Бордовый, светло-серый, ярко-синий – три цвета стен помогали мне ориентироваться на масштабной выставки «Передвижники», которая открылась в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной. Я поспешила туда, чтобы увидеть, как знакомая и любимая живопись XIX века будет восприниматься в современном выставочном пространстве. Ожидания оправдались: коллекция картин передвижников, увлеченно собранная Павлом Третьяковым, здесь получила более глубокое осмысление, чем мы привыкли.
Цвет стен помогает вникнуть в концепцию выставки. На бордовой стене – легендарные, новаторские для своего времени картины, участвовавшие в первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1871 году. Здесь персонификация истории в картине Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея», особенности национальной охоты в «Охотниках на привале» Василия Перова, родные «Грачи прилетели» Алексея Саврасова.
Далее стены становятся светло-серыми, на них – работы передвижников, в которых осмысливается судьба русского народа. И это не только правдивые картины из народной жизни, созданные Григорием Мясоедовым или Николаем Ярошенко. Картины отражали многие общественно-значимые проблемы. Например, роль женщины в обществе представлена в разных ипостасях: «Царевна Софья» Ильи Репина показывает амбициозного политика, «Неизвестная» Ивана Крамского олицетворяет силу женской красоты, а его же «Неутешное горе» раскрывает материнскую участь.
На светло-серых стенах сгруппированы картины с христианскими сюжетами, с обездоленными странниками, с заключенными и ссыльными. Понятно, что творчество художников отражало явления и споры, которые волновали их современников. В этих картинах больше свободных движений и мыслей, больше воздуха, чем у предшественников– оттого выбран воздушный светло-серый цвет для их фона.
Товарищество передвижников существовало более полувека, при этом искусство развивалось и искало новые формы. Участники товарищества меняли стиль и взгляд на окружающий мир, выбирали более яркие краски, приближаясь к импрессионизму. На ярко-синих стенах выставочного зала – работы Константина Коровина, Архипа Куинджи и других передвижников, которые смело осваивали новую манеру живописи.
В середине выставочного пространства устроена ротонда, тоже с символической окраской: на наружных бордовых стенах – портреты мужчин, принадлежавших к культурной и политической элите второй половины XIX века, на внутренних серых стенах – портреты знаменитых женщин того времени.
В ряду портретов – композитор Мусоргский, писатели Даль и Достоевский, критик Стасов. И здесь же – три портрета членов императорской семьи, выполненные Иваном Крамским и Ильей Репиным. Творчество передвижников охватывало разные стороны жизни, не ограничивалось хождением в народ.
Хотя все-таки именно картины о народной жизни – самые впечатляющие. Подолгу, например, можно разглядывать «Крестный ход в Курской губернии» Ильи Репина, где изображены люди разных сословий, с типичными чертами лиц и поведения. Кстати, спустя некоторое время автор пришел в галерею Третьякова и дорисовал облака пыли над крестным ходом, чтобы подчеркнуть многолюдство и солнечное пекло. Тогда же Репин исправил лицо ссыльного на картине «Не ждали», поскольку выражение его лица не нравилось публике. Об этом и других эпизодах из жизни передвижников я узнала из аудиокниги «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее» с воспоминаниями хранителя картин Николая Мудрогеля. Есть еще несколько интересных аудиокниг о художниках-передвижниках, я расскажу вам о них в одной из следующих публикаций.