«У Вас есть одно очень хорошее качество, но оно же плохое для учителя!» - начал свой разговор директор. Я судорожно стала вспоминать все свои грехи, но директор неожиданно продолжил: «Это доброта!, - затем сказал: - Но Вам удаётся в своих классах воспитывать очень хорошие коллективы», и с этими словами он сослал меня в класс, известный тем, что там образовалась «бандитская группировка».
А где же «банда»?
Так, 1 сентября я оказалась в 6 Б классе! Понравилось ли такое назначение ученикам? Явно – не всем! Родителям? Скорее всего - да, ведь это была их инициатива. Но два человека оказались глубоко несчастными – это бывшая классная руководительница, которая успела привязаться к своим «хулиганам» и я, потому что лишилась своего замечательного 10 Б класса, который мечтала довести до выпуска.
На первый взгляд класс как класс: детки все симпатичные, девочки – те просто красавицы, а где же «банда»? Главный хулиган определился сразу: Лерик тут же начал меня провоцировать на конфликт мелкими пакостями, даже уроки пытался срывать! Сюда бы учительницу типа Фрекен Бок с громовым голосом, она быстро поставила бы всех на место, но в нашей школе такие не водятся. Так что приходилось обходиться убеждениями, объяснениями и душевными разговорами.
Определились ближайшие сподвижники – два странных дружка. Василий – интеллигентный, воспитанный симпатичный мальчик, пользовался большим уважением у одноклассников. Вот ему бы пристало быть лидером, но он, видимо, не из тех ребят, которые любят быть на виду.
Зато его дружок Лёва, довольно крупный подросток, с лёгкостью поддерживал главаря и по его наводке легко мог троллить неугодных ему одноклассников. К тому же он чётко отслеживал отношение к своему другу и, если ему казалось, что кто-то обидел товарища, например, занял его место или несправедливо поставил четверку, тут же мелко, но пакостно мстил. Четвёртым человеком в «банде» совершенно неожиданно оказалась девочка. На голову выше пацанов, она пользовалась их большой любовью – её называли «мама Ева» и часто склоняли голову на плечико «мамы». В «бандитских разборках» девочка замечена не была, только однажды по наводке главаря, закрыла одноклассницу в туалете, потом горько сожалела о своем поступке и даже плакала. Думала, что участвует в шутке, а шутка превратилась в подлянку.
Было ещё несколько «шестёрок; человека три-четыре, которые с переменным успехом участвовали в таких же «шутках»: могли спрятать вещь, положить гадкую записку в карман пальто или написать дразнилку на парте. Основная часть класса держала нейтралитет и только человек пять осуждали и противостояли кучке троллей! Вот им-то больше всего пакостей и доставалось. А в остальном класс был дружным - ребята весело играли на переменках и с удовольствием участвовали в школьных и классных мероприятиях.
«Три ангела»
В общем «банды», как таковой, не было, была игра, а что делать, если «Тимур и его команда» уже не в тренде, а банды - и в кино, и в ТВ-передачах, и в электронных играх занимают важную нишу!
После уроков я долго просиживала в кабинете, пытаясь составить стратегию воспитания коллектива и вдруг «тук-тук» в дверь: «К Вам можно?». В приоткрытой двери показалась одна фигура, потом вторая, третья. Так у меня появились «три ангела», "три рыцаря" или просто три друга: помогали прибраться в кабинете, проверить работы других классов, ну, а потом мы вместе пили чай с сушками и много-много разговаривали.
Три друга представляли из себя «закрытую систему», такая система больше характерна для близнецов, а здесь совершенно разные по характеру мальчишки. Их мало интересовало, что происходит в классе, да и класс в них не особенно нуждался.
"На необитаемом острове "
Пришло время провести виртуальную игру-тест "На необитаемом острове".
Игра проводится после изучения условных топографических знаков и навыка рисования с их помощью участков суши, например, островов.
Перед учениками ставится задача составить команду из пяти одноклассников с которыми можно несколько дней провести на острове, при этом команда должна оборудовать укрытие, разжечь костёр и, главное, не перессориться. Этих счастливчиков записывают на листочках и одного из них назначают капитаном но не себя! Предупреждаю, что все данные будут строго засекречены.
Анализ листочков со списком команд выявляет и лидеров, и уважаемых людей с деловыми качествами, и просто приятелей, с которыми всегда хорошо, и, конечно, аутсайдеров.
Как и следовало ожидать, Лерик получил не так много приглашений в команду, всего лишь пять, капитаном – одно, причём, назначил самого себя сам. А новичок Санька явно пользуется успехом у одноклассников: половина мальчиков взяла его в команду, а почти все девочки назначили капитаном! Больше всех командиром выбирали Василия. Итак, тест показал, что расстановка сил в классе меняется!
Синдром отличника
Родители учеников поддерживали меня и помогали, как могли. Мама Лерика оказалась женщиной умной и деловой. Вместе с ней пытались разобраться в поведении сына. Оказалось, в прежней школе ребёнок был отличником и лидером, но до пакостей дело не доходило. А в нашей школе, куда поступают сильные ребята, трудно держать планку на подобающей высоте. Такому активному ребёнку можно было и при не самой лучшей учёбе оставаться лидером, но ориентиры были безнадёжно перепутаны. Когда же Лерик реализовал из своего арсенала самую мерзкую пакость – размазал свои сопли по парте мальчика, пришлось всё-таки "включить" Фрекен Бок" и всё "художество" было тут же начисто вымыто!
На первый взгляд - класс вполне успешный, дружный, но когда видишь слёзы обиженных ребят или их непонимающий взгляд – «За что?», понимаешь, что успокаиваться нельзя! Все! Больше - ни одной слезинки, ни одного испорченного настроения у ребят!
Спокойной жизни у Лерика теперь не было- каждое его пакостное деяние не оставалось без последующего разбирательства. Тем более, что соучастников у «главного трольщика» становилось всё меньше!
Санька
В классе было двое новеньких: я и Санька. В какой-то момент я так и сказала: «Саня, наша с тобой задача создать в классе хорошую атмосферу!» И у нас это получилось! Действительно, ребята предпочли дружбу с обаятельным, добрым и веселым Санькой, который к тому же не поддерживал глупые действия трольщиков. Я видела, как дружно девчачья группа вместе с Санькой клеила «слоников на счастье» - подарки на день учителя. Даже моя верная «троица» впустила его в свою «замкнутую систему»!
Санька участвовал во всём, всё ему было интересно: и турслёты, и лыжные походы, и танцевальные конкурсы. Но, особенно, он любил сцену. И это понятно – его папа довольно популярный актёр, но в свободное от съёмок время частенько ходил с нами в походы. В одном из зимних лагерей я поставила спектакль по повести Грина «Алые паруса», где Санька великолепно сыграл Грея.
А три верных рыцаря сыграли его весёлых друзей. Замкнутая система,, наконец-то, разомкнулась!
Happy and
Чем больше я узнавала ребят, тем больше радовалась, какой замечательный класс мне достался! И даже Лерику на 8 марта удалось проявить свои позитивные лидерские качества - устроил интересные конкурсы. Занесло его совсем немного, но старался с собой справиться!
В конце учебного года он подошёл ко мне и спросил: ""Вы тоже от нас уйдёте?", на что я ответила: «Не дождёшься!»
В 7 классе Лерик уже не учился. А класс становился всё более феерическим! Это были и самые успешные ученики, и путешественники. Самые лучшие танцы на весенних балах тоже станцевали они! И даже два года подряд были победителями и призёрами конкурса «Достижения молодых", после чего 4 команды побывали в Нью-Йорке и Сиэттле (США). А потом, уже в Москве были приглашены на встречу с послом США!.
Я же довела этот класс до выпуска!