Найти в Дзене
Факты про артефакты

Древний кинжал из Диктейской пещеры: самое первое изображение охоты на Крите

В этой пещере, по легенде, родился Зевс, сюда Европу принес Зевс, и здесь Минос, потомок их союза, нашел свод законов, который он передал народу Крита. В древности эта пещера считалась святым местом, это известно из литературы классического периода. А в 1886 году власти Кандии узнали, что крестьяне равнины Ласити на востоке Крита обнаружили несколько бронзовых подношений в Диктейской пещере, где они обычно содержали своих голубей и коз.

Вход в пещеру
Вход в пещеру

Известие о крестьянской находке привлекло сюда нескольких археологов, но систематические поиски не проводились до июня 1900 года, когда Дэвид Хогарт, тогдашний директор британской школы в Афинах, предпринял раскопки пещеры. В слое чернозема, покрывавшем дно грота, по краям ледяных бассейнов в его глубоких углублениях и даже в расщелинах сталактитовых колонн, которыми изобиловала пещера, были найдены многочисленные вотивные подношения из бронзы и терракоты.

...Жители деревни, как мужчины, так и женщины, работали с неистовым рвением, в одиночку цепляясь за столбы высоко над подземным озером или группируя полдюжины горящих огней над плодородным участком грязи у кромки воды...
Внутри пещеры
Внутри пещеры

Богатые залежи пещеры не были, однако, исчерпаны. Бронзовые ножи и булавки, костяные иглы и другие мелкие предметы продолжали находиться; иногда они попадали в поле зрения властей и доставлялись в музей в Кандии, но часто крестьянам удавалось ускользнуть от бдительности жандармов, стоявших у входа в пещеру, и, проникая ночью в её глубины, продолжали свои незаконные поиски.

Таким образом, один из самых интересных предметов, когда-либо найденных в пещере, бронзовый клинок с вырезанными рисунками, был обнаружен крестьянами, вынесен и продан незадорого скупщику краденого артефактов, коих в тех местах было огромное количество.

Артефакт уникален. Ближайшую параллель представляют собой инкрустированные кинжалы из шахт-могил Микен, которые, конечно, гораздо более сложны в технике, а также более красивы в убранстве. За исключением этих кинжалов из Микен, клинки с выгравированным рисунком были чрезвычайно редки. Кроме того, сцены, выгравированные на этом клинке, охота на кабана и бой быков, являются новыми для критского искусства.

Характеристика бронзового кинжала из Диктейской пещеры

Клинок имеет длину 15,24 см. и покрыт красивой гладкой зеленой патиной. Три бронзовые заклепки, которыми он крепился к рукояти, до сих пор на месте. Они, по-видимому, были посеребренными, так как на одном из них можно обнаружить следы серебрения.

Форма клинка не характерна для какого-либо конкретного периода критской металлургии. Очень похожие клинки были найдены в Мохлосе в гробницах, которые можно отнести к ранней стадии критского искусства (период Среднего Минойского I века). Но форма не является чем-то неизвестным в более поздние периоды, и к более позднему периоду (поздний минойский III) её лучше всего отнести на основании стиля рисунков.

-3

Поскольку клинок был найден в святом месте, наполненном обетными подношениями, предполагается, что он также является посвящением, напоминающим об успешном подвиге. Таким образом, охотника в этой сцене можно с полным основанием рассматривать как самого дарителя.

Он представлен в самом акте убийства "своего" кабана, крепко держа копье обеими руками, чтобы противостоять набегающему животному. Открытый мир обозначается простым приемом введения пучка папоротниковидных брызг между охотником и его жертвой: кабан мчится на полной скорости, его ноги вытянуты, а хвост летит в воздухе.

-4

Хвост, который заканчивается своеобразной кисточкой, дает подсказку о том, какую набедренную повязку носит охотник. По-видимому, он кожаный, потому что спереди свисает конец с кисточкой, точно такой же, как хвост кабана. Его единственным другим предметом одежды являются сапоги, которые были застегнуты ремнями, завязанными сзади.

Голова мужчины обозначена самым примитивным образом. Он состоит в основном из носа и уха с небольшой бахромой волос сверху и небольшим пучком бороды. Кроме того, его левая рука ничем не отличается от копья, копье служит продолжением руки.

-5

Либо художник был менее заинтересован в изображении самого себя, либо трудности изображения человеческой формы казались ему гораздо более запутанными, чем трудности изображения кабана.

Сцена напоминает фреску с изображением убийства кабана, которая была найдена в более позднем дворце Тиринфа, но здесь, удар копья наносится сверху вниз.

Уровень детализации этого изображения, когда копье едва касается ушей кабана, можно объяснить недостаточным мастерством художника.

Это первая полная картина охоты на кабана, которую можно найти на критской земле. Кабаны появлялись и раньше в виде рисунков на камнях и в виде знаков в пиктографическом письме, и есть фрагменты сцен, в которых фигурировали кабаны, как фрагмент стеатитовой вазы из Палекастро и кусок расписной вазы из Диктейской пещеры, которая относится к последней фазе критского искусства и лишь немного позже по датировке, чем бронзовое лезвие.

Сцена на другой стороне клинка изображает критический момент захватывающей корриды. Бык слева представлен в извилистом положении с поднятой в воздух левой передней ногой между головой и правой передней ногой. Очевидно, что его ждет неудачное падение, и его ждет проигрыш в поединке.

Тот факт, что один из его рогов изображен чуть ниже шеи другого быка, не означает, что ему удалось нанести смертельный удар своему противнику, а лишь то, что художник нашел здесь удобное место для изображения длинного рога быка.

-7

Пещеры
7009 интересуются