Жанна растерянно прижималась к плечу мужа.
Она не могла поверить в то, что говорила сейчас его мать.
Ведь по сути женщина выставляла их на улицу.
-Сегодня же съезжайте от меня, - ошарашила она вернувшихся с работы Жанну с Михаилом - Никаких завтра... У меня сегодня важная встреча.... Ну, в общем, я замуж выхожу.
Её тон и смысл сказанного был полнейшей неожиданностью для Жанны - ведь они, хоть и не пылали со свекровью, Татьяной Семеновной, друг к другу любовью, но и в открытых контрах не были.
-Почему, мама? Что случилось-то? Куда мы на ночь глядя пойдём? - Миша тоже оторопел от приказного тона матери.
-А потому, что я тоже человек. И, между прочим, ненамного старше тебя, Жанна! И имею право на кусочек женского счастья. - свекровь укоризненно, так и не смирившись, видимо, с выбором тридцатитрехлетнего сына, ткнула пальцем в сорокалетнюю невестку. - Я тоже Женщина. И именно сегодня решается моя женская судьба. А вы..., переночуйте в гостинице, а там найдете жилье. Квартир в аренду куча сдается.
-Ма, так давай мы завтра хотя бы съедем... Мы не готовы ни морально, ни финансово поздним вечером решить такую проблему...А завтра....
-Никаких завтра! - чуть не взвизгнула мать. - Через два часа у меня гости...Так что прошу вас в течение часа освободить мою квартиру. Возьмите самое необходимое, остальное можете завтра или на днях забрать.
Жанна на всю жизнь запомнит эту минуту, когда на темной улице - фонари еле проглядывали сквозь ледяной дождь со снегом, редкие прохожие, укрываясь капюшонами и зонтами, спешили в уютное тепло своих квартир, а их выгоняли, как собак на улицу.
Ладно бы только её и Мишу, но ведь свекровь прекрасно знала о том, что Жанна на втором месяце такой долгожданной беременности!.
Впрочем, беременность была долгожданной для неё, для Жанны.
А вот у свекрови были любые внуки - от живущей где-то далеко дочери, и один, рожденный в бывшем браке Михаила.
Сама же Жанна тоже была один раз замужем, но мужчина слишком уж сильно любил детей и, видимо, не слишком-то сильно любил её.
Потому что в один прекрасный день он ушел к беременной любовнице, бросив на прощание: "Извини, но семья без детей - это суррогат".
Вернее, бывший муж не ушел, а привел любовницу в свою квартиру, предложив жене освободить жилплощадь, так как их развод - дело ближайшего времени.
Ну а у Михаила в первом браке была другая история - диаметрально противоположная.
До знакомства с будущей невестой и женой он проживал с матерью, Татьяной Семёновной в трехкомнатной квартире, собственницей которой была только мать - Миша отказался от своей доли в приватизации.
-А зачем нам куча собственников,- сказал ему тогда ещё живой отец. - Давай откажемся в пользу матери - так проще с документами будет, ежели чего.
Невеста же Михаила, имеющая свою квартиру, категорически не захотела жить со свекровью.
И поначалу семейная жизнь молодого мужчины была более, менее нормальной.
Но вот после рождения ребенка жену, как подменили.
Она стала капризной, жаловалась на усталость и недосып.
А поэтому зачастую передавала малыша из рук-в руки мужу, как только он переступал порог квартиры после работы и улетала отдыхать с подругами до позднего вечера, а то и ночи.
-Памперсы знаешь где, смесь для питания тоже. Пока-пока, - накрасив ресницы и нарисовав губы, жена хлопала дверью.
Вскоре Михаил узнал, что супруга проводит вечера не только с подругами. Ему прислали фотографии, о которых до сих пор вспоминать противно.
-Ну и что?!!! - ответила жена, посмотрев на уличающие снимки. - Да, ты хороший, примерный муж и отец. Так теперь что я должна делать? Пожизненно твои рога и копыта в знак благодарности полировать? Ха-ха...
-Нет. Не должна. - холодно ответил Михаил.
Его вещи вошли в рюкзак и спортивную сумку, с которыми он и ушел на следующее утро.
***
Жанна была коллегой Михаила и его всегда на эмоциональном уровне тянуло к этой женщине. Как, впрочем и её к нему.
А вот после расставания Михаила с женой их взаимное притяжение переросло в симпатию, а затем и во встречи.
Жанна не скрывала, что ей уже хорошо за тридцать, тогда, как Мише было двадцать шесть. Но ему было наплевать на паспортный возраст женщины и шушуканье коллег за спиной.
-Будь моей женой, - однажды предложил он.
-Но... я должна тебя предупредить... - краснея ответила Жанна. - Мой первый брак распался из-за отсутствия ребенка. Поэтому... И у нас с тобой его может не быть..
-Это не настолько важно. Мне нужна в первую очередь, ты. Ну и наш ребенок тоже, если получится. Ну а нет, так и не надо... будем жить для себя. Путешествовать и наслаждаться жизнью.
У Жанны был легкий характер, а поэтому она смогла проглотить недовольство свекрови её возрастом и даже сумела максимально возможно подружиться с ней, не перетягивая на себя одеяло хозяйки квартиры при совместном проживании.
Так прошло около пяти лет.
И вдруг, когда Михаил с Жанной уже перестали ждать появление ребенка. произошло чудо.
-Ур-р-ра!!!! - сверкая глазами и задыхаясь от счастья. прибежала Жанна после приема врача. - Три недели беременности у нас!
Муж принял новость спокойно, без особых эмоций.. Татьяна Семеновна поджала губы и ничего не сказала.
И вот... Ни с того, ни с сего, она выставила промозглым ноябрьским вечером сына с невесткой в прямом смысле слова на улицу.
Жанна в слезах, дрожащими руками покидала вещи первой необходимости в дорожный чемодан. Миша растерянно, как ребенок ходил за ней следом, подкидывая что-то своё.
Как только они вышли из подъезда порыв ветра, словно насмехаясь, бросил им в лицо мелкий, секущий кожу, снег.
-Ну и? Куда теперь? - всхлипнула Жанна, глядя на съёжившегося мужа.
-Сейчас... Подожди... Может быть что-нибудь сможем найти по объявлениям, - ответил тот, прикрывая полой куртки, телефон и неуверенно добавил. - А может быть к твоей бабушке попросимся на ночь? Ты же говорила, что она у тебя добрая, тебя любит...
-Нет-нет... Куда к ней? У неё же одна комната, да и расстроится она сильно, ещё и давление скаканёт.
В объявлениях были указаны телефоны риэлтеров, которые, просили перезвонить завтра в рабочее время.
Откликнулся только один.
-Есть у меня квартирка на сдачу, и ключи у меня, так как хозяин на Севере. Только она...мягко говоря убитая и крошечная..И кроме того я не успел клининг вызвать после того, как студенты оттуда съехали ,- сказал он. - Поедете смотреть?
-Да! Конечно! - ответил Миша, в то время, как жена согнулась в три погибели от пронзившей её боли внизу живота.
К полуночи они заселились в малюсенькое, вонючее, донельзя загаженное помещение.
Но они были рады и этому.
Отогрелись. Вскипятили воду, выпив голый кипяток - не додумались кинуть с собой заварку и хлеб.
Жанна чувствовала себя все хуже.
Вызвали скорую. Но ребенка сохранить не получилось.
***
К квартирке, за которую пришлось сразу оплатить за два месяца, и, которую отмыли, отскоблили, отшоркали, поклеили свежие веселые обои, повесили тюль, купили нормальный диван, привыкли.
Тем более вскоре заболела и слегла восьмидесятипятилетняя бабушка Жанны и ей пришлось чуть ли не переселиться к ней.
Михаилу одному в малюсенькой, но ставшей более-менее уютной "конуре", было комфортно.
С мамой он со временем помирился, однако в гости к ней не ходил, чтобы не мешать её личному счастью с молодым "мужем", который был его ровесником.
За выбор партнера Михаил мать не осуждал - лишь бы ей было хорошо.
А у него своя жизнь.
Только попытался предостеречь мать от "развода" её на деньги.
-Мам, только ты поосторожнее с этим Эдиком - как-то начал он, но Татьяна Семеновна перебила его.
-В смысле, осторожней? Я что, по твоему, л.о.х.у.ш.к.а ? Да Эдичка боготворит меня. Понятно?! - раздраженно ответила мать и перевела разговор на другую тему.
***
Как бы Жанна не ухаживала, как ни старалась, она не смогла остановить естественный процесс - возраст никто не отменял - её любимая бабуля угасла, отписав внучке свою квартиру.
С этого времени жизнь семьи начала входить в спокойную, уютную, удобную колею.
Жанна поставила крест на мечте о своем ребенке. Хотя всё еще с завистью смотрела на счастливых мамочек и папочек, гуляющих с толстощекими карапузами.
-А ведь наш малыш уже бы вот-вот в школу пошел, - иной раз с грустью вспоминала она свою единственную, плачевно закончившуюся, беременность., обращаясь к мужу.
-Да не было там еще никакого малыша, - успокаивал её Миша.
Квартира, которая досталась им от умершей бабушки, была хоть и однокомнатной, но старой постройки. Жанна слышала, что эти дома пленные немцы в сороковых годах прошлого века строили.
Толстые стены, высокие, трехметровые потолки, необычная планировка и расположение в центре города делали эту недвижимость востребованной и дорогой.
-Давай продадим этот раритет в центре, - как-то предложил Михаил. - и купим на эти деньги нормальную, современную двушку, а то и трешку от застройщика на окраине.
-Ой... я так уже тут привыкла....Район отличный, да и до работы мне десять минут быстрым шагом. - улыбнулась Жанна.
В принципе, она была довольна наступившим отрезком своей жизни.
Правда он был без особых эмоциональных всплесков, но зато спокойный и упорядоченный.
***
В это утро она, как обычно, накормив мужа плотным завтраком и, выпив сама полулитровую кружку кофе, отправилась на работу в прекрасном настроении.
Однако все пошло наперекосяк с самого утра.
Автобус закрыл двери перед самым её носом и медленно отъехал от остановки, мигнув габаритными огнями.
По этой причине она опоздала на работу на десять минут и по закону подлости столкнулась нос к носу в коридоре с начальником их предприятия.
-Опаздываем Жанна Петровна!? - укоризненно сказал он.
-Автобус... - проблеяла она, ненавидя себя за свой просительно-унизительный тон.
Вон, если бы Люба, к примеру, опоздала, она бы так взглянула на начальника, что тот бы и не посмел задавать ей вопросы.
Но отродясь у Жанны не было даже той маленькой капельки, так необходимой каждой женщине с.т.е.р.в.о.з.н.о.с.т.и, которая делает женщину Женщиной и заставляет окружающих считаться с её мнением.
А начальству проглатывать даже получасовые опоздания.
Правда, если не наглеть при этом, не делая их ежедневными.
Но на этом неприятности не закончились.
Шеф ни с того, ни с сего навыдавал ей кучу заданий, сдать которые нужно было ещё "вчера". Ну а крайний срок - к завтрашнему утру.
-Но... - попробовала возразить Жанна. - Тут ведь работы дня на три-четыре.
Но опять ей не хватило той самой с.т.е.р.в.о.з.н.о.й. нотки и уверенности в голосе.
Обозлившись на себя, Жанна до вечера, без обеденного и прочих перерывов корпела над новыми прайсами и отчетами, но все равно не успела.
-Придется брать работу домой и доделывать ночью, - поняла она.
***
В автобусе разболелась голова и начало подташнивать от запаха бензина - еле отдышалась, выйдя на свежий воздух.
И поэтому, зайдя в квартиру и, увидев рядом с обувью вернувшегося раньше её с работы мужа, женскую обувь, она устало охнула.
-Кто бы это мог быть? -разуваясь, гадала Жанна.-Только гостей сегодня не хватало!
И тут в прихожую выплыла ...Татьяна Семёновна.
-Жанночка, как же я рада снова видеть тебя. - расплылась она в улыбке. - Ведь мы с тобой не виделись с....
-С того времени, когда вы нас выгнали ночью на улицу. - перебила её Жанна.
-Ну зачем ты так грубо? Не выгнала, а вежливо попросила, ведь у меня тогда Эдик должен был в гости придти...Вот я и... Ну да ладно... А ты ничуть не изменилась. Даже похорошела, посвежела...
-Ну а я вам должна то же самое сказать? Но не могу. Вы вот как раз изменились - постарели. Подурнели. - Жанну несло и она наслаждалась необычной для себя ролью.
-Злая ты стала Жанна. Нужно добрее быть к людям, толерантней, тем более к матери мужа. Нам ведь теперь вместе придется жить.
-Это с какого такого перепуга? Мы к вам теперь ни за какие коврижки не пойдём, нам и здесь неплохо.
-Так не вы ко мне пойдёте, а я с вами жить буду.
-Что?! Вы умнее ничего не придумали? У вас, что - проблемы с головой возникли? Ранняя деменция что ли? Зачем вам жить с нами в однокомнатной, если у вас своя трешка просторная?
-Так нет у меня квартиры...Я ведь под лестницей в подвале теперь жила вот уже неделю. Хорошо, что соседка Мише позвонила. Я сама-то боялась ему сознаться. Вот Миша меня сюда и привел. Сказал, мол, что я с вами поживу, а потом он что-нибудь придумает. Так что давай мой руки и пошли ужинать - я там приготовила кое что и пузырёк за воссоединение семьи приговорим.
-Че-го?!!! Какой ужин? Какой пузырёк? Кто вообще вам позволил хозяйничать в моей кухне?! - Жанна только сейчас увидела, что свекровь вырядилась в её праздничный фартук. - А ну-ка собрали вещи и вон из моей квартиры!.
-Жанна... Ты что?!! Ты как себе позволяешь со мной разговаривать?!- начала было Татьяна Семёновна, но, встретив пылающий гневом взгляд хозяйки квартиры крикнула. - Миша! Сынок! Иди сюда! Тут эта... меня на улицу выгоняет!
Губы свекрови тряслись от обиды.
-Жанна, прекрати... Пусть поживет у нас пока...Я потом что-нибудь придумаю...
-А почему это она должна жить с нами, а не в своей квартире? Которая, кстати, по совести и твоя тоже и из которой она нас, если ты не забыл, выставила?
-Так нет у неё этой квартиры...
-Обкрутил меня этот негодяй,- начала жаловаться свекровь. - Клялся в любви... Пылинки сдувал...Ревновал даже...А потом уговорил продать мою квартиру и переехать на Кубань, ближе к морю. Ну я и согласилась. Он первый туда рванул - искать недвижимость, а я тут осталась - квартиру продавать.
-Ну так вот...Я квартиру продала, а он там дом нашел на эти деньги.
-Выгодная сделка! - поторопил меня Эдик. -Чуть не вдвое люди цену сбросили - торопятся уезжать.
-Вот я и перевела этому к.о.з.л.у. деньги, после чего он исчез. -
-Теперь у вас ни квартиры, ни Эдика? Поздравляю! Но меня это никаким боком не касается. Нет, я, конечно, сочувствую, но помочь ничем не могу. В моей квартире Вы жить не будете. Ни одного дня! - твердо сказала Жанна.
-Миша... Да что же такое она говорит? Подействуй на неё. Или ты не мужик?! - Татьяна Семеновна обратилась к сыну.
-Жанна, ну так нельзя. Я понимаю, что у тебя обида. Но мать ведь пожилая женщина, осталась на улице,да и ведь не чужой она человек!
-Для меня она не просто чужой, а хуже чужого! Это из-за неё я лишилась ребенка. А теперь, простите, мне некогда. У меня куча работы и поэтому я попрошу немедленно удалиться.
-Ну ты и с.т.ер.в.а! Столько лет притворялась простушкой добренькой! - ошарашенно посмотрел на жену Михаил и пригрозил. - В таком случае...я тоже уйду с мамой!
-Держать не буду! Скатертью дорога! - холодно ответила женщина.
-Миша...Миша... А куда же мы пойдём? Давай-ка останемся здесь - не имеет права она тебя выгонять - ты же прописан здесь, а я твоя мать в гостях у тебя.. - уговаривала Татьяна Семёновна сына, пока он методично укладывал свои вещи в сумки и чемоданы.
Жанна вышла на утепленный балкон, включила ноутбук и попыталась погрузиться в работу.
Но ей не удавалось.
Мысли прыгали.
Где-то внутри пыталась пробиться её добрая, жалостливая натура.
Она даже дернулась чтобы остановить Михаила и Татьяну Семеновну со словами: "Да ладно... Пусть поживет на кухне".
Но тут же остановилась, вспомнив, как они с Мишей сидели на скамейке под ледяным дождем со снегом, не зная куда идти, и. как острая боль пронзила её живот.
Щёлкнул замок. Захлопнулась дверь.
Жанна вернулась в квартиру.
С удовольствием прошлась по ней, радуясь тому, что выдержала - настояла на своём и вытурила наглую свекровь.
-Как удобно, оказывается, включать с.т.е.р.в.у, - подумала она. - Помирюсь ли я с Мишей или нет - другой вопрос. Но вот безмолвной, послушной тряпкой я точно теперь не буду.