Найти в Дзене

Два негодяя и призраки

Сколько бы ни называли вестерн устаревшим, творческие люди обращаются к нему снова и снова. Причина проста: это основополагающий жанр американской культуры, её первое и главное изобретение, ставшее визитной карточкой Штатов по всему миру, предмет национальной гордости. Поэтому вестерну суждено раз за разом возвращаться к жизни, порой в самых необычных жанровых сочетаниях. Комедия и фантастика в антураже «лошадиной оперы» уже стали привычными. Свила себе гнездышко на просторах Дикого Запада и Тьма. Именно с ней соприкоснулись герои романа Дугласа Кейна «Призраки Туманной Лощины». Название автор выбрал явно спекулятивное. Подобно деятелям студии Asylum, способных фанатам «Трансформеров» подбросить «Трансморферов», а перед премьерой «Чужого против хищника» выкинуть на видеорынок «Чужого против охотника», Дуглас Кейн привлекает внимание публики, почитающей знаменитую новеллу Вашингтона Ирвинга «Сонная лощина» и/или посмотревшей её впечатляющую экранизацию режиссуры Тима Бёртона. Не будем г

Сколько бы ни называли вестерн устаревшим, творческие люди обращаются к нему снова и снова. Причина проста: это основополагающий жанр американской культуры, её первое и главное изобретение, ставшее визитной карточкой Штатов по всему миру, предмет национальной гордости. Поэтому вестерну суждено раз за разом возвращаться к жизни, порой в самых необычных жанровых сочетаниях. Комедия и фантастика в антураже «лошадиной оперы» уже стали привычными. Свила себе гнездышко на просторах Дикого Запада и Тьма. Именно с ней соприкоснулись герои романа Дугласа Кейна «Призраки Туманной Лощины».

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Название автор выбрал явно спекулятивное. Подобно деятелям студии Asylum, способных фанатам «Трансформеров» подбросить «Трансморферов», а перед премьерой «Чужого против хищника» выкинуть на видеорынок «Чужого против охотника», Дуглас Кейн привлекает внимание публики, почитающей знаменитую новеллу Вашингтона Ирвинга «Сонная лощина» и/или посмотревшей её впечатляющую экранизацию режиссуры Тима Бёртона. Не будем гадать о коммерческой стороне этого предприятия, цифры нам неизвестны, но заметным событием книга так и не стала — возможно, как раз потому, что будила ложные ожидания. В «Призраках» нет аллюзий на сюжет Ирвинга и очень слабо выражены мотивы американской готики.

С первых строк это — лихой боевик с зашкаливающей плотностью огня. Джей Би и Боунз, два негодяя, спасаются от погони после того, как учинили резню на ранчо Гэллоуэев. Преследователи загоняют их в Туманную Лощину — место, которого окрестные жители боятся как огня. И боятся недаром: по ночам, когда лощину окутывает необычайно плотный туман, в ней восстает из пепла дом, в котором когда-то сожгли ведьму, а по округе бродит огромное чудовище.

Джей Би встречается с чудовищем и входит в таинственный дом. Там он обнаруживает небольшую, но колоритную компанию то ли призраков, то ли зачарованных людей, то ли вовсе иллюзий.

С этого момента… нет, книга не становится хоррором. Это по-прежнему боевик про парней, которые стреляют быстрее, чем мы моргаем. Но история перестает быть плоской, сюжет приобретает глубину, из которой на читателя накатывает дыхание Тьмы. Мистика тесно переплетается с психологизмом, главной задачей героя становится уже не спасение от преследования, а поиск ответов на терзающие его вопросы, основной из которых — неожиданное и необъяснимое предательство Боунза, который внезапно бросил своего верного товарища.

И Оливия, сожженная ведьма, обитающая в призраке сгоревшего дома, помогает Джею Би разобраться в происходящем-происходившем-том, чему еще предстоит произойти. Сюжет «Призраков» развивается сразу в двух направлениях, ведя и в будущее, и в прошлое. Исходной точкой служит резня на ранчо Гэллоуэев, и нам предстоит узнать, что к ней привело. К финалу все сюжетные линии тесно переплетутся и получат неожиданную развязку.

Итак, с интригой у Дугласа Кейна все в порядке. Он мастерски превращает похождения отмороженных бандитов в полную драматизма историю отношений двух одиноких людей.

А что же мистика?

На этом фронте не всё радужно. Потусторонним персонажам Кейна не хватает ясности. До самого конца мы так и не узнаем по-настоящему, кто они на самом деле, почему именно они собрались под крышей жуткого дома, почему приобрели именно такие, а не другие свойства. Автор даже не спешит объяснить, чего они ждут от Джея Би, почему допускают его в дом и принимают в своем узком кругу.

Тем не менее, они обладают неким тёмным очарованием: и мрачный горбун Расщепленное Перо, имеющий связь с чудовищем из тумана, и хромой привратник ведьмы Ахав, который сам не рискует лишний раз войти в дом госпожи, и слепая Хильда, которая «видит больше любого зрячего». И, конечно, Амелия — девушка, убитая Джеем Би, но «воскресшая» в доме Оливии. Если точнее, она «пришла из его головы», и болезненно напряжённые отношения героя с ней становятся одной из главных изюминок романа, придавая ему дополнительное, совершенно безумное измерение.

Она не призрак, не воспоминание, она — овеществлённое представление героя о своей жертве, материализованная мысль. Прозвучит неожиданно, но её образ заставляет вспомнить о «Солярисе» Станислава Лема. Подобно Хари, Амелия воплощает больную совесть героя, только у Джея Би нет ни возможности, ни способности исследовать девушку, он просто мечется, одновременно страшась, жалея и вожделея её.

Именно Амелия становится ключом, отмыкающим врата прошлого, в пучине которого Джей Би найдет ответ на загадку предательства Боунза — ответ, который потрясет его сильнее, чем все зловещие тайны призрачного дома. Он прозвучит лишь на последних страницах, когда Джей Би и Боунз снова встретятся на безжизненном горном перевале, чтобы окончательно разрешить свои отношения.

Есть своя сюжетная линия и у Оливии, однако её концы теряются далеко за пределами книги. Самый интригующий образ Дуглас Кейн, к сожалению, не раскрыл, позволив нам узнать лишь ту часть истории ведьмы, которая примыкает к истории Джея Би. Но это не лишает Оливию мрачного обаяния — и ноты подсознательного ужаса, ведь в ней угадываются черты Великой Матери, древней языческой богини, символа матриархата, столь чуждого решительным мужчинам с револьверами, к племени которых принадлежит и Джей Би. Только она могла толкнуть этого парня в лабиринт самокопания, из которого он выйдет, вооруженный такой простой с виду истиной: «Незнание — ещё не глупость, истинная глупость — самообман…»

Книга написана простым языком, ярко и энергично, при небольшом объеме до предела насыщена событиями. В итоге мы имеем мрачный крутой боевик с интересными персонажами и мощной развязкой, который, к сожалению, не снискал славы из-за не слишком удачного маркетингового хода.

#Дуглас_Кейн #вестерн #мистика #триллер #рецензия #призраки