Всем привет! Очередной сезон, подошёл к своему логичному завершению, а значит можно немного передохнуть, поставить вел на хранение и заняться закупкой запчастей к следующему году. Также есть время поговорить на вполне обсуждаемую тему.
Очень часто, просматривая объявления на авито, мы можем заметить что у того или иного продаваемого велосипеда, имеется приставка в виде слова «КАСТОМ». К сожалению, по факту, большинство таких объявлений не имеют никакого отношения к кастомной сборке, и являются лишь некоторыми из форм апгрейда. В чем же заключается принципиальное различие?
Апгрейдом вашего велосипеда, могут служить любые замены в тех или иных узлах, характеристики которых стали надёжнее, прочнее или технологичнее. При этом ремонтом велосипеда, является вынужденная замена одного из узлов, на такую же запчасть или её аналог.
Что же до «кастомной» сборки, то в первую очередь она является некой концепцией велосипеда, основанной на той или иной раме (Б/У или новой). Наиболее въедливые читатели, могут возразить и сказать что настоящий кастом в сферическом ваакуме, это когда даже рама сварена своими руками (или собрана из г...а и палок), что конечно же будет верным определением но лишь отчасти.
Дело в том что такой вид работ не только является мега-эксклюзивным, но и весьма дорогим по финансовой части, не говоря уже о штучности товара (а заодно и покупателей готовых купить именно такое изделие). Поэтому мы поговорим о самой распраненной форме кастома - кастом на основе заводским рам.
Итак, если вы захотели собрать кастомный велосипед, нужно сразу уяснить себе несколько вещей, а именно:
- кастомная сборка выйдет дороже, чем приобретение заводской модели в стоковой сборке;
- ваш кастом никогда не окупится, при условии что вы собираете велосипед с последующей продажей другому лицу (исключение составляют сборки под конкретный заказ);
- кастомная сборка это долгий процесс! В среднем от момента заказа до получения запчастей проходит от 1 до 2-х месяцев + срок сборки колес и самого велосипеда (+ разного рода непредвиденные ситуации с дозаказом при ошибках в отгрузках и т.д.);
- вам нужно обладать приличным уровнем знаний о совместимости разных стандартов, марок, серий и прочего;
- уровень надёжности кастомного велосипеда обычно в разы превышает большинство стоковых моделей;
- попытка собрать кастомный байк в определенной цветовой гамме, это дополнительный поиск и иногда хорошая переплата по стоимости цветных узлов;
- тоже самое относится и к попытке собрать байк на компонентах от определённого производителя или бренда;
- понимание преимущества кастомной сборки, может наступить лишь спустя некоторое время, когда велосипед проедет несколько десятков, сотен и даже тысяч, километров. А иногда вас может постигнуть разочарование и придётся опять что-то менять;
- наличие большого бюджета, не гарантирует вам доступность запчастей более высокого класса, и велика вероятность что поиск таких узлов будет в разы дольше чем тех, что можно заказать на маркет-плейсах;
- цена - помимо того что хорошие железки стоят хороших денег, есть ещё такое понятие как «сезонность». Поэтому если ваша «левая пятка» решила собирать велик в разгар сезона, то будьте готовы к тому что цены будут выше тех что вы смотрели осенью или весной. Это кстати ещё один аргумент, в пользу отсутствия ссылок на конкретные запчасти или магазины. Ну и конечно будьте готовы к тому что бюджет сборки может вырасти по разным причинам.
Основой любой кастомной сборки, является новая или Б/У рама, а также целый велосипед в стоковой сборке. Рама должна отвечать вашим личным параметрам (рост-вес) и параметрам вашей концепции (размер колес, оси или эксцентрики, тип вилки и т.д.). Если вы просто заменили педали, руль, вынос и седло на более новые или яркие, это ещё не значит что вы провели кастомную сборку. Это лишь небольшой апгрейд или обычное «украшательство». К примеру, многие клиенты просят заменить старую трансмиссию, на более новую, приобретая «групсеты» целиком и ориентируясь в первую очередь на цену, не имея понятия о том, нужно ли устанавливать именно такие запчасти или нет? Лично я, сторонник прагматичного подхода в замене трансмиссии, и не вижу смысла переплачивать за 11 или 12 скоростей, при условии что и 10 ск трансмиссия справится с большинством задач. При этом, чем выше количество скоростей, тем тоньше цепи а значит и меньше их ресурс. Не говоря уже о стоимости цепей и кассет как расходников, которые рано или поздно придётся заменить. А к примеру при 12 скоростях, нужна будет втулка со специальным барабаном (микросплайн в случае с Шимано), что в свою очередь приводит к необходимости переспицовки и доп.затрат. Поэтому вернёмся к изначальному правилу кастомной сборки. Прежде чем начинать сборку, нужна полная концепция идеи вашего будущего велосипеда.
Ответьте себе на вопрос, в какой дисциплине вы собираетесь катать? Какие узлы велосипеда вы будете эксплуатировать в большей степени? На чем вы хотите сделать акцент? Какой уровень надёжности колес или тормозной системы вам необходим? На какие расстояния вы планируете выезжать? Вот именно из этих ответов, и формируется картинка будущего байка. При этом некоторые захотят собрать байк в определенным цветах, что в целом является нормальным пожеланием. Ведь тут вы решаете какие узлы ставить а какие нет. В то время как в стоковом варианте производитель большую часть вопросов воплотил за вас, предлагая на выбор разные модели и в разных расцветках.
У любителя, может возникнуть вполне закономерный вопрос - зачем нужен кастомный байк, если есть огромное количество готовых решений, причём на любой вкус? И знаете что я отвечу? А то что любитель во многом оказывается прав! Дело в том что категория кастомных велосипедов, это лига для продвинутых пользователей. Если учесть что велосипед и езда на нём, являются одной из форм личного досуга или хобби, уровень увлечённости этим процессом равно-пропорционален уровню личного опыта и потраченного времени. Следовательно - чем выше уровень опыта, тем выше уровень личных требований. Если вы катаете на постоянной основе, то рано или поздно вы на личном опыте убедитесь в ресурсе и надёжности тех или иных узлов, меняя их сначала вынужденно, а затем и заранее, желая подстраховаться и наслаждаться поездками без оглядок на возможные поломки.
Любителям же, лучше выбрать заводскую модель, так как частота и интенсивность поездок будут в разы меньше, а значит и ресурс стокового велосипеда в целом будет растянут на время, за которое стоимость велосипеда если и не окупится, то по крайней мере будет не такой высокой как кастомная сборка.
Кастомная сборка это всегда компромисс, между финансовыми возможностями и личными «хотелками». Поэтому лучше всего придерживаться некой золотой середины, где не будет узлов, которые будут выделятся на фоне остальных своей непомерной ценой или запредельным качеством. Ну нет смысла ставить вилку ROCK SHOX lyrik или ZEB на обычный хардтейл, на котором не собираются прыгать. А если и собираются, то гораздо уместнее ставить эти вилки на хорошие двух-подвесные системы. Ещё раз повторю, что успех хорошего кастома кроется в заранее правильно продуманной концепции. По идее вы должны значить какие ужно ставить и почему именно их? Например что будет лучше, картриджная кареточная система или сквозная? Механические тормоза или гидравлика?
Мой нетерпеливый читатель, может опять возразить. Сказав что и в стоковом сегменте готовых предложений, есть модели с серьёзным ценником, облегчающие выбор и решающие вопрос разом. И здесь я тоже не могу возразить, так как в большинстве случаев, любитель вышедший на новый уровень опыта, обычно пересаживается с бюджетного байка, на более дорогой, желательно от известного бренда. И конечно он уже с высоты своего опыта почувствует разницу. Но дьявол как всегда скрывается в деталях. Тут я могу лишь заметить что любой производитель, имеет широкие возможности для экономии на сборках. У вас даже не возникнет вопроса, на каких спицах, втулках и ободах собраны колеса вашего дорогого байка, купленного в магазине за 60 и более тысяч, ровно до того момента когда не наступит необходимость править «восьмерки» и «яйца» на ободах, устранять люфт во втулках и т.д. А некоторые упорно ездят на стоковых седлах, думая что раз велик стоит прилично, то и седло стоит хорошее, не говоря уже о педалях. Просветление обычно наступает во время вынужденных ремонтов и ТО, при условии что мастер сразу предупреждает о возможных последствиях. Некоторые просто решают проблему и не обязаны тратить свое время на разговоры с клиентов, за исключением обсуждения, тех.моментов и стоимости работ.
Кастомная сборка предполагает продумывание всех будущих узлов велосипеда, отвечающих сразу нескольким требованиям заказчика. И конечно такой подход, сделает конечный продукт более стойким к нагрузкам, и более слаженным в общей работе узлов, без сюрпризов. По факту, правильно собранный и настроенный байк, становится «незаметным» для его владельца. Что это значит? Это значит что во время длительной поездки, вы наслаждаетесь именно маршрутом, а не отвлекаетесь на возможные шумы, скрипы, риски и страхи перед возможной поломкой.
Но суть данной статьи, заключается не в том чтобы убедить читателя, будто ему просто необходима кастомная сборка, а скорее наоборот - дать понять читателю то, что кастом нужен далеко не всем, и для большинства это будет лишняя трата денег.
Но, если вы решили собрать «кастом», то стоит внимательно пройтись по всем пунктам, что описаны выше. Примеры подобных сборок, вы можете найти у меня на канале в разделе видео, которые залиты на все известные видео-платформы. Причем, в конце каждого ролика я обязательно привожу полный байк-чек лист с названием каждого узла и его серии, чтобы зритель мог найти эту запчасть самостоятельно. При этом я принципиально не даю прямых ссылок, так как магазин в котором эта запчасть продавалась, может быть закрыт или больше не торговать данными узлами. Кроме того, поиск запчастей это тоже труд, который стоит определённых усилий.
Другое дело что готовый ролик по сборке, является так сказать, финальной верхушкой большого айсберга самого проекта, включающего в себя подбор, поиск, сборку а также съёмочный процесс, монтаж и т.д. К тому же, как вы наверно заметили, я снимаю ролики все время на разных площадках и локациях, иногда не относящихся к вело-мастерской, работая только с небольшим количеством инструмента. Что наглядно демонстрирует простоту самого процесса сборки, которую может освоить практически любой за небольшими исключениями (колеса без должного навыка и инструмента вы не соберёте).
У читателя опять может возникнуть вопрос - предположим я готов потратить деньги и время на кастомную сборку, пусть и с помощью стороннего мастера. Однако я должен понимать, в чем заключается повышение надёжности узлов?
Отвечу на фоне простого примера. Например обод от колеса стокового брендового велосипеда отдельно в розницу стоит до 1000 руб за шт (производителю он обходится ещё дешевле, так как закупка осуществляется большими партиями). Разница этого обода от того что используется в более бюджетных велосипедах такая, что при прыжке с бордюра, первый выдержит нагрузку и не начнёт восьмерить. Но, если такие прыжки повторять часто (большинство стоковых велосипедов имеет исключительно кросс-кантрийную направленность), и этот обод придётся править. Теперь мы покупаем обод за 3-4 тысячи, изначально предназначенный для прыжков и интенсивных нагрузок. Как вы думаете, каким будет его ресурс если вы будете его использовать при обычной езде? Правильно, в разы больше. При этом самое смешное, что покупая стоковый велосипед, вы заплатили за обода в нём такую же цену, как если бы вы приобрели их для повышенных нагрузок. Не будем забывать что в цену велосипеда входит не только сборка, но и упаковка, перевозка, наценка магазина, зарплата сотрудников, реклама и много чего ещё. Из чего возникает однозначный вывод - купленные вами компоненты согласно личного выбора, сделают вашу сборку крепче и надёжнее, при условии что вам это нужно. Этим я хочу подчеркнуть важность осознанного выбора, а не слепое следование модным трендам (Хочу бескамерку!!!! Сколько-сколько? Да вы что с ума сошли!).
Очень часто я сталкиваюсь с тем, что посмотрев очередной ролик и списавшись со мной с помощью соц.сетей, потенциальный клиент уверенно заявляет о том что хочет собрать похожий байк. На мой встречный вопрос зачем ему такой велосипед, очень не многие могут внятно ответить на этот вопрос. И чтобы не растягивать разговор, который в 90% случаях закончится словами «я подумаю» или «это дорого», сразу перехожу к финансовой части, чтобы у клиента не возникало ложных иллюзий по цене и срокам. И да, если вы собираете сами, то экономите а услугах подбора и сборки.
Обычно после этого начинается слабый торг любви в духе - «Значит хот-дог, стоит 100 рублей? Понятно. А если без сосиски?». Приходится терпеливо объяснять такие нюансы. И сразу скажу что очень редко попадаются те, кто точно знает что он хочет и готов ждать столько, сколько нужно. Надеюсь что подобные подробности, ещё раз заставят вашу чашу весов наклонится с торону отказа от кастома, ограничившись стоковой моделью велика. Так что апгрейдом велосипедов, не говоря уже о ремонте, я занимаюсь куда чаще чем кастомными сборками.
И да, те любители, которые всё-таки решили пойти на встречу своей мечте, и начали поиск запчастей для сборки самостоятельно, со временем поймут что разница в сериях и линейках запчастей, не заключается только в маркетинге и желании производителя на вас заработать. Не будем забывать что любые революционные разработки, имеют под собой почву соревновательных уровней, которые в последствии переходят на более бюджетные модели как наиболее надёжное решение, стоящее своих денег. Но подобное понимание чаще приходит при самостоятельном интересе к данной тематике. При этом у меня даже не возникает желание спорить, если любитель заявляет очередную глупость, не подкреплённую ничем кроме личных влажных велосипедных фантазий (да это все маркетинг, чтобы выманить мои кровные денежки. Конечно-конечно! Производитель специально разработал новый амортизатор, чтобы ты поставил его на свой ашан, отдав последнюю зарплату))))). Надеюсь что мои доводы хотя бы частично раскрыли обозначенную в заголовке тему.
Ну и пару слов о текущих делах. Новый ролик по сборке был отснят почти две недели назад. Скоро приступлю к монтажу, так как с каждым разом объем отснятого материала становится больше, а значит и времени на монтаж требуется прилично. Сборка получилась уникальная, как по складу запчастей, так и по бюджету. Впервые собираю велосипед, чья себестоимость переваливает за 200К. С другой стороны в этом отчасти виноваты санкции (брэндовые железки доступны только через посредников) и инфляция. Кстати ноябрь - отличное время для закупок на след.сезон. Также в перспективе съёмка сборки кастома для подостка на 24 колёсах, закупку компонентов к которому я сейчас произвожу. И ещё одно, как бы не обижались на меня некоторые комментаторы, но я не занимаюсь подробными бесплатными консультациями по подбору запчастей. Пару советов дать могу, но в пределах разумного. На этом у меня пока всё! Кому интересно - подписывайтесь, кому нет - наоборот.
На этом у меня все, спасибо!
До новых встреч!
Владислав
вело-мастерская YASTREB CASTOM
г.Ростов-на-Дону
ноябрь 2024
Подписывайтесь на мой ЮТУБ канал
https://www.youtube.com/channel/UCd6gpO5G_JlagCDjYkdXJLw
или его дубль на Дзене - https://zen.yandex.ru/id/622f75b0258a14448f80f5e5
Или его дубль на РУТУБЕ - https://rutube.ru/channel/25532775/
#велоремонтвростовенадону
#велоремонтнасельмаше
#ТОвелосипеда
#апгрейдвелосипеда
#YASTREBCASTOM
#rutubeyastrebcastom
#яндексдзенyastrebcastom
p.s. Слово CASTOM я нарочно пишу через A вместо U и делаю это специально для узнаваемости запросных поисков в случае необходимости. Отдельным умникам могу сказать что у любого сейчас есть переводчик в смартфоне, и не нужно быть гением чтобы найти правильное написание того или иного слова. И если обнаруженная вами ошибка повторяется с регулярностью, значит наверно так нужно было? Так что улыбайтесь почаще и меньше расстраивайтесь, если ваше мнение не совпадает с мнением другого человека. Всегда можно отомстить автору отписавшись от данного блога)))