Приветствую Вас, друзья мои! Продолжаем нашу экскурсию в музее Фаберже, расположившемся с 2013 года в бывшем дворце Нарышкиных-Шуваловых на углу Итальянской улицы и набережной реки Фонтанки в Санкт-Петербурге. Если не читали первую часть о нашем осмотре музея-дворца – заходите по этой ссылке. Итак, в прошлый раз мы остановились с Вами в Аванзале, а теперь проходим в Верхнюю буфетную.
Верхняя буфетная
Этот небольшой зал отличается от других тем, что в нем нет таких же, как в предыдущих залах, витрин с изделиями фирмы Фаберже. Этот зал украшает единственная, но большая и красивая ваза, установленная между двух колонн. Эта ваза была изготовлена на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге в 1859 году.
Но кроме вазы, на стенах этого зала развешаны живописные полотна, написанные в конце XIX – начале XX веков русскими и французскими художниками импрессионистами и в последующем развивающими этот стиль в разные другие «измы». Начиная осматривать эти картины, мой взгляд сразу останавливается на знакомом, но одновременно своеобразном, пейзаже Кремля, это картина Сергея Виноградова «Вид на Московский Кремль», написанная им в 1912 году.
Дальше скользим взглядами от картины Пьера-Огюста Ренуара 1893 года «Площадь перед церковью Святой Троицы в Париже» до ярких красок в картине «Лето в Гурзуфе», написанной Константином Коровиным на собственной даче в 1912 году.
Выставочный зал, сначала живопись
Теперь мы из Верхней буфетной переходим в Выставочный зал, в котором разместили коллекцию камнерезных изделий фирмы Фаберже и его современников, а также русскую живопись XIX века. Вот живопись сразу и привлекает к себе внимание, когда заходишь в зал, а в первую очередь –картина Константина Маковского «Суд Париса», написанная им в 1889 году.
Оторвав взгляды от картины Маковского, переводим их на противоположную стену с двумя картинами Генриха Семирадского. Справа от дверного проема, через который мы зашли, висит картина «Трудный выбор», написанная им в 1887 году, а слева – «Канатоходка» 1898 года.
Затем скользим взглядами дальше по стене и останавливаемся на картине другого великого художника – Карла Брюллова, а называется эта картина, написанная художником в 1850 году, «Месса в базилике Санта Мария Маджоре по случаю возвращения в Рим папы Пия IX».
А слева от этой картины мы видим, оставшийся еще от коллекции Шуваловых в этом зале, вмонтированный в стену триптих фламандской работы XVII века с «Благовещеньем», «Поклонением волхвов» и «Святой Анной, проповедующей в храме».
Этот триптих как бы обрамляют с трех сторон картины великих художников XIX века. Картину Карла Брюллова мы уже видели, а слева от триптиха и над ним расположили две картины непревзойденного мариниста Ивана Айвазовского: «Ночная переправа через Днепр» 1897 года и «Моисей переводит евреев через Красное море» 1891 года.
Здесь хочется отметить очень правильную и удачную подсветку всех картин в этом зале, благодаря которой, а также приглушенного общего света в зале, картины играют всеми своими красками.
Продолжаем дальше рассматривать живописные работы русских художников XIX века и следующая такая работа – это картина Алексея Харламова «Девочка – продавщица цветов», написанная им в 1880-1890-е годы.
Затем окунаемся в лесную глушь и любуемся «Лесной речкой» Григория Мясоедова, написанной им в 1890 году.
А затем снова Айвазовский и его картина 1888 года «Кораблекрушение». В этом жанре Иван Константинович непревзойденный мастер.
Рядом с картиной Айвазовского разместили картину, написанную в середине XIX века Владимиром Аммоном «Вид Академии наук и Дворцовой набережной в Петербурге». Она дает прекрасное представление о том, как тогда выглядела Нева без Дворцового моста и Университетская набережная, на которой находится здание Академии наук.
И дальше снова Иван Константинович Айвазовский с необычайными красками и игрой света картины «Вид на озеро Севан», написанной им в 1869 году.
Теперь Василий Поленов, реалистично изобразивший маленькую прозрачную речку в зелени деревьев и небольшие покосившиеся бревенчатые домики с соломенными крышами в своей картине «Задворки», написанной им в 1892 году.
А рядом с задворками расположился старинный камин с мраморным барельефом французской работы XVIII века. Он остался от прежней отделки интерьеров дворца Шуваловых. А на камине стоит еще одна красивая ваза, изготовленная на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге в 60-70-е годы XIX века.
Слева от камина мы видим еще одну картину Алексея Харламова «Кузнечик» 1894 года.
От картин к камнерезному искусству мастеров фирмы Фаберже
По центральной осевой линии этого прямоугольного зала размещается пять витрин с камнерезными изделиями фирмы Фаберже. Сначала камнерезное направление в фирме было второстепенным, но по мере роста популярности таких изделий Карл Густавович Фаберже, плодотворно сотрудничавший с Екатеринбургской гранильной фабрикой, решил открыть в Санкт-Петербурге собственную мастерскую скульптуры по камню. В этой мастерской приглашенные уральские умельцы, понимавшие природную красоту минералов, и творили чудеса.
Сколько фантазии, помноженной на талант, уральские мастера по камню вложили в эти свои работы. Вот, например, какими могут быть вроде бы обычные подстаканники или другая столовая посуда.
В изготовлении различных, как функциональных, так и чисто декоративных предметов использовались такие минералы, как нефрит (из него изготавливали часы, барометры и многое другое), яшма, агат, малахит, седельниковский родонит, горный хрусталь и другие.
Бело-голубая гостиная
Осмотрев живопись и работы камнерезных мастеров, мы проходим в другой зал – Бело-голубую гостиную, в которой выставляются произведения с эмалью ведущих русских фирм XIX – начала XX веков, то есть, в этом зале демонстрируются изделия не фирмы Фаберже, а других, работавших в этом же направлении. Вот, например, в первой половине этого зала представлены работы фирмы московского ювелира-фабриканта Павла Овчинникова.
Но потом мы еще их осмотрим, а пока проходим в глубину зала. Этот зал как будто поделен на две части, на самом деле раньше здесь и были две комнаты: Белая и Голубая гостиные, они использовались во дворце в качестве дамского будуара. Во время реконструкции дворца 1965 года их объединили в Бело-голубую. А пройдя немного дальше, слева мы видим полукруглую нишу, являющуюся эркером, выступающим за линию фасада здания, он появился здесь во время перестройки дворца в 1859 году, а использовался в качестве курительной ниши.
Переведя взгляды от ниши дальше по гостиной, я обратил внимание на большие расписные фарфоровые вазы, они были изготовлены, как и предыдущие, увиденные нами, на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге.
Ну а теперь переключаем наше внимание на витрины, в которых экспонируются различные предметы из серебра, фарфора, других материалов, расписанные по эмали. В Голубой гостиной представлены работы московских ювелиров-предпринимателей XIX – начала XX веков Ивана Хлебникова, Антипа Кузьмичева и Федора Рюкерта, которые возрождали давно забытые древнерусские техники – эмаль по скани, выемчатую и живописную эмаль.
Затем мы снова возвращаемся в Белую гостиную, то есть, в первую половину Бело-голубой гостиной, и рассмотрим произведения фирмы ювелира-фабриканта Павла Овчинникова, который, родившись крепостным крестьянином, своим трудом и талантом добился многого и стал поставщиком Высочайшего Двора.
Окончание нашего петербургского путешествия
Осмотрев все это, мы выходим снова через Аванзал на Парадную лестницу. Ну и конечно, я не мог в очередной раз не запечатлеть красоту этой Парадной лестницы.
На этом вроде бы и все, но спустившись вниз, я замечаю любопытный указатель, на котором написано: «Место для отдыха в музее Фаберже», а также приглашение отдохнуть в уютном внутреннем дворике Шуваловского дворца. Отдыхать нам было уже особо некогда, пора было ехать в аэропорт, но мне стало интересно, что это за дворик такой, и мы туда ненадолго зашли.
Вот так, посетив напоследок уютный дворик Шуваловского дворца, мы и закончили наше путешествие, ну а дальше, как обычно: метро, автобус, аэропорт Пулково и самолет. Сейчас, когда я пишу об этом, мне снова очень сильно хочется туда – в Санкт-Петербург! Надеюсь, так и будет, и еще не раз!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!