В настоящее время цифровая кабина имеет огромное количество поклонников – по крайней мере, это видно из данных того исследования, которое недавно было опубликовано Market Research Future. В соответствии с этим рынок автомобильных цифровых кабин растет на 8,26% в год. Таким образом, через несколько лет, в 2032 году, общий объем рынка превысит 363 миллиарда евро. В настоящее время он оценивается чуть более чем в 192 миллиарда евро. Это понятно, когда дизайнерским отделам дается указание сделать интерьер максимально футуристичным.
В среднем и нижнем сегментах рынка легковых автомобилей эта стратегия пока реализуется неохотно, хотя, согласно Market Research Future, и "существует постоянно растущее стремление потребителей".
С другой стороны, в автомобилях высшего класса некоторые автопроизводители, похоже, стремятся превзойти друг друга в дизайне. И, конечно же, в основе разработки лежит электромобильность. Во всяком случае, именно так можно интерпретировать интеграцию сверхширокого дисплея по всей ширине салона Mercedes-Benz Vision EQXX.
Однако, в гонке за самый большой экран в настоящее время лидируют не немцы, а североамериканцы, которые подарили новому Cadillac Escalade дисплей на 10 см шире. Тем временем BMW стремится привлечь к себе внимание ещё бóльшим. Начиная с 2025 года, они будут включать панорамное зрение в некоторые автомобили. В отличие от Mercedes-Benz, баварцы установят головной дисплей, который будет занимать почти всю ширину лобового стекла. Чтобы вся информация была легко распознана всеми пассажирами в салоне даже при ярком дневном свете, нижний край лобового стекла был затемнён.
С другой стороны, некоторые конструкции кабин азиатских производителей выглядят довольно неуклюже. Так выглядит дисплей в семиместном X9 китайского автопроизводителя Xpeng Motors, который выглядит более приземленным. Но зато там система помощи Xiao P, основанная на искусственном интеллекте, как «умный водитель», призвана обеспечить "лучший" опыт вождения.
Согласно опросу, проведенному Институтом Ipsos по заказу ассоциации TÜV "Цифровые автомобильные кабины: высокая полезность, высокий риск", 72% респондентов считают, что "цифровые возможности облегчают вождение". То, что особенно молодые люди – опрошенные в том числе 16–летние - ценят цифровые технологии в любой форме, и только 66% "старшего поколения бэби-бумеров", возможно, отчасти связано с любопытством, которое у пожилых людей заменяется опытом. Как правило, однако, убеждает только реальная польза. Для Рихарда Гебельта, руководителя отдела транспортных средств и мобильности Ассоциации TÜV, это включает в себя, среди прочего, поминутные сообщения о пробках, отображение бесплатной парковки, заправочных станций или бензоколонок.
Но, по его словам, расширение поля зрения и контроль окружающей среды в автомобиле также облегчают вождение и сокращают ненужный трафик. По словам Гебельта, еще одним преимуществом являются возможности персонализации всех функций отображения и мультимедиа. Это также включает интеграцию систем помощи водителю, информационно-развлекательных систем и внешних устройств, таких как смартфоны и планшеты, которые обеспечивают водителю дополнительный комфорт. Но независимо от формы и функции: когда же цифровая кабина опасно перегружает во время вождения?
Этот порог отвлеченности пыталась выяснить ассоциация TÜV. Согласно результатам опроса, 40% владельцев автомобилей считают, что цифровые функции очень сложны в использовании. И эти трудности возрастают с возрастом. В то время как только 28% всех 16-24-летних жалуются на проблемы с управлением ими, уже 44% людей в возрасте 66 лет и старше жалуются на сложность и запутанность. А добрая половина владельцев автомобилей (53%) считают, что использование цифровых функций слишком отвлекает их во время вождения.
Короче говоря, "цифровые кабины могут быть перегружены информацией и отвлекать автомобилистов от происходящего на дороге", - говорит Гебельт. Трагедия этого заключается в том, что "цифровые функции сегодня настолько распространены, что водители с трудом могут обойти их стороной". А последствия иногда бывают фатальными: "Риск несчастных случаев увеличивается примерно на 50% благодаря использованию современных средств связи, развлечений и комфорта", - пишут психологи, нанятые Техническим центром Альянса для изучения опасностей отвлечения внимания во время вождения автомобиля.
Согласно исследованию, особенно легко отвлечься именно молодым людям в возрасте от 18 до 24 лет. Некоторые же функции откровенно опасны: "Например, тот, кто злоупотребляет функцией помощи водителю, такой как удержание полосы движения, для занятий, не связанных с вождением, и при этом на длительное время отрывает обе руки от руля, увеличивает риск аварии на 56%. А если управление «автомагнитолой» осуществляется через бортовой компьютер, риск примерно удваивается (89%).
Понятно, что с быстрым развитием интеллектуальной кабины исследования вопросов взаимодействия человека и транспортного средства постепенно становятся в центре внимания автомобильной промышленности. Первые подходы уже изучаются: они включают интеллектуальную конструкцию кабины, которая с сочетанием эмоциональных вычислений и процедур искусственного интеллекта обеспечивает оптимальный баланс между комфортом и безопасностью во время вождения. Кроме того, предполагается, что мультимодальное взаимодействие обеспечивает более естественное и интуитивно понятное взаимодействие с системой. И, в конечном счете, персонализация может помочь повысить комфорт вождения за счет адаптации различных функций транспортного средства к его предпочтениям и привычкам.
Таким образом, необходимо распознавать и анализировать эмоциональное состояние водителя и предоставлять ему услуги (или отказывать в них!) с учетом этого. Тем не менее, большинство пассажиров по-прежнему скептически относятся к электронному мониторингу состояния водителя, так называемому мониторингу состояния водителя, для определения состояния водителя. Согласно исследованию Alliance, только 39% респондентов "согласны с использованием камеры или инфракрасного сканирования глаз, лица и т.п. только в случае, когда техника обнаруживает только отвлечение внимания анонимно и локально (никуда не передавая данные)".
Правда, на крупных автосалонах демонстрируются интригующие элементы интерьера, включая распознавание голоса и управление жестами, хотя их надежность и точность еще предстоит повысить. Тем не менее, взглянув на "кабину завтрашнего дня", как ее называет Continental, 3D-эффект был бы возможен без очков. Проект с дисплеем Lightfield призван обеспечить комфортное трехмерное восприятие. Не менее привлекательна и так называемая технология Shy в дисплеях, предназначенная для автоматизированного вождения.