В феврале 1877 года Ф.М.Достоевский, размышляя в «Дневнике писателя» о «восточном вопросе» (то есть о международных противоречиях, связанных с борьбой балканских народов за освобождение от османского ига), вспомнит и о «Песнях западных славян»: «Это — шедевр из шедевров Пушкина, между шедеврами его шедевр, не говоря уже о пророческом и политическом значении этих стихов, ещё пятьдесят лет тому назад появившихся». И особо выделит два фрагмента – «Битву у Зеницы-Великой» и «Песню о Георгии Чёрном»: «Это два шедевра из этих песен, бриллианты первой величины в поэзии Пушкина».
Интересно, что рядом поставлены два произведения, с одной стороны, объединённые общей темой, а с другой - совершенно различные.
«Битва у Зеницы-Великой» - перевод из «Гузлы». Оба автора считают необходимым указать, что описывают легендарное, а не историческое событие: «Неизвестно, к какому происшествию относится эта песня» (Пушкин), «Мне неизвестно, в какую эпоху произошло событие, послужившее сюжетом этой маленькой поэмы. Гузлар, исполнявший её для меня, смог сообщить мне только одно: что он слышал её от отца и что она принадлежит к числу древнейших» (Мериме). Современные справочники обычно уточняют, что в центральной части Боснии и Герцеговины есть древний город Зеница (четвёртый по населению).
Песня говорит о походе, предпринятом великим беем Радивоем («он идёт войной на бусурмана»), и о битве, проигранной из-за бегства трусливых союзников-далматинцев, и о гибели Радивоя, не захотевшего спасаться бегством после гибели своих соратников:
Наземь сел, поджав под себя ноги.
Тут враги на него наскочили,
Отрубили голову Радивою.
Снова борьба за свободу и предательство, героизм и трагедия…
А вот «Песня о Георгии Чёрном» - совсем иное произведение. Во-первых, это не перевод, она написана самим Пушкиным, во-вторых, рассказывает о реально жившем человеке, хотя и основана на народных преданиях.
На портрете работы В.Л.Боровиковского (дело в том, что русское правительство поддержало Карагеоргия, а затем даже даровало ему земли в Бессарабии, когда он в 1813 году вместе с семьёй бежал из Сербии, которой овладели турки) - Георгий Чёрный, он же Карагеоргий, он же Георгий Петрович - руководитель Первого сербского восстания против Османской империи и основатель династии Карагеоргиевичей, когда-то правившей в Югославии и благополучно дожившей до наших дней. Прозвище своё («кара» — по-турецки «чёрный») он, как пишут историки, получил из-за «тёмной» внешности и страха врагов. Однако народные предания говорят и о другом…
Личность этого человека, после бегства от турок в 1813 году жившего в Российский империи, а затем тайно вернувшегося на родину и погибшего в 1817 году, очень интересовала Пушкина. Помимо упомянутой баллады, у Пушкина есть ещё черновой набросок, датируемый 1835 годом:
Менко Вуич грамоту пишет
Своему побратиму:
«Берегися, Чёрный Георгий»…
Судя по всему, речь здесь должна были идти уже о гибели Карагеоргия, когда былой соратник Милош Обренович предательски убил его, а затем и голову послал белградскому паше:
Над тобой подымается туча,
Ярый враг извести тебя хочет,
Недруг хитрый, Милош Обренович.
Но ещё намного раньше, в 1820 году, Пушкин пишет стихотворение «Дочери Карагеоргия». Обычно пишут об интересе Александра Сергеевича и к личности «Георгия Чёрного», и к его семье, которая после гибели своей главы осталась жить в России. Исследователи иногда указывают, что семья Карагеоргия жила «в Хотине, недалеко от Кишинёва». Позволю себе некоторые поправки: от Хотина до Кишинёва немногим меньше трёхсот километров, так что насчёт «недалеко» (по понятиям XIX века, разумеется) сомневаюсь. Стихотворение начинается со строк:
Гроза луны, свободы воин,
Покрытый кровию святой,
Чудесный твой отец, преступник и герой,
И ужаса людей, и славы был достоин.
О чём пишет Пушкин? Почему чуть ниже он упомянет «кинжал, братоубийством изощренный», а также скажет:
Как часто, возбудив свирепой мести жар,
Он, молча, над твоей невинной колыбелью
Убийства нового обдумывал удар?
Дело в том, что и народные предания, и исторические исследования говорят о страшной странице в жизни Георгия – убийстве им собственного отца. Кое-кто из историков оспаривает эту точку зрения, иногда опровергая сам факт, иногда утверждая, что убит был не родной отец, а отчим. Так, В.Геpxapд, видимо, тот самый «ученый немец», которого Пушкин упомянул в предисловии к сборнику, в своём собрании сербских песен и преданий рассказывает свою версию этой истории: «Георгий с отрядом сопровождал жителей своей деревни через Саву в Австрию, где они искали защиты от турок... Отчим Георгия утратил мужество и посоветовал вернуться назад. Никто не хотел последовать его совету. Тогда он ушёл один, угрожая, что если они не пойдут с ним, то он выдаст их в Белграде. Все возопили. ...Но тот ничего не хотел слышать, а все дальше уходил в лес. Георгий крикнул еще несколько раз и настойчиво просил его не обрекать их из-за своего малодушия на верную гибель, но тот не слушал. Тогда Георгий взял свое ружье и выстрелил в него, тихо промолвив: "Лучше ты один, чем все мы!" — это точные и истинные обстоятельства убийства».
Я сейчас не буду разбираться в справедливости той или иной точки зрения. Для меня важно лишь то, что написал Пушкин: по его версии, убийство произошло. А почему?
Песня начинается с описания ссоры отца и сына:
Не два волка в овраге грызутся,
Отец с сыном в пещере бранятся.
Укоры и обвинения отца – «бунтовщик» и «злодей проклятый» Георгий, выступая против султана, губит всю Сербию. Можно было бы понять и его точку зрения, но посмотрите внимательнее на его намерения:
Старый Петро пуще осердился,
Пуще он бранится, бушует.
Хочет он отправиться в Белград,
Туркам выдать ослушного сына,
Объявить убежище сербов.
Выдать на верную смерть не только сына, но и его соратников – как можно назвать этот поступок?
Трижды Георгий молит отца одуматься. При этом меняется и поведение героя: первый раз он просто просит о прощении, затем «кланяется в ноги», потом «хватает за сивую косу». А когда мольбы не действуют…
Горько, горько Георгий заплакал,
Пистолет из-за пояса вынул,
Взвёл курок, да и выстрелил тут же.
Нет, конечно же, оправдать отцеубийство невозможно, да Пушкин и не пытается это сделать, вынося приговор герою устами его матери:
«Будь же Богом проклят ты, чёрный,
Коль убил ты отца родного!»
С той поры Георгий Петрович
У людей прозывается Чёрный.
************
Интересно, что ещё в одной балладе из включённых в цикл, но написанных Пушкиным действует и помянутый поэтом в отрывке «недруг хитрый, Милош Обренович», виновник гибели Карагеоргия.
И ещё более интересно, как построена эта баллада, но… До следующего раза!
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале
Навигатор по всему каналу здесь
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь