коллега по увлечению палеонтологией прислал по почте очень неплохой материал, с которым можно было работать. На месте находки он выглядел так:

Spondylus на месте находки
Spondylus на месте находки

К сожалению, образец только внешне выглядел целым, а в действительности представлял собой мозаику:

-3

Первое, что нужно было сделать — это аккуратно приклеить все фрагменты к «лицевой» стороне образца. На этом этапе я пользовался цианоакрилатом. Большая часть игл, разумеется, осталась на противоотпечатке со второй створкой внутри породы. Ими займемся потом.

-4

Матрикса не хватает: хрупкая раковина висит в воздухе, и это не очень хорошо. Породу нужно наращивать. К счастью, кусок мела с образцом был взят с хорошим запасом. Поэтому я просто отпилил от него несколько фрагментов обычной ножовкой по металлу. Часть «добытой» таким образом породы я оставил в виде крупных кусков, часть расколол на фрагменты помельче, а часть измельчил в ступке до состояния порошка.

Дальнейший процесс выглядит так. Полость створки заполняется «сметаной» из измельченного мела и ПВА, под нее приклеиваются куски мела побольше, а щели и некрасивые спилы маскируются крупной известковой крошкой на том же ПВА. В финале трещины и полости шпаклюются той же смесью (основной рабочий инструмент — пальцы).

-5

В один прием такую работу не сделать: образец приходилось подсушивать, замазывать, снова подсушивать, класть слой потоньше — и так несколько раз.

Когда матрикс был почти готов, я освободил от породы вторую створку и, перевернув, переставил с противоотпечатка на основной образец. К счастью, фрагмент ее отпечатка оставался и на этом куске, поэтому удалось найти точное «родное» положение.

Настал черед игл. Нужно было определить местоположение каждой иглы, очень аккуратно извлечь ее из противоотпечатка и поставить на раковину.

-6

И вот, наконец, образец готов. Чтобы он не пачкался, я несколько раз пропитал мел очень-очень жидко разведенным ПВА. Нужно было добиться такой консистенции, чтобы клей именно пропитывал мел. Если сделать чуть гуще — клей не впитается внутрь, а создаст на образце тонкую пленку, которая легко снимается руками, а мел под ней снова продолжит пачкаться.

В финале сама раковина была покрыта микрокристаллическим парафином, чтобы визуально отделить окаменелость от породы, придать образцу более целостный вид и частично скрыть следы «мозаики».

-7

Еще статьи по теме:

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Возник вопрос по статье? Не стесняйтесь задать его в комментарии.