Сегодня речь пойдет о концепции well-being: рассмотрим что это такое, как концепция зародилась и зачем она нужна бизнесу; а также поделимся нашими рекомендациями.
Что такое well-being?
Well-being в переводе с английского означает «благополучие», «удовлетворенность жизнью».
Концепция well-being — это комплексный подход к повышению благополучия и удовлетворенности сотрудников на работе. Well-being не сводится только к отсутствию болезней или физическому здоровью, он также включает в себя понятия счастья, радости, удовлетворенности, гармонии и психологического благополучия.
Основными компонентами благополучия по мнению института Гэллапа являются физическое и ментальное здоровье, финансовое положение, профессиональное развитие, социальные связи и окружение. Именно на них и предлагается опираться, когда речь идёт о планировании программ корпоративного благополучия.
Дискуссии на тему роли благополучия сотрудников в компании ведутся с начала 2000-х годов, и всё больше работодателей стали обращать внимание на зависимость эффективности сотрудников от их психологического, физиологического и эмоционального состояния. Историю концепции well-being можно часто отсчитывают с момента выхода в свет в 2005 году книги Джима Хартера и Тома Рата «Все отлично». В ней авторы представляют свой подход к достижению счастья и благополучия. Они утверждают, что для того чтобы чувствовать себя действительно счастливым, человек должен стремиться к гармонии и балансу в различных аспектах своей жизни, таких как физическое и психическое здоровье, личностное развитие, социальные отношения и самоосуществление.
Сейчас концепция well-being распространена на всему миру, при этом в каждой стране она раскрывается с разных сторон. Например, согласно исследованию сервиса hh.ru и платформы «Понимаю», российские компании в 2023 году на 58% чаще, чем годом раньше, предлагали сотрудникам well-being-поощрения — бонусы, направленные на поддержание благополучия внутри компании.
Рейтинг самых популярных бонусов довольно привычно открывает ДМС и программы поддержки здорового образа жизни. Больше 50% компаний, которые включают хотя бы одно направление в сфере well-being в свой соцпакет, предлагают эту опцию в своих вакансиях.
Вторыми по популярности стали занятия фитнесом или йогой (18%) и гибкий или гибридный график (17,6%). Последним по популярности ожидаемо становится критерий pet friendly (только в 0,02% объявлений).
Почему well-being программы так важны?
Что ответить на этот вопрос, обратимся к статистике: среди сотрудников более 100 российских компаний с ежегодным оборотом от 100 млн руб. 31% испытывает проблемы со сном из-за рабочего стресса. Лидером антирейтинга заболеваний офисных сотрудников, конечно, становятся проблемы со зрением — 52% опрошенных столкнулись с разными офтальмологическими недугами. Четверть респондентов жалуется на боли в спине, 13% — на проблемы с ЖКТ, 12% имеет варикозное расширение вен из-за сидячего образа жизни.
Подробности можно найти в исследовании HR Lab, которое было проведено для аналитического центра «АльфаСтрахование».
А по результатам исследования компании Zetic, не менее 50% работающих людей в возрасте от 20 до 42 лет испытывают выгорание. При этом у женщин оно проявляется значительно сильнее, чем у мужчин.
Это состояние оказывает прямое воздействие на работоспособность сотрудников, функционирование команды и успешность бизнеса.
Не секрет, что большая часть успеха компании зависит от команды. Доказано, что счастливые сотрудники продуктивнее на 13%.
Концепция well-being: влияние на бизнес-процессы
Внедрение таких программ в компаниях приводит к снижению уровня стресса на рабочем месте и улучшению здоровья сотрудников, что в свою очередь снижает расходы на больничные листы. Исследования ВОЗ показывают, что компании, заботящиеся о физическом и психологическом благополучии сотрудников, уменьшают время пребывания на больничном, а также расходы на медицинское обслуживание.
Программы well-being также оказывают положительное влияние на привлечение и удержание новых сотрудников. Репутация компании становится важным критерием для привлечения высококвалифицированных специалистов. Кроме того, счастливые сотрудники являются лучшими амбассадорами компании и способствуют улучшению клиентоориентированности.
Также программы well-being улучшают продуктивность сотрудников и снижают количество прогулов, что отражается на общей эффективности бизнеса. Новые тренды в развитии программы благополучия также набирают популярность, адаптируясь к изменяющимся потребностям и запросам аудитории.
Новые тренды
Поддержка сотрудников, оказавшихся в травматических ситуациях или проходящих переезд в другие страны, становится важной составляющей well-being программ. Персонализация поддержки учитывает индивидуальные потребности сотрудников, в том числе в области ментального и физического здоровья, безопасности, самореализации и культурной адаптации.
Использование искусственного интеллекта в развитии well-being программ открывает новые возможности для компаний в сфере разработки инновационных проектов и идей, учитывая изменяющиеся требования и потребности сотрудников.
За рубежом для помощи сотрудникам с психологическими проблемами искусственный интеллект уже используют. Например, чат-боты на основе AI поддерживают пациентов с тревожными расстройствами. Онлайн-собеседники работают без обеда и выходных, круглосуточно оставаясь на связи. Такой бот может дать совет по снятию тревожности или даже помочь выйти из острого приступа, а ещё научит глубоко дышать, чтобы не впадать в тревожное состояние в будущем.
Среди российский компаний этот принцип только начал набирать популярность, однако уже есть интересные кейсы среди крупных компаний: Росатом, Технониколь, Авито и SkyEng.
Рекомендации от You Social:
● Необязательно тратить огромные деньги на внедрение больших проектов. Некоторые составляющие Well-being программ можно получить бесплатно — например, участие в городских мероприятиях или онлайн-лекции по финансовой грамотности.
● Проводите опросы сотрудников не для "галочки". Спрашивайте, что реально волнует ваших работников и что у них болит, при этом не обещайте того, что не готовы выполнить. Так вы сможете сэкономить своё время и деньги, не вызывая негатива среди коллектива.
● При выборе подрядчика для реализации программы, запросите отзывы у коллег из HR-сообщества. Так вы поймете, насколько комфортно вам будет работать и как быстро ваши сотрудники смогут получить доступ к платформам. Мы в You Social можем стать вашим партнёром в запуске well-being программ – свяжитесь с нами, мы обсудим запрос и вернёмся с предложением программы под вашу компанию.