Найти в Дзене

ЕГЭ по русскому. Как сократить количество речевых ошибок в сочинении

Оглавление

Когда мы вспоминаем о задании 27, чаще всего слышим одни и те же вопросы: как научить писать комментарий? Как пояснить связь между примерами?

Да, комментарий является необходимым структурным элементом работы, без него сочинения нет, однако парадокс в том, что в конце концов комментарий не самая сложная часть сочинения, и баллов-то за него можно получить всего три. И подготовленный выпускник "проседает", как правило, не на комментарии, а из-за разного вида ошибок. Грамотность работы в широком смысле (орфографическая, речевая, логическая и т.п.) - вот за счет чего "выигрывает" сочинение по русскому языку. Бывает, ученик имеет сильный навык в области письменной речи и может приводить интересные, глубокие аргументы, у него легкий слог, но при этом ошибок в работе, как кроликов весной, и значит, высокий балл он всё равно не получит.

Как написал, так написал

Письмо - сложнейший психофизиологический процесс, при котором включаются различные кортикальные механизмы и анализаторные системы, к черту подробности. Весь XX веке ученые изрядно мучились, пытаясь понять механику процесса письма, но преуспели не так чтобы очень. Тем не менее сошлись во мнении, что одна из главных особенностей письменной речи - сознательный анализ средств её выражения (в отличие, например, от речи устной). Кроме того, она протекает в относительном медленном темпе и требует многократного обращения к написанному.

Эти принципы, сформулированные нейропсихологом А.Лурией, для нас являются краеугольными, так именно они дают понимание, как формируется правильная письменная речь, и сознательно или бессознательно, но советская методика преподавания именно на этих принципах и основывалась. Почему сейчас всё стало наоборот - пишущий сочинение ученик соревнуется в скорости с лошадью, выбегающей из горящей конюшни, - загадка не для средних умов.

Если ученик при написании сочинения допускает разные виды ошибок, за один день и простым усилием воли это не поправишь. Разумеется, часто самому ученику не больно-то и хочется что-то у себя поправлять, но, если он действительно хочет ситуацию переломить или же ему позарез надо (что одно и то же, в общем), мы знаем, как ему помочь.

При любом виде ошибки главное - сформировать на нее зоркость. То есть когда ученик делает ошибку, он её не видит, но в там-то и штука, что должен научиться видеть.

Дольше и тяжелее всего формируется орфографическая и пунктуационная зоркость. На это уходят годы средней школы, и, если что-то пошло не так, скорее всего подготовка к ЕГЭ базу уже не вытянет, если не заниматься отдельно написанием диктантов. Предполагается, что и навык написания сочинений формируется в течение нескольких лет, однако все мы знаем неприятную правду, что школьники в средней школе сочинений практически не пишут. Однако речевые, логические, грамматические ошибки в течение учебного года, не говоря о двух, может вычистить практически без остатка даже не самый сильный ученик - при должном прилежании.

Полезное
Полезное

Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю (с)

Что важно учитывать?

  • Письмо должно быть сознательным и медленным - как это предполагается работой головного мозга.
  • Чтобы формировать зоркость, ученик должен возвращаться к написанному - то есть проверять его, править и вообще воспитывать к собственному тексту критическое отношение.
  • Ученик при работе с текстом должен научиться "слышать текст". При несформированной речевой зоркости любая тень сомнения в правильности фразы - и фразу сразу в топку.
  • Если написан черновик без единого исправления, это черновик негодный. То есть голова не видит, не слышит, не чувствует - как угодно - ошибок. Чтобы "раскачать" её, нужно на первых этапах принудительно исправлять по минимум 5 предложений в любой части текста. "Разработанной" голове принуждение уже не понадобится.
  • При большом количестве речевых ошибок выразительные средства - метафоры, эпитеты, прочие красивости - необходимо исключить. Также полезно на какое-то время отказаться от прилагательных.
  • Чистовик в начале пути необходимо проверять несколько раз - на разные виды ошибок. Пока голова пытается понять, чего мы от нее хотим, она не в состоянии уследить за всем сразу.
  • При системных логических ошибках выпускнику нельзя использовать дедуктивный способ работы с текстом, то есть пытаться сформулировать общие утверждения, а потом их пояснять. Необходимо идти "след в след" за автором текста, использовать от одного к другому опорные предложения. Шаг влево, шаг вправо считается побегом.

Надо ли говорить, что, если выпускник учится писать сочинение на скорость и сразу набело (потому что ведь на экзамене надо быстро всё будет делать), устойчивый навык сформирован не будет, и ученика скорее всего при открытии странички с результатами ЕГЭ ждут многие печали.

Чистовик экзаменационный работы, однако. Неустойчивый навык в условиях стресса во всей своей красе. Причины могут быть разные, но я бы поставила на критически низкое количество тренировочных сочинений без черновика.
Чистовик экзаменационный работы, однако. Неустойчивый навык в условиях стресса во всей своей красе. Причины могут быть разные, но я бы поставила на критически низкое количество тренировочных сочинений без черновика.
Как-то был у меня ученик, сын целой писательницы и тоже, разумеется, собирался стать писателем. Я не только готовила его к ЕГЭ, но и была вынужденным читателем его опусов. Вовчик был парень замечательный, очень начитанный, очень смышленый, не по годам развитый, писать обожал, но его первые мной прочитанные рассказы были просто мамадарагая. "Нежно мотали головами веселые лошади", "разбитый параличом подоконник", "не каждый может увидеть посланные судьбой звоночки" - привычная практически ко всему, я чуть не окривела в первые месяцы сотрудничества с будущим классиком. При очевидных способностях текст был набит битком речевыми ошибками, клочками из него торчали логические скачки, общий замысел не прослеживался, пунктуация отсутствовала как явление. И никто никогда толком не редактировал юное дарование. Мама считала, что писать нужно, как песенку петь - на полёте, любви и вдохновении. Учительница по литературе с Владимира сдувала пылинки и была уверена, что через пару десятилетий в честь него назовут школу. Но тут что-то пошло не так, и Володя в конце 10 класса попал в мои холодные руки. Первые три месяца подготовки к ЕГЭ по литературе мама обрывала мне телефон сообщениями, что сын не ест, не пьёт, не молится, а только пишет для меня, злыдни, сочинение, и уже выбросил в камин второй том "Мертвых душ" сорок восьмой вариант. Страдал, конечно, Володя зверски, потому что я топталась и подпрыгивала на его самой больной мозоли - самолюбии )) Но, надо отдать Володе должное, старался он с остервенением. Делал всё, что я говорила (подробный план, черновики, самопроверка, тотальный запрет на выразительные средства и т.д.). В итоге минус один балл за весь экзамен по литературе (пунктуация), минус 2 балла за сочинение по русскому (пунктуация), призёрство в финале конкурса "Своими словами", 98 баллов за дви по литературе в МГУ и поступление на международную журналистику на бюджет. По слухам, учительница Володи получила то ли медаль, то ли премию от мэра Москвы. То есть проигравших в этой гонке не было ))

Конечно, это всё работает, если сочинение ученика регулярно проверяется - мало кто может прыгнуть выше головы и научить себя писать хорошо самостоятельно. Сочинения ЕГЭ у всего класса проверять регулярно (то есть каждую неделю) нереально, это понятно всем. Однако всегда можно найти возможность проверять сочинения тех, кому по-настоящему надо. Я в бытность учителем выделяла урок, на котором мне желающие читали сочинение вслух. Да, орфография и пунктуация по большей части пролетали, однако все остальные виды ошибок исправлялись, за урок можно было послушать 8-10 человек. Сначала такая система ученикам была в диковинку, но потом они привыкли, стали отрывать свои листочки от груди и даже вставали в очередь прочитать свои нетленки ) Также можно приспособить к развитию речи бессмысленное и беспощадное итоговое сочинение - если его проверять регулярно на виды ошибок, даже эта работа может принести хоть какую-то пользу. В любом случае, если ученик очень хочет сдать экзамен успешно, всегда можно найти способ, как ему помочь.

Ну а тесты, как водится, здесь.