После Великой Отечественной войны советские военно-воздушные силы сохранили некоторые самолёты, выпущенные в конце войны, для использования в послевоенный период. Кроме того, производство этих самолётов продолжалось и после войны, пока их место не заняли истребители нового поколения с реактивными двигателями.
Ла-7 впервые вступил в бой в 1944 году. Вооружение состояло из двух или трёх 20-миллиметровых пушек. Радиальный двигатель с воздушным охлаждением обеспечивал истребителю максимальную скорость 680 км/ч и заявленный практический потолок 10400 м. К моменту завершения производства Ла-7 с конвейера сошло около 5700 самолётов, не считая двухместных учебных.
Ла-9 был первым истребителем Лавочкина с металлическим фюзеляжем. Предыдущие модели в основном изготавливались из дерева, так как в военное время не хватало металла для строительства самолётов. В период с 1946 по 1948 год с конвейера сошло около 1600 Ла-9, а в период с 1947 по 1951 год — около 1200 Ла-11.
В период с конца 1942 по 1948 год с конвейера завода сошло около 17 000 экземпляров Як-9 с поршневым двигателем. Появилось множество различных модификаций самолёта, от истребителей-бомбардировщиков до разведывательных версий. НАТО присвоило ему кодовое название «Фрэнк».
Стандартная версия истребителя была оснащена одной 20-миллиметровой пушкой и двумя 12,7-миллиметровыми пулемётами. Мощность обеспечивалась двигателем V-12 с жидкостным охлаждением и наддувом. Прототип модели Як-9У развивал максимальную скорость 700 км/ч. Заявленный потолок самолёта составлял 11 100 м.
Другим самолётом Советской армии, который использовался в первые послевоенные годы, был поршневой Ил-2 (Ил-2С). Он впервые поступил на вооружение в мае 1941 года и продолжал выпускаться до 1945 года, всего было произведено около 36 000 самолётов. Улучшенная версия Ил-2, получившая обозначение Ил-10, поступила на вооружение в октябре 1944 года. Производство Ил-10 продолжалось до 1949 года, было выпущено 4600 самолётов. Всего было выпущено около 42 000 самолётов Ил-2 и Ил-10.
В период с 1951 по 1956 год чешская промышленность построила в общей сложности 1200 экземпляров Ил-10 по лицензии. Они присвоили своей копии Ил-10 обозначение B-33. В период с 1953 по 1954 год советская промышленность построила ещё 146 экземпляров модифицированной и более вооружённой модели Ил-10, получившей обозначение Ил-10М. К 1956 году все штурмовики Ил-10 с поршневыми двигателями были сняты с вооружения. В соответствии со своей ролью Ил-2 и Ил-10 были относительно хорошо бронированы и оснащались различными пушками, ракетами и бомбами.
Первым и последним реактивным (реактивно-прямоточным) истребителем-перехватчиком Лавочкина стал двухмоторный турбореактивный самолёт Ла-15, поступивший на вооружение в 1949 году. Его кодовое название НАТО — «Фантейл». Ла-15 был оптимизирован для уничтожения вражеских бомбардировщиков. Всего с заводов сошло 235 экземпляров, а в 1954 году они были сняты с вооружения ВВС СССР. Исследования воздушных боёв, проведённые в Германии во время войны и полученные после неё, убедили советских авиаконструкторов послевоенного периода в том, что истребитель-перехватчик должен быть оснащён более чем одной пушкой калибра более 20 мм, чтобы сбивать большие четырёхмоторные винтовые бомбардировщики. Поэтому он был вооружён тремя 23-миллиметровыми пушками. Вместо прямых крыльев, как у его предшественников с поршневыми двигателями, у Ла-15 были стреловидные крылья.
В конце Второй мировой войны вооружённые силы Соединённых Штатов и Советского Союза получили доступ к немецким исследованиям реактивных самолётов со стреловидными крыльями, проведённым во время войны. Эта информация была передана в авиационную промышленность этих стран.
В 1946 году в производство был запущен Як-15 с турбореактивным двигателем. В период с 1946 по 1947 год с конвейера сошло в общей сложности 280 экземпляров. Это был первый реактивный самолёт, построенный советской промышленностью. Прототип поднялся в воздух 24 апреля 1946 года. НАТО присвоило ему кодовое название «Перо». Чтобы ускорить разработку Як-15 с прямым крылом, конструкторы начали с Як-3 — советского истребителя с поршневым двигателем, разработанного во время войны. Убрав имевшийся двигатель, они адаптировали переднюю нижнюю часть фюзеляжа самолёта для установки модифицированной копии двигателя британской разработки. Одной из ранних проблем Як-15 было то, что выхлопные газы реактивного двигателя повреждали заднюю часть фюзеляжа. Хвостовое колесо самолёта с резиновым ободом также плавилось. Решением проблемы стали более толстый и длинный задний фюзеляж и полностью стальное хвостовое колесо. Более поздний вариант имел трёхопорное шасси, в котором не было хвостового колеса. Як-15 использовался только в качестве учебно-тренировочного самолёта, как и улучшенная модель под названием Як-17. Последняя также получила кодовое название НАТО «Перо». К 1948 году с конвейера сошло около 400 экземпляров Як-17. Следующим после Як-17 стал реактивный Як-23, который состоял на вооружении ВВС СССР и некоторых стран Варшавского договора. Его кодовое название НАТО — «Флора». Он уступал по характеристикам МиГ-15 и так и не был запущен в серийное производство. В период с 1949 по 1951 год с завода сошло всего 300 таких истребителей с прямым крылом.
Як-23 считался простым в управлении истребителем, и пилоты хвалили его за устойчивость и короткую взлётную дистанцию. Однако из-за прямых крыльев он страдал от заметных вибраций при приближении к скорости 1 Мах, а отсутствие герметичной кабины ограничивало практическую высоту, на которой он мог атаковать вражеские самолёты. Более успешным проектом Яковлева стал двухместный Як-25, получивший в НАТО кодовое название «Флэшлайт». Его прототип впервые поднялся в воздух в 1952 году. Серийное производство самолёта со стреловидным крылом началось в 1953 году и продолжалось до 1958 года, было выпущено 480 экземпляров. Як-25 был первым всепогодным истребителем-перехватчиком советских ВВС, оснащённым радаром. Два его двигателя позволяли развивать максимальную скорость 1100 км/ч, а практический потолок составлял около 14000 м. Вооружение состояло из двух 37-миллиметровых пушек.
Поскольку Як-25 был спроектирован с учётом технического обслуживания, ко всем основным системам был лёгкий доступ. Единственным недостатком было то, что низко расположенные двигатели могли собирать пыль и камни во время взлёта, что приводило к некоторым проблемам с надёжностью.
Заменой Як-25 в качестве истребителя-перехватчика стал двухместный Як-28. НАТО присвоило ему кодовое название «Файрбар». Впервые он поднялся в воздух в виде прототипа в 1958 году. Вместо двух 37-миллиметровых пушек, как у Як-25, его единственным вооружением были четыре ракеты «воздух-воздух» (AAM), размещённые на подкрыльевых пилонах (узлах подвески).
Як-28, оснащённый двумя турбореактивными двигателями, развивал максимальную скорость 1880 км/ч и имел практический потолок около 16 000 м. Производство началось в 1962 году и продолжалось до 1967 года, было выпущено 437 самолётов. Як-28 служил до начала 1980-х годов. Он также использовался в ВВС СССР в различных ролях, в том числе в качестве бомбардировщика и разведывательного самолёта (у каждого из которых было своё название в НАТО).
Поддержите канал-поставьте лайк.