Здравствуйте, уважаемые друзья! Мы подходим с Вами к завершению очередного путешествия по Санкт-Петербургу, и заключительной локацией, где мы побывали в том путешествии, является музей Фаберже. Той красотой, которую мы увидели в этом музее, я с Вами и хочу поделиться. Этот музей с 2013 года размещается в отреставрированном бывшем дворце Нарышкиных-Шуваловых (так его принято называть, но я бы еще сюда добавил другую известную фамилию – Воронцовы, при которых еще в XVIII веке здесь началось строительство). Находится он на углу Итальянской улицы и набережной реки Фонтанки.
К сожалению, у меня почему-то не сохранились фото-видео материалы внешнего облика дворца, снятые в этом путешествии, но есть более ранние фотографии, сделанные в вечернее время в мае 2023 года и в дневное в апреле 2024 года, но последние сняты с противоположной стороны Фонтанки и в пасмурную погоду. За то фотографий того, что внутри – хоть отбавляй! А положа руку на сердце, фасад этого здания и не производит впечатление дворца, кажется, что это вполне себе обычное здание, каких в Петербурге не мало, построенное в стиле эклектики в XIX веке.
Заходим внутрь
Но внешний вид, зачастую, бывает обманчив, в этом мы сполна убедимся с Вами, зайдя внутрь. Значит, так мы и делаем – заходим внутрь! Зайдя внутрь со стороны набережной Фонтанки, сразу покупаем входные билеты. На всякий случай я сфотографировал прайс с ценами, которые были актуальны летом 2024 года.
Затем мы поднимаемся по большой шикарной парадной лестнице на второй этаж, и уже здесь осознаешь большой контраст между интерьером и внешним видом, не в пользу последнего. Такой вид интерьеры дворца получили в середине XIX века при Нарышкиных, а отреставрированы они были уже в нашем веке, после того как здание это арендовал Культурно-исторический фонд «Связь времен», созданный в 2004 году в целях возвращения в Россию утраченных культурных ценностей.
Этот фонд и организовал здесь музей, ядром которого является коллекция произведений фирмы Фаберже. Наибольшую ценность в коллекции музея представляют девять пасхальных яиц, созданных мастерами фирмы Карла Фаберже для двух последних императоров. Кроме того, в собрании представлены и другие направления, в которых работала фирма Фаберже, а также более 4000 предметов русского декоративно-прикладного и изобразительного искусства, в том числе и известных авторов, непосредственного отношения к фирме Фаберже не имеющих. Но все по порядку, заходим в первый зал.
Начало осмотра
Осмотр начинаем с Рыцарского зала. Этот зал использовался после его перестройки и отделки с середины XIX века как библиотека и учебная комната. Название зала происходит от украшений верхней части стен лепными фризами, посвященными средневековому рыцарскому турниру. На это я сразу и обратил внимание, заходя в Рыцарский зал, тем более что в зале, кроме нас, было не мало народу и сначала я снимал поверх голов.
Затем я обратил внимание на картины, развешанные на стенах зала, это серия акварелей с изображениями русских солдат и офицеров, например картины 70-х годов XIX века русского художника Петра Балашова. Хотя, есть здесь и другие авторы, например, портрет Л.В. Свенторжецкого работы великого русского художника Ильи Ефимовича Репина.
Когда народу в зале стало немного поменьше, мое внимание переключилось на экспозицию из коллекции военно-мемориальных ювелирных изделий XVIII – начала XX веков, расположенную в центре зала под стеклянными колпаками.
Красная гостиная
Затем мы проходим в зал с более ярким интерьером не только стен, но и потолка – это Красная гостиная. С середины XIX века здесь сохранились подлинные зеркала, камин из красного мрамора, а фамильные гербы рода Нарышкиных до сих пор украшают сводчатый потолок гостиной.
Что касается экспозиции музея в этой гостиной, то здесь представлена коллекция русского серебра, созданная выдающимися петербургскими и московскими ювелирами XIX – начала XX веков. Как называется каждый предмет, кто его автор и кому он принадлежал – это много разных отдельных историй, требующих более глубокого изучения. Я так глубоко не вникал, а просто любовался этими творениями и восхищался мастерством и талантом их авторов. Приглашаю и Вас последовать моему примеру.
Синяя гостиная
Конечно, если есть Красная гостиная, то логично предположить, что есть и другие «цветные» названия, так и есть, из Красной мы переходим в Синюю гостиную. Кроме синего цвета, в интерьере этой гостиной обильно присутствуют еще и белый, и золотой, а все это вместе, да еще и с встроенными в своды потолка живописными картинами, придает гостиной вид особенно парадный. Ну и отдельного внимания к себе требует камин.
Однако, самое главное в Синей гостиной – это его экспозиция, в которой центральное место занимают пасхальные яйца с сюрпризами, считающиеся вершиной творчества Карла Фаберже, возглавившего фирму в 1872 году. А яйца эти были созданы по заказу последних Романовых – Александра III и Николая II. Здесь находятся девять таких императорских пасхальных яиц: от первого, изготовленного в 1885 году, под названием «Курочка», до последнего, 1916 года, «Орден Святого Георгия», подаренного Николаем II своей матери Марии Федоровне. Это единственное пасхальное яйцо от Фаберже, которое вместе с ней оказалось в эмиграции.
А кроме пасхальных яиц здесь есть еще и другие интересные предметы, например, вот такой экипаж размером с те же пасхальные яйца, но в мельчайших деталях повторяющий оригинальное транспортное средство того времени.
Золотая гостиная
После Красной и Синей заходим в Золотую гостиную. Эта гостиная с момента ее появления служила парадной столовой. В отделке середины XIX века можно заметить средневековые охотничьи мотивы, множество различных позолоченных скульптур и лепнины, ну конечно, внимание к себе привлекает очередной уникальный камин.
А в витринах мы можем видеть «кабинетские» подарки. Никакого отношения к кабинетам, в привычном современном понимании этого слова, они не имеют, а название обусловлено тем, что заказчиком этих изделий выступал Кабинет Его Императорского Величества. Кроме этого, здесь представлены уникальные фантазийные предметы фирмы Фаберже, а также коллекция золотых презентационных коробок.
Аванзал
Осмотрев всю эту причудливую красоту, проходим в следующий зал – Аванзал. Этот зал использовался в XIX – начале XX веков как официантская, но судя по роскошному мраморному камину, сохранившемуся с тех времен, рабочее место официантов выглядело не хуже, чем парадные залы. Сейчас это не официантская и над камином висит эскиз к картине придворного художника императора Александра III Лаурица Туксена «Коронация Николая II и Александры Федоровны в Успенском соборе Кремля 14 (26) мая 1896 года». Вряд ли бы ее тогда повесили в официантской.
Кроме штучных работ, выполняемых фирмой Фаберже под заказ знатных вельмож, например, барона Леопольда де Ротшильда, в этом зале представлена и массовая продукция фирмы Фаберже, которая предназначалась для различных слоев населения и стоила тогда от нескольких рублей до нескольких тысяч. При этом мастерство, талант и качество выполняемых изделий мастерами фирмы Фаберже оставались на высшем уровне.
Здесь мне вспомнилась одна семейная история. Моя бабушка, будучи ребенком во время Первой Мировой войны, вместе со своей старшей сестрой оказалась в приюте, после того как отец ушел на фронт, а мама у них умерла еще раньше. Так вот, в приюте их духовный наставник владыка Андрей (был такой в Уфе) подарил сестрам на пасху пасхальные яйца работы фирмы Фаберже примерно из такого разряда изделий, не штучные, но тоже весьма недешевые. Позже, в Гражданскую, их мачеха обменяла эти яйца на хлеб, чтобы семья не умерла с голоду. Никто тогда не умер, но моя бабушка часто и с сожалением мне об этом рассказывала, приговаривая: «Какие они были красивые!». И тоже, кстати, они были с каким-то секретом, уже не помню с каким.
На этой ностальгической ноте я с Вами пока попрощаюсь, ведь до конца нашей экскурсии еще далеко, поэтому пока остановимся, чтобы слишком не растягивать эту статью. А впереди мы увидим не только искусные работы фирмы Фаберже, но и живописные полотна русских художников XIX века, возвращенные в Россию из заграницы.
Если понравилось – ставьте лайки и ждите продолжения!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!